Тема Эксперимент как метод исследования

(практическое занятие – 2 часа)

Основные понятия: эксперимент, экспериментальные методы; лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; социальный эксперимент, социально-педагогический; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент, контрольный эксперимент; сравнительный эксперимент; опытно-экспериментальная работа; экспериментальный фактор; зависимые и независимые переменные, социодрама, мысленный эксперимент; метод моделирования, моделирующий эксперимент, эксперимент «экс-пост-факто».

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Сущность и виды экспериментов в исследованиях в социальной работе.

2. Понятие о мысленном моделировании. Моделирующий эксперимент.

3. Роль моделирования в реализации связей науки и практики.

4. Методика разработки социальных проектов.

5. Основные требования к социально-педагогическому эксперименту.

6. Достоинства и преимущества экспериментальных методов.

Практические задания (работа в микрогруппах):

1. Используя сравнительную таблицу, охарактеризуйте достоинства методов наблюдения и эксперимента. В чем они дополняют друг друга? В чем просматривается взаимосвязь наблюдения и эксперимента?

2. Создайте идеализированные объекты:

«идеальный воспитанник»,

«идеальный социальный работник».

Какой метод вы при этом использовали?

Дополнительные вопросы для обсуждения:

1. Обоснуйте, какие задачи решаются при проведении в социальной работе исследования с помощью эксперимента. Сформулируйте наиболее важные условия его проведения.

2. В чем проявляется комплексный характер эксперимента в социальной работе по сравнению с другими методами исследования?

3. Как следует определять репрезентативность выборки для эксперимента в социальной работе?

4. Должна ли модель того или иного объекта полностью соответствовать реальному объекту? Аргументируйте свой ответ.

5. Когда абстрагирование и его результат – абстракции – полезны и когда они могут играть отрицательную роль в исследованиях в социальной работе?

Тематика рефератов:

1. Использование экспериментального метода в практике социальной работы.

2. Этические проблемы эксперимента в социальной работе.

3. Социальный эксперимент как метод проверки научной гипотезы.

4. Социодрама как специфический вид преобразующего социально-педагогического эксперимента.

Литература:

1. Берков, В. Ф. Философия и методология науки: Учебное пособие / В.Ф. Берков. – Минск: ООО «Новое знание», 2004. – С. 90 – 93.

2. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; Под ред В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – С. 91 – 122.

3. Давыдов, В. П., Образцов, П. И., Уман, А. И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А. И. Уман. – М.: Логос, 2006. – С. 55 – 56.

4. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс – М.: Педагогика, 1978.

5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – С. 108 – 112.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: