анкеровка | выводы | ||||
Социальные слои | Я — общество | Ценности | Проблемность социального мышления | Оптимизм — пессимизм | Адапти-рованность |
предприниматели | S-0 | новые непротиворечивые | конкретные проблемы -принятие решений | оптимизм | + + двойная адаптиро-ванность |
интеллигенция — ученые студенты | S-S | старые -новые противоречивые | абстрактные проблемы | ученые -пессимизм, студенты — оптимизм | ? |
рабочие | 0-S | старые — новые противоречивые | конкретные проблемы в связи с деятельностью | пессимизм | - |
пенсионеры | о-о | старые непротиворечивые | констатация проблем | пессимизм | двойная адаптиро-ванность |
После получения этой типологии мы провели дополнительное исследование трех пересекающихся характеристик каждого типа — ценностной, социального мышления (способности к проблемности) и оптимизма-пессимизма, т. е. получили типологию, которая, имея определяющий фактор в виде субъект-объектных категорий, разделивших выборку на четыре типа, затем дополнилась другими. Общий вид этой типологии пред-
|
|
Россчйский менталитет: кросс—культурный и типологический подходы _____ 27
ставлен на схеме 2. Основная часть этих результатов была нами описана ранее [1, 2]. Новыми являются шкалы оптимизма-пессимизма, которые показали, что тип S—О, имея новые непротиворечивые ценности и конкретно-проблемное социальное мышление, одновременно и оптимистичен, а три остальных — в основном пессимистичны (хотя на студенческой выборке получена равная выраженность оптимизма и пессимизма).
Весьма важно отметить, что эта типология была результатом специального лабораторного исследования, которое раскрыло специфические связи в механизмах сознания и активности (мышления и удовлетворенности) разных типов. Эта часть работы не отличалась от традиционно психологических исследований.
Но следующим этапом явилось исследование, которое можно в полной мере назвать психосоциальным, поскольку по методу, разработанному В. Дуазом, мы начали искать, каким социальным группам принадлежат типы сознания, выявленные собственно лабораторным путем. В. Дуаз — сотрудник С. Московичи, разработал метод, близкий нашей прогрессивной типологии, так называемую анкеровку (что буквально переводится как якор-ность, а фактически по смыслу — как укорененность или «корень»). Суть его заключается в поиске тех социальных групп (профессиональных, возрастных или собственно социальных страт, слоев), которым действительно свойственны структуры сознания, обнаруженные лабораторным путем. Только после этого эти структуры и механизмы могут быть названы психосоциальными. Анкеровка таким образом является основной стратегией исследований психосоциальных явлений [5].
|
|
В качестве четырех социальных групп выступили предприниматели, интеллигенция (ученые и студенты), рабочие и пенсионеры. Самым неожиданным для нас результатом явилось то, что у реальных социальных групп обнаружилось статистически значимое наличие лабораторно выявленных характеристик определенных типов. Причем коэффициент корреляции между типом сознания и социальным слоем для первых двух групп был достаточно высок, чтобы говорить о прямой принадлежности каждой из них данному типу сознания, но особенности сознания рабочих и пенсионеров были слабо выра-ясены, слабо дифференцированы. Иными словами, сознание 3-го и 4-го типов — объект-субъектное и объект-объектное — не однозначно привязано к определенным социальным слоям, что требует дальнейшего исследования.
28 ____________________________________________________ К. А. Абульханова
Основным результатом наших работ, таким образом, явилось эмпирическое доказательство того, что у реальных социальных групп существует тип сознания по комплексу четырех параметров — представлению о связи я-общество, способности к проблематизации, характеру ценностей и оптимизму-пессимизму.
Остановимся на интерпретации некоторых типов.
Субъект-объектное сознание присуще предпринимателям, хотя ранее мы отмечали, что, по-видимому, такого типа сознание могло быть свойственно и русским миссионерам, пытавшимся спасти Родину, и диссидентам, в силу чего необходимо искать и другие характеристики типа. Они имеют новые и потому непротиворечивые ценности, проблемное мышление, привязанное к их профессиональной деятельности и — в основном — оптимистическую перспективу.
Субъект-субъектное сознание присуще интеллигенции — ученым и студентам (несмотря на различия возраста и профессионального статуса этих групп). По характеру ценностей их сознание противоречиво, а мышление обладает способностью решения абстрактных (по критериям Г. Э. Белицкой), но не конкретно социальных проблем (разумеется, это не относится к социологам и юристам). Студенты дифференцируются от ученых только по характеру третьей шкалы: ученым (в основном) присущ пессимизм, а у студентов сочетаются пессимизм и оптимизм, что можно приписать возрасту.
Сознание объект-субъектное и объект-объектное, как было сказано выше, не однозначно свойственно определенным социальным слоям. Но по характеру ценностей и способности к проблемному мышлению пенсионеры и рабочие различаются. Мышление рабочих проблемно в области профессиональной деятельности (т. е. конкретно-проблемно), мышление пенсионеров беспроблемно или, констатируя проблемы, они не имеют потребности их решать (а лишь констатируют — по критерию Белицкой [3]). Оба слоя характеризует пессимизм.
Тип со старым ценностным сознанием, несмотря на свою непротиворечивость, вдвойне не адаптирован к новым условиям — в силу консерватизма своих ценностей, принадлежности к населению, занимающему низкое социальное положение и имеющему низкий уровень благосостояния. Парадоксальным результатом исследования явилось то, что в сознании данного типа могут номинально присутствовать социальные проблемы — о них читают и говорят, но отсутствует потребность и способ-
Российский менталитет: красе—культурный и типологический подходы 29
ность их решения. Таким образом, личности этого типа не могут рационально-осознанным путем изменить свою жизненную позицию, поскольку интерпретируют себя как объекты. Ни возможности их мышления, ни особенности самосознания не позволяют им выйти в другое жизненное измерение, подняться на новый уровень.
|
|
Итак, уровень социального мышления личности зависит от способа использования ею своих интеллектуальный данных в реальной жизни, от постоянства интеллектуальных занятий, от потребности постоянно мыслить. Он зависит от отношения личности к социальной действительности, ее жизненной позиции, установок, ценностей, ориентации, определяемых ею. Положительное, активное, ценностное отношение к социальной действительности, потребность участия в значимых социальных ситуациях, изменениях способствует осознанию сущности происходящего, постановке проблем и задач. Пассивное или негативное отношение к социальной действительности блокирует потребность искать конструктивные решения и вообще структурно, последовательно, целенаправленно думать. Одновременно неосознаваемые предрассудки, установки, мнения, присущие какому-нибудь социально-психологическому слою населения или группе, часто становятся препятствием даже для проникновения в сознание проблем, поставленных обществом, а тем более — для их самостоятельной постановки и решения. Таким образом, социальное мышление определяется не только способностью, но и потребностью мыслить, определяемой самой личностью или запросом общества на интеллект личности.
Социальное мышление личности носит тот или иной — поверхностный, стереотипный, обыденный характер, если у личности отсутствует интеллектуальная культура, потребность к решению все более сложных задач, а интеллектуальная поспешность и житейская суета препятствуют поискам все более тонких и существенных зависимостей.
Таким образом, сравнивая разные типы личностей, фактически совпавшие с социально-психологическими или даже психологическими характеристиками страт, мы видим, что поляризация общества произошла по степени адаггтированности к произошедшим в обществе изменениям. Адаптированность в Данном случае означает участие или неучастие (возможность участия) в осуществлении самих этих изменений, во-первых. ■Во-вторых, она проявляется в собственно личностной активности
|
|
30 К. А. Абульханова
или пассивности, которая, в свою очередь, зависит от активности или пассивности сознания, возможности выдвижения целей, интерпретации себя лишь как участника (или зависимую переменную) или субъекта происходящего. В-третьих, верность старым ценностям, пассивность социального мышления не дает определенной части общества понять смысл происходящего, утрачивается переживание смысла собственной жизни. В результате в обществе происходит поляризация вдвойне адаптированных групп и вдвойне неадаптированной части населения. Это, по-видимому, должно интерпретироваться социологически как состояние неустойчивости общества.
Эти данные позволяют ответить на один из интересующих Западную Европу вопросов: откуда появились новые русские (в нашем исследовании — предприниматели до сорока лет)? Они склонны отвечать на этот вопрос в экономических категориях, связывая их появление с особенностями теневой экономики, которая развилась уже в период, предшествовавший перестройке. Не отрицая возможности такого объяснения, заметим, что для нас, во-первых, «новые русские» дифференцируются на предпринимателей, так или иначе активно занятых современными видами финансово-экономической деятельности, и на владельцев недвижимости, т. е. людей, негласно участвовавших в приватизации крупной государственной собственности, которые не в состоянии пустить эту собственность в оборот. Первая группа — по научным и публицистическим данным — это активные люди, характеризующиеся высокими интеллектуальными способностями. Кроме способности решать проблемы, связанные с их профессиональной деятельностью (в чем они, казалось бы, сходны с рабочими), специфика их мышления заключается также в диагносцированной нами оперативности мышления, в его скорости и способности принимать решения. Их когнитивный стиль является сложным, т. е. они способны удержать проблемы и множество вариантов в своем сознании достаточно длительное время (что не противоречит их способности принимать быстрые своевременные решения). В чем специфика их профессиональной деятельности, радикально отличающая их задачи, от решаемых рабочими? Их деятельность осуществляется в современном социальном пространстве, которое, как уже отмечалось, в высшей степени обладает, во-первых, неопределенностью, во-вторых, нестабильностью. Обычно профессиональные задачи повторяемы, как правило, легко типизируются, имеют четко очерченные
Р оссийский менталитет' кросс—культурный и типологический подходы 31 I
условия и требования и даже коды решений. Данная группа i
фактически сама создает из разных наборов социальных данных некие композиции, каждая из которых отличается оригинальностью. Тем самым данная группа, как уже отмечалось, во-первых сама создает условия для других социальных групп, во-вторых, создает тем самым для себя своеобразные опоры «костыли» в «топком болоте» социальной действительности. Иными словами, мы приходим к выводу, что данная группа заняла лидирующее положение в обществе благодаря своим психологическим, точнее — личностным качествам, еще более конкретно — своим оригинальным интеллектуальным способностям, сочетающимся с высокой инициативой.
Профессиональная деятельность в сфере производства характеризуется стереотипностью, жесткостью, стандартностью условий и вместе с тем глубокой противоречивостью: эти противоречия не могла разрешать даже высоко интеллектуальная элита директоров, представляющая собой, как правило, активных, выносливых, преданных до самоотверженности своему делу людей. Противоречия ценностей у рабочих дезориентируют их, а способность решать профессиональные проблемы не распространяется на социальную сферу, их социальное мышление недостаточно развито. Предприниматели же, своего рода лидеры, обладают огромной свободой, будучи не связаны с определенным видом деятельности — возможностью перехода из одного в другой, поисковой активностью в сфере социально-экономической неопределенности и нестабильности.
Тем не менее, все наши данные об этом социальном слое свидетельствуют, что он образовался именно по личностному основанию: в пространство (сферу) предпринимательской деятельности устремились наиболее инициативные и высоко интеллектуальные личности (хотя более детальный, не усредненный анализ показывает, что не у всех инициативность сочетается с хорошим интеллектом, а последний гораздо больше Коррелирует с ответственностью). И среди других слоев населения, несомненно, высок процент личностей, одаренных прекрасным теоретическим или практическим умом, но не велико число тех, кто сам ценит и хорошо использует свой ум, по от-нощению к тем, от кого требуется применение интеллекта профессией, ситуацией, самой жизнью помимо самого субъекта. Нацш данные об этом социальном слое свидетельствуют, что Решающую роль сегодня начинают играть отдельные личности, обладающие высокими интеллектуальными и личностными
32 ____________________________________________________ К, А. Абультнова
качествами, в чем мы видим первое доказательство общего тезиса о решающей роли психологии на современном этапе.
Противоречивость ценностей в сознании интеллигенции, с одной стороны, может обострять способность к проблемному мышлению, но, с другой — блокировать интерес к социальным проблемам, ограничивать круг проблем интеллигентов узко профессиональными. Во всяком случае, по-видимому, их социальное мышление недостаточно развито, что тормозит социальную активность и определяет пассивность данного социального слоя, даже его молодой студенческой части.
Не касаясь деталей, которые нуждаются в дальнейшем исследовании, можно сделать вывод, что у разных типов существуют разные функциональные связи между разными механизмами их сознания, которые в одних случаях оптимизируют его продуктивность, а в других — блокируют. В свою очередь, даже при высоком уровне развития личности функциональные ограничения сознания могут тормозить ее активность. В целом мы получили пока картину, но еще не систему сложного соотношения возможностей разного типа личностей в профессиональном и социальном отношении с разными возможностями их мышления и сознания.
Второй вывод заключается в том, что расслоение на страты произошло по психосоциальному параметру, по личностным возможностям и ограничениям, а, в свою очередь, это расслоение дифференцировало разные слои до их социальным возможностям. Рабочий класс и пенсионеры оказались, фактически, в низшем по адаптированности недееспособном социальном слое.
Третий вывод касается сущности изменений, произошедших в нашем обществе. Изменения касаются не только экономической и политической сфер, не только ценностей, и даже, как мы и предполагали, не только самосознания — осознании себя как субъекта, обладающего всеми возможностями или как объекта, от которого ничего не зависит. Изменения заключаются в том, что до сих пор при наличии затверженного при социализме лозунга о классовом обществе, существовал некий средний класс, который можно сравнить с так называемым мидл-классом во Франции (средний не только по уровню сложности социальных задач, по характеру социальных позиций). Изменения сознания заключаются в возникшем неравенстве социальных возможностей разных социальных групп. Это неравенство определяется не только материально-экономическим параметром (и всеми вытекающими из него последствия-
Российский менталитет: кросс—культурный и типологический подходы 33
ми), но и по способности-неспособности разных групп участвовать в социальной жизни (такая способность очень низка сегодня у интеллигенции, мала у рабочих). Сложилась ситуация, при которой один слой (предприниматели) задает социально-экономические условия жизни всем остальным слоям общества (хотя он никого не эксплуатирует). Главное же неравенство проявилось в способности-неспособности разных слоев адаптироваться к социальным изменениям. Группа предпринимателей оказалась адаптирована к ним вдвойне (даже втройне — по своей субъектности, новым ценностям, социальному мышлению и оптимизму). Пенсионеры и частично рабочие оказались вдвойне неадаптированными — их ценности либо противоречивы и блокируют их собственное мышление, либо консервативны, мышление беспроблемно и ограничено профессиональными задачами, позиция и самосознание объектно, что усугубляется неудовлетворенностью и пессимизмом.
Интеллигенция на сегодняшний день занимает неопределенное положение в обществе, поскольку, обладая огромным интеллектуальным потенциалом, парадоксальным образом не может его использовать как социальный потенциал своей личности. Она есть резерв вашего менталитета и общества, но резерв, совершенно не используемый самой этой группой и обществом.
В целом, отвечая на вопрос о специфике российского менталитета и его изменении, можно сказать, что по сравнению с огромной ролью интеллигенции в дореволюционный период, позволявшей не только духовно-нравственно, но и культурно соперничать с Западной Европой, ныне интеллигенция утратила и пока не может обрести свою позицию.
Специфика российской ментальности, состоящая в цементирующей роли морального начала, которая была всегда присуща русскому обществу и составляла его цельность, соборность, разрушается дифференциацией разных слоев. Фактически целое состоит из большинства социально не адаптированных слоев. До сих пор мы говорили о влиянии возможностей сознания и личности на социальную адаптацию. Но пущен в ход и обратный механизм: отсутствие социальной адаптированное™ лишает сознание возможности понять смыслы происходящего, гДе единственной задачей становится физическое выживание.
В русском менталитете сохраняется имплицитная связь Каждого «я» с обществом, но поскольку общество уже выступает в лице политически и экономически несостоятельного правительства, эта имманентная для русского связь может разрушиться.
2 - 2456
34 К. А. Абумхановд
Политики должны когда-то осознать значение этой связи и использовать в составлении своих формул и программ огромную, еще не закрытую возможность ее сохранения, заполнения создавшегося смыслового вакуума. Развившиеся за годы застоя межличностные отношения хотя и построены на своеобразной «конвенциональной» морали, уже требуют придания им правовых, взаимоответственных форм.
Таким образом, что касается характеристики положения российского общества на основе специфики российской мен-тальносги, выявленной нами в самом первом приближении, то можно сказать, что общество не просто находится в политическом, экономическом и множестве других кризисов: оно — в силу уничтожения среднего класса, придающего необыкновенную статичность-устойчивость, например, французскому обществу, находится в состоянии подвижного неравновесия. Эта неустойчивость определяется расстановкой психологических «сил», слоев, обладающих разными (до сих пор дополнявшими друг друга) социальными, духовными, личностными возможностями. Сегодня они уже не дополняют друг друга, а образовали противоречивые полюса.
Что касается выводов собственно научного характера, то мы в определенной степени доказали:
1) в обществе произошла дифференциация по комплексу социальных представлений, в каждом из которых образовались разные смысловые и функциональные «гештальты»;
2) именно социальные представления и индивидуальные возможности-ограничения сознания являются ведущими характеристиками этих социальных групп, а не политические, не правовые;
3) подтвердилась идея Московичи, что социальные представления, являясь ведущими на современном этапе развития России, выполняют реальную жизненную и социальную функцию. Эта функция в одних случаях оказалась позитивной — в других негативной, малопродуктивной;
4) получена дальнейшая конкретизация концепции субъекта,
* Мы употребляем понятие «конвенцлоналыгости» в специфическом, отличном и даже противоположном обычному определению смысле. Бели для Кольберга конвенциональность предполагает равенство, доверие, справедливость, то в России конвенциональность стала синонимом договоренности, в узких рамках которой возможно доверие только на началах приоритетности моральных обязательств.
i
Российский менталитет: кросс—культурный и типологический подходы 35
разработанной С. Л. Рубинштейном: осознание себя как субъекта или объекта сопряжено с интерпретацией общества (а в иных случаях — другого человека) как субъекта и объекта, (в свое время Рубинштейн предупреждал об этической недопустимости использования другого в качестве средства, т. е. объекта).
Нами получена конкретизация классического тезиса Рубинштейна о единстве сознания и деятельности: это единство носит типологический характер и в некоторых случаях превращается в противоречие сознания и деятельности. В целом же было проведено доказательство идеи о функциях психики, высказанной Рубинштейном еще в «Основах общей психологии», применительно к функциональным возможностям и ограничениям сознания, которые влияют на личностную и социальную позиции.
Относительно реализации психосоциального подхода, можно резюмировать, что при всей сложности его эмпирического исполнения, именно он раскрыл сложные взаимосвязи функциональных возможностей психики, сознания, личности и той, каждый раз разной в одну и ту же эпоху, композиции социальных условий, в которых оказывается личность разного типа. Интеллектуальные преимущества предпринимателей, возможно, развитые в совершенно иной профессии, дали им преимущества в сверхсложной социальной действительности, которая, как ни парадоксально, напротив, оказалась простой, сведенной к задаче сохранения жизни и здоровья, для другого типа, интеллектуальные возможности которого были в предыдущую эпоху либо социально, либо профессионально не сформированы. В свою очередь решение только задачи выживания или сведение задачи жизни только к сохранению возможности профессиональной работы (у интеллигенции) естественным образом не содействуют расширению для них сферы социальной жизни и развитию социального мышления.
Развитие сознания, которое может иметь место при определенных усилиях и влияниях, в свою очередь, позволит изменить ту форму самосознания, которая обрекла два типа личностей на роль объектов. Только осознание себя в качестве субъекта, только преодоление «рабского», по выражению Гегеля, самосознания, доставшегося от тоталитаризма, способно Ьернуть жизненную активность и уверенность огромному количеству людей. Их жизненно-практическую позицию уже Нельзя изменить социальным путем, даже путем повышения их материального благосостояния (что и нереально). Она может
2*
36 ____________________________________________________ К, А. Абульханова
быть изменена только у тех и только в той мере, в которой может быть позитивно настроено, расширено их сознание. Этот путь в принципе отвергнутый марксизмом, провозгласившим примат бытия над сознанием, является еще не исчерпанным источником возрождения российского духа.
Категория субъекта применительно к индивидуальному сознанию и самосознанию по своему значению не имеет ничего общего с той возвышенно-утопической ее трактовкой, когда каждая личность, реально в жизни сведенная к роля исполнителя, объявлялась в философии субъектом преобразования природы и общества. Речь идет о таком жизненно-практическом и осознанном состоянии личности, когда она способна определить зависящее от нее пространство жизни и деятельности, способна соразмерить свои усилия с масштабами этого пространства (естественно, разного для разных людей), способна представлять себе смысл, цену и результаты своих усилий. Тем самым социальные действия людей окажутся связанными с их жизненными смыслами, перспективами, возможностями, их инициативы будут ими самими соизмеряться с их личной ответственностью.
Осознание или выработка совокупности критериев оценки своей личности, своих способностей, своих притязаний, предполагаемого труда и деятельности уже создают личности чувство свободы маневра, свободы выбора, свободы риска или... свободы отказа. Это и есть основа субъектности самосознания. В свою очередь осознание себя в качестве субъекта обогащает внутренний мир и укрепляет жизненные силы человека, который становится способен не только устоять в трудностях, но и помочь другим.
Все эти моменты, существенные и для самосознания, и для жизненной позиции каждого, могут и должны быть отрефлек-сированы. И можно быть уверенным в том, что опознание, называние, осмысление этих больных и трудных проблем жизни каждого человека найдет в нем отклик, отзовется эмоционально, интеллектуально, духовно. Основные линии этих проблем при всем разнообразии личностей остаются общими.
Поэтому вывод о решающей роли психологии общества и личности на современном этапе одновременно есть социально оптимистический вывод, поскольку российское сознание, несмотря на уничтожение духовности, христианской веры, любви к ближнему, всегда имело и имеет свой «якорь», свою укорененность в связи со своим народом, своей Родиной, свою соборность. Судьба
Российски и менталитет' кросс—культурный и типологический подходы _____37_
России на протяжении истории доказала, что лучшее в ней поднимается в самые критические, самые запредельные периоды. Пережитое унижение человечности, уничтожение культуры, религии, нравственности тем не менее закалило российский характер, что для нас является залогом будущего возрождения.
Литература
1. Абульханова К. А., Воловикова М. И., Елисеев В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психол. журн. Т. 12,
Jβ 4, 1991, с. 27-40.
2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. Т. 14. № 4, с. 39-55.
3. Белицкая Г. Э. Типология проблемности социального мышления. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1991.
4. Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1877 г. // Россия и Европа. Опыт соборного анализа. М., 1992.
5. Дуаз В. Феномен анкеровки в исследованиях социальной репрезентации. // Психол. журн. 1994, № 1.
6. Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблема психологии понимания// Вопр. психол. 1993, Кг 2.
7. Ковалев В. Россия и Европа. Истина и свобода //Россия и Европа. Опыт соборного анализа. М., 1992.
8. Лапин Н. И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991., с. 4—21.
9. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журв. 1995, Х° 1, с. 3-18, № 2, с. 3-14.
10. Петренко В. Ф., Митина О. В. Семантическое пространство политических партий// Психол. журн. 1991. № 6.
11. Славская А. Н. Личностные особенности интерпретирования субъектом авторских концепций. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993.
12. Abrik J.-C1. A. Theoretical and experimental approach to the study of social representations in a situation of interaction//Sodal representation. Ed. by R.M. Farr & S. Moscovici. Cambridge, 1984.
13. Moscovici S. Social representations. Cambridge, London, N-Y., 1984.
14. Moscovici S. Social influence and social change. London, N-Y., San-Franc, Academic press, 1978.
15. Zaleski Z., Chlewinskiz Lens, Ymportance ofland optimism-pessimismin predieting solution to world problems an mtercultural study. W. Psychology of future orientation. Ed. 2. Zaleski, W. Lens, 1995.
БРАТСТВО ТРЕЗВОСТИ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ПРИХОДЕ
священник Валерий Ларичев
Вследствие значительных перемен в основах жизни российского общества после разрушения социалистического государства одной из самых жгучих проблем стало огромное распространение алкоголизма среди мужского населения страны. Миллионы людей остались без работы и без особых надежд на перемены к лучшему: начиная с 1990-го года, каждый новый год приносит все большее обнищание населения и, как следствие, голод, болезни, невиданный рост преступности. В этих условиях все больше становится мужчин, столкнувшихся с невозможностью не только содержать семьи, но и просто прокормить самих себя; они пытаются забыть о мучительных проблемах с помощью алкоголя — самого дешевого «продукта» на теперешнем российском рынке. В результате наблюдается массовое разрушение семей, умственная и физическая деградация миллионов мужчин, рождение больных и умственно неполноценных детей. Все это уже принимает характер национальной катастрофы: третий год население страны значительно убывает и происходит резкое сокращение продолжительности жизни.
Но при всей важности экономических причин трагедии они являются лишь внешней стороной проблемы, представляя собой как бы вершину айсберга, а в глубине находится то, что определяет не только истоки повального алкоголизма, но и саму экономику страны. Основания всякой жизни коренятся в духовном мире.
В святоотеческой традиции существует очень хороший образ, идущий от поучений аввы Дорофея. Представьте, говорил авва своим ученикам, в центре круга точку, подобную солнцу (в православной символике всем понятен образ «Солнце Правды Христос*). Если взять несколько точек на линии внешнего круга, то расстояние между этими точками может быть большим и малым. Соседние точки — это как бы родственные души, им легко («близко») общаться друг с другом. А есть ведь
Roamcawo трезвости при православном приходе157
точки, расположенные с противоположных концов круга. Таким душам трудно принять друг друга, все их в другом раздражает, потому что они не похожи почти ни в чем. Но вот если провести радиусы от центра и двигаться по этим радиусам к точке подобной солнцу, то есть все мысли и стремления свои устремлять к Богу, то в этой точке соединяется самое несоединимое. Через обращение к Богу восстанавливаются безнадежно, казалось бы, распавшиеся супружеские, дружеские союзы. Любовь соединяет.
Если развить этот образ дальше, то точки и на самих радиусах можно представить в виде людей, проделавших свой личный путь к Богу — у каждого свой. Тех, кто приблизился к центру, в народе всегда считали святыми и узнавали их по духу любви, кротости, смирения (два последних слова почти забыты в современном языке, а первое — чего только здесь не имеют в виду!). В волнах этой искренней, всепрощающей и нелицеприятной любви, исходящих от подвижника, исцелялись болезни и раны приходящих к нему людей — как душевные, так зачастую и физические, потому что любовь — это то «что движет солнце и светила», она первична и пребудет вечно: * Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8).
Может быть и не оскудела русская земля подвижниками, но XX век скрыл большинство из них от любопытных глаз: в лагерях и тюрьмах, в глухих и потаенных местах утверждали они вечные ценности ценою своей жизни. На страну надвигалась апостасия — всеобщее отступление от Бога. Как естественное следствие — рост неполадок на всех уровнях, начиная с душевного (заболевания), кончая экономическим и хозяйственным. «Всей земли одна шестая», доверенная русскому народу для хранения Православия и для братского участия в судьбе других народов — больших и малых, населявших страну, ныне сократилась, урезалась. Любить других людей — всех, без различия национальности и обычаев, — тяжелый труд.
Что же находится за внешним кругом того образа аввы Дорофея? Там +тьма кромешная», куда выталкивают душу человека силы всяческого зла и неправды. Соответственно есть два вектора сил: один направлен к Богу, и он связан с духом любви и мира, и другой, противоположный вектор приносит тяжелый, темный дух ненависти, обиды, вражды и уныния. Каждый человек в течение своей жизни (да и в течение каждого дна и часа) должен делать и делает выбор между этими
158 священник Валерий Ларичев
двумя надравленностями: верх и низ, добро и зло, правда и ложь, любовь и ненависть. Этот вектор направленности определяет все остальные стороны душевной жизни человека.
Русское духовное сознание может существовать лишь в двух состояниях (других нет!):
— русский человек, его душа может быть связана с Богом — и это ее нормальное состояние;
— если этого нет, то она становится одержимой. Исторически складывалось так, что, теряя контакт с Богом,
русский человек начинал богоборчествовать, богохульничать. Неконтролируемая уже человеком нецензурная брань, вспышки неуправляемой агрессивности — все это примеры явной одержимости. Алкоголизм также является одержимостью.
Кроме двух перечисленных состояний есть еще одно — безблагодатное. Но оно особенно характерно для западного сознания: нет одержимости, люди вполне благополучны и благопристойны, но нет и Духа Святого. О таком безблагодатном состоянии хорошо сказал поэт С. Маршак:
Как вежлив ты в покое и тепле.,
Но будешь ли таким во время давки |
На поврежденном бурей корабле I
Или в толпе у керосинной лавки? <
(С. Маршак. Лирические эпиграммы) i
Напился, беснуется или ругается — это характерно для I русского человека, если его сознание строится без Бога, а вот j такого — безблагодатного русского человека быть не может. Он перестает быть русским, если выбирает ценности западного общества: материальное благополучие, стремление хорошо и спокойно пожить здесь и теперь. Русскому человеку невозможно остаться русским и забыть совсем о своей небесной родине. Многолетний психотерапевтический и священнический опыт позволяют с уверенностью утверждать — пристрастие к винопитию — это проблема духовная и справляться с нею надо, прежде всего, на духовном уровне. Рассказы, свидетельства очевидцев оставили описания удивительных примеров исцеления от этого недуга, когда обращались за помощью к подвижникам, то есть к тем людям, которые всю жизнь свою посвятили «стяжанию Духа Святого» — духа мира, кротости, прощения и любви.
Прежде чем описать некоторые из таких случаев (что очень важно для понимания сущности недуга), скажем несколько
Братство трезвости при православном приходе 159
слов о том, как может выглядеть сам подвижник с точки зрения стороннего наблюдателя. Всякие внешние эффекты, «сверкание очей», возвышенные речи не являются отличительными признаками праведника, стремящегося, как правило, сокрыть от посторонних глаз свои подвиги. Более того, есть род подвижников, совершенно непонятный и противоречащий всему, что открыто, например, современной психологией как необходимая основа устойчивости личности. Это блаженные — юродивые Христа ради. На этот подвиг решаются люди с самой крепкой и стабильной психикой, но и они никогда не начинают юродствовать но своей воле, а только с благословения (разрешения) лица, сведущего в духовных вопросах (старца). Несколько поясняет суть этого подвига слова одной блаженной — монахини Екатерины (Екатерины Васильевны Малков-Пани-ной, 1889-1968): «Умышленная глупость есть грех, потому что человек не пользуется даром Божиим, закопав свой талант в землю, как ленивый раб. Я отказалась от своего разума, разумеется, для славы Божией, покорив Ему всю свою волю... Когда я отдала свой ум Господу, у меня сердце стало широким-широким» («Русский Паломник», 1996. № 13).
Один такой блаженный (т. е. «глупенький» — с обыденной точки зрения) жил в прошлом веке и находился он в «сумасшедшем доме* — в психиатрической больнице. Звали его Иван Яковлевич Корейшо. А попал он в больницу таким образом. К блаженвым всегда на Русв было особое доверие. И вот к Ивану Яковлевичу пришла просить совета молодая и красивая девушка, к которой посватался представительный, очень богатый, хотя и не молодой уже мужчина. «Что ты, у него жена есть и двое деток», — сказал блаженный. Разгневался богач, что его тайна была открыта (блаженные всегда могут подтвердить слова: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк. 8, 17). Иван Яковлевич был отправлен «на излечение».
Надо напомнить, что еще в прошлом веке психиатрические больницы представляли из себя ужасное зрелище: больных связывали, иногда сажали в ямы. В такую яму (для особо буйных) и попал Иван Яковлевич. Но вот что заметили врачи — с появлением юродивого заметно изменилось поведение Других обитателей лечебницы; они стали тише, спокойнее, появлялись случаи неожиданных исцелений. Особенно помогал Иван Яковлевич тем, кто страдал непреодолимой тягой к вину. Вот один пример.
160священник Валерий Ларичев
Человек, впоследствии написавший о блаженном книгу, привел к Ивану Яковлевичу своего отца. Зашли они в больничный покой, а блаженный сидит и в ступе перетирает битое стекло. Хотел отец повернуться и уйти прочь от «дурачка», занятого таким бестолковым занятием, а тот вдруг попросил принести стакан кагора и заставил больного все выпить. И больше тот человек не пил вина никогда, до конца жизни — не мог.
Уже в наше время очевидцы вспоминают как блаженная схимонахиня Ольга {Мария Ивановна Ложкина) исцеляла от алкоголизма. Однажды она перебросила в тарелку сидевшего напротив гостя кусок рыбы и заставила съесть, после чего тяга к вину у того человека пропала совсем. Другой случай. Как-то в садике рядом с домом выпивали двое мужчин, громко разговаривая и мешая всем. Хотели женщины, ухаживавшие за блаженной старицей, прогнать пьяниц, но она не разрешила. Сама вышла в сад, со старшим из собутыльников разговаривать не стала, а вот младшего пригласила к себе в дом, сама предложила ему выпить — и себе налила, сидит такая веселая — и перестал после человек пить совсем.
Когда матушка Ольга нападала в психиатрическую лечебницу (соседи пытались выселить старушку из квартиры и занять ее плащадь), больные рядом с ней успокаивались, некоторые выздоравливали. То же происходило, когда блаженная монахиня Екатерина оказывалась (и тоже по навету) в психбольнице. Подобные истории являются правилом, а не исключением, потому что главная и определяющая — это духовная причина заболевания, юродивые Христа ради (и другие подвижники) воздействуют именно на нее, поэтому исцеление получается полным. Но и при обычном лечении нужно помнить о духовной стороне болезни.
Алкоголизм как болезнь имеет две составляющие: физиологическую и духовную. Первая связана с привыканием организма к алкоголю и изменившимся из-за этого обменом веществ, с общим истощением нервной системы, поражением
1 Иван Яковлевич Корейхпо погребен в Москве возле храма про* рока Илии в Черкизово; к его могиле (расположена сразу направо при входе) до сих пор приходят больные с надеждой на помощь я часто, по вере своей, получают исцеление.
2 Схимонахиня Ольга умерла в 1973 году в возрасте 102 лет, похоронена в Москве на Калитниковском кладбище (могила рядом с высоким черным мраморным крестом, недалеко от правой стены храма).
К патсагво трезвости при православном приходе 161
всех органов. Поэтому можно и нужно использовать лекарственные средства. Но на другую сторону — духовную — необходимо воздействовать только духовными средствами, богатство и возможности которых в Православии безграничны.
Здесь следует напомнить, что в дореволюционной России был накоплен большой опыт помощи заболевшим алкоголизмом людям со стороны Церкви. Б приходах создавались Братства Трезвости, где людям помогали удерживаться от тяги к вину и одновременно обеспечивали возможность психической реабилитации. Этому способствовал налаженный ритм жизни, когда молитва чередуется с физической работой, с обучением хорошей и нужной в хозяйстве специальности. Праздного (свободного) времени не оставалось, чем обеспечивалось отвлечение от мыслей о вине.
Инициатором создания Братств Трезвости был замечательный священник святой Иоанн Кронштадский. Кронштадт, где он служил в конце прошлого — начале нашего века, был местом поселения тех, от кого отвернулось общество. Там было несопоставимо больше, чем во всей тогдашней России людей без работы, без занятий, пьющих, дерущихся, гулящих (в чем, может быть, тот Кронштадт напоминал современный мегаполис). Отец Иоанн со всею силою своего горящего любовью к людям сердца стал участвовать в судьбе несчастных. Он сам посещал семьи, где были пьяницы, помогая вниманием, лаской, убеждением, заботой и главное — своей огненной молитвой. На стекавшиеся к нему со всех сторон пожертвования он построил Трудовой дом, где бездомные могли найти приют, безработные и утратившие трудовые навыки могли получить специальность и начать трудиться. Особая забота пастыря была обращена к детям из неблагополучных семей. Для них организовывались приюты, школы, мастерские... Результат был ошеломляющим. Изменился моральный климат на всем острове.
Авторитет Иоанна Кронштадсткого был очень высок — и по его примеру по всей стране началось массовое движение Братств Трезвости. Существовало множество трудовых домов, артелей — сельскохозяйственных и промышленных, в которых трудились мужчины, желающие исцелиться от пьянства. Движение Братств Трезвости благословлялось и всеми способами поддерживалось Русской Православной Церковью. В "осени незадолго до революции были созданы Братства Трезвости почти при каждом приходе — и сразу сократилось число пыощах людей.
6 - 2456
162 священник Валерий Ларичев
Трезвая жизнь зарождалась и в недрах простого народа. Так в Самарской губернии в прошлом веке (в 1835-1854 гг.) Василий Никифорович Щеглов положил начало «беседничест-ва». Беседники полностью отказывались от вина, а собравшись вместе, рассуждали о духовных вопросах1.
Движение православных братств трезвости давало уже удивительные по силе результаты, но 1-я мировая война, затем революция все разрушили. Ныне настало время возрождать то положительное, что уже было в России.
Несмотря на явно видимые всеми знаки грядущей катастрофы, в России до сего дня отсутствуют структуры и организации, которые могли бы помочь желающим исцелиться от страшной болезни пристрастия к алкоголю. А таких людей — очень и очень много. Десятки, сотни тысяч мужчин, потерявших семьи, дома, детей и ужасающихся своему состоянию, не могут найти места, где им была бы дана хоть малая возможность изменить свою жизнь.
® ® @
Примерно год назад в нашем приходе было создано Братство трезвости во имя святых мучеников Флора и Лавра. При создании Братства учтен опыт современных священников-врачей, занимающихся реабилитацией лиц, стремящихся излечиться от пристрастия к алкоголю.
Какие требования для вступления в Братство?
Во-первых, обет трезвости, даваемый Господу в присутствии священника.
Во-вторых, регулярное исповедование грехов и причащение Святых Христовых Тайн.
В-третьих, ежедневная молитва за себя и друг за друга.
Каждый член Братства имеет список всех членов Братства и каждый день молится о них и о себе: «Господи, помоги мне и моим братьям сохранять обет трезвости!»
Очень важны общая молитва и чувство: «у меня есть братья, которые помнят обо мне и каждый день молятся за меня». Наша церковная общая молитва — огромная сила, это самое главное в нашей жизни. Общую молитву ничто не может заменить. Анонимные Алкоголики (движение по борьбе с алкоголизмом, известное во всем мире) тоже по своему молятся, но разве это можно сравнить с тем богатством, которое мы имеем в нашем:
1 Протоиерей Павел Алексахнн. Доклад на Международном съезде практических деятелей по борьбе за народную трезвость. Уфа, 1997.
к ратство трезвости при православном приходе 163
родном Православии! У Анонимных Алкоголиков на одной из «ступеней» есть правило — «поклоняться Богу, как ты его понимаешь». А православный человек знает, Кому он поклоняется. Он может обратиться безо всяких ложных образов: «Господи» Иисусе Христе, помилуй меня и помоги исправить жизнь!»
Во время каждой Божественной литургии священник вы-нимает из просфоры частички за всех членов Братства. Таким образом, Сам Господь помогает каждому, кто борется с этой страстью. После причащения верующих в конце Божественной литургии священник погружает все вынутые частички в Чашу со Святыми Дарами, произнося слова: «Омый (отмой), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Нет и не может быть большей помощи человеку, чем такое поминовение и очищение, совершаемое, практически, ежедневно. Оно укрепляет и поддерживает членов Братства в их подвиге.
Да, чтобы исцелиться от страсти пьянства, требуется подвиг, который человек несет до конца жизни. И совершить этот подвиг невозможно без решимости бороться со своим недугом, со своей болезнью. На вопрос, чем отличается человек, который находится на пути спасения, преподобный Серафим Саровский сказал — решимостью! Решимостью жить по заповедям Господним, неся свой крест. Так и в Братстве, — если человек твердо решится бросить пить, то Господь обязательно поможет: ведь Он — любящий Отец наш.
Чтобы пояснить, что значит братская помощь друг другу, обратимся к символическому языку нашей иконописи. Во время Великого поста празднуется память сорока мучеников Севастий-ских — римских воинов, пострадавших в IV веке на озере Севан. Их подвиг раскрывает нам силу братской помощи в страшном испытании. Для того, чтобы заставить этих воинов отречься от Христа, язычники поставили их обнаженными на лед замерзшего озера, натопив рядом на берегу баню. На иконе, изображающей святых мучеников, видно, как они поддерживают друг друга. Многие уже изнемогают от холода и страданий, но братья не дают им упасть. Эта икона — как будто образ нашего времени, когда так велика потребность в помощи друг другу, чтобы выстоять в жизненных испытаниях. Если кто-то упал, всегда должен найтись брат, который подставит плечо, поддержит, укрепит.
Так и в Братстве Трезвости — молитва друг о друге, взаимопомощь, духовное общение могут сотворить чудо исцеления °т страсти, которая ныне грозит погубить нашу Отчизну.
164 священник Валерий Ларичев
Сейчас в Братстве состоит более 30 человек. Из нашего пока небольшого опыта уже можно сделать некоторые выводы.
Прежде всего следует пояснить что для человека означает обет трезвости и к каким последствиям он приводит.
Невзрослое, «младенческое» (в плохом смысле слова) отношение к жизни, увы, является едва ли не нашей общей болезнью. Русскому сознанию вообще всегда была свойственна полярность в самых различных областях: или — или, «или пан, или пропал» — граница, разделяющая нравственный выбор, резка и не имеет полутонов, и выбор происходит, в конечном итоге, между жизнью и смертью. Но понимание, осознание этого в себе наоборот очень слабое, что, возможно, у нас связано с недооценкой роли сознания как такового. Для сравнения приведем пример из жизни замечательного человека, ставшего теперь хорошо известным во всем мире православным подвижником — иеромонаха Серафима Роуза (tl982). Отец Серафим был американцем. В юности, до того как он неожиданно открыл для себя Православие, он пробовал идти разными путями, в том числе пробовал пить — и не смог. Он сам писал, как его до глубины души потрясло, что, выпив, он потерял способность осознавать события. Эта потеря хотя бы на время способности сознания — огромной ценности для западной культуры — заставила будущего подвижника навсегда отказаться от вина. А разве русского человека может так испугать ослабление контроля над своими мыслями и делами?
Обет, даваемый в присутствии священника, решительно разворачивает человека на путь серьезного отношения к жизни: обещание исправиться дается Творцу — Тому, Кто властен дать нам жизнь или забрать ее в любой момент, когда мы этого совсем не ожидаем, и перед Кем мы должны будем держать ответ. Все события обретают новое качество — серьезности я ответственности за свои поступки и даже мысли. У этой ответственности нет границ, так как уход из жизни не избавляет от нее — и человек начинает осознавать, что у него нет иного выхода, кроме как держать данное слово, как бы трудно это не было.
Но срывы бывают. И здесь очень важное отличие пути борьбы с недугом верующего человека. Он может обратиться за помощью к Богу и попросить прощение за нарушение обета. В таинстве исповеди человек очищается от духовных последствий своего падения: злой дух отступает от него. Только своими собственными силами, без благодатной помощи Церкви в этой
Бр атство трезвости при православном приходе 165
духовной битве, которая идет не на жизнь, а на смерть, справиться, практически, невозможно.
Более чем 25-летний опыт работы наркологом не оставил у щеня никаких иллюзий на этот счет. Имеющиеся в распоряжении врача средства — как фармакологические, так и психотерапевтические, на время (даже довольно длительное) помогать могут, но только они, без духовной работы, бессильны обеспечить полную и окончательную победу в этой по-настоящему духовной брани «против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).
И в каждое мгновение любой человек может обратиться в глубине своей души со словами: «Господи, помоги». Это молитва. Молитва имеет огромную силу. Душа, общаясь с Богом, сама себя ставит под Его защиту. Но молитва — это также тяжелый труд. А человеку, отвыкшему от концентрации мысли, трудно сохранять внимание на словах молитвы. И здесь на помощь друг другу приходят члены Братства. Каждый из них помнит, что он обещал молиться не только за себя, но и за остальных.
Раз в неделю члены Братства собираются на общую молитву. Есть несколько человек, которые держатся длительное время, хотя еще преждевременно говорить о результатах. Основная задача в том, чтобы человек полностью освободился от пристрастия к алкоголю на всю жизнь, стал абсолютным трезвенником. Иногда пытаются давать обет трезвости на время: на год, два и т. д. Мы так не делаем: это может приводить к возвращению желания выпивки. Пьющий человек должен понимать, что любая доза спиртного возвратит его к той же проблеме. В Священном Писании сказано, что пьяницы Царства Божия не наследуют (Кор. 6.10). Здесь имеются ввиду только те пьяницы, которые не раскаиваются. Когда человек молится, чтобы бросить пить, его душа оживает. Сказано ведь: «Господь целует намерения». Само слово «покаяние» на греческом языке имеет еще одно значение — «изменение*. Покаяться — значит изменить свою жизнь, стараться вырваться из сетей лукавого. И здесь наша молитвенная поддержка друг Другу — огромная сила.
Сказанное здесь будет понятнее, если рассказать о конкретных случаях. Вот история Анатолия (имена могут быть изменены).
Анатолий — человек творческий, одаренный, искренний, Добрый, общительный (среди лиц, страдающих страстью к ви-
166 __________________________________________ священник Валерий Ларичев
нопитию много людей по характеру добрых; их проблемы связаны с волевой сферой). В храм зашел вслед за другом (Владимиром). Время было вечернее и оба друга были сильно выпивши, но при этом Владимир, продержавшийся без вина несколько месяцев и глубоко (до слез) переживая свой срыв, подошел к священнику на исповедь. Анатолий же остался почти у дверей храма и стал живо общаться с народом, при этом он декламировал одно за другим стихотворения, автором которых был он сам. Надо было видеть, как трудно ему было подойти к священнику, когда Владимир попросил его это сделать: ему было стыдно.
Чувство стыда является очень хорошим показателем состояния совести. Пока человек способен стыдиться, это означает, что его душа не засохла, не погибла: она живая.
Спустя некоторое время Анатолий собрался пойти к врачу на кодирование и дришел спросить на это благословение у священника. Священник объяснил, что Анатолий, как человек верующий, имеет много других способов побороть недуг, прибегая к помощи Церкви. Далее приведем рассказ самого Анатолия:
* Получив благословение отправиться в город Серпухов к иконе «Неупиваемая Чаша» (этому образу служатся молебны об избавлении от недуга винопития — В. Л.), я как бы попал на «зеленую волну»: автобус, электричка подходили сразу же, а когда я приблизился к Высоцкому монастырю, то увидел большой крестный ход, возглавляемый архиереем. Оказывается, в этот день (18 мая) праздновалась икона «Неупиваемая Чаша». Помню состояние радости и мира, которое долго сохранялось у меня. Удивительно, но с тех пор я держусь — без лекарств, без каких-то специальных средств. Это же чудо».
Когда-то давно, впервые услышав об образе «Неупиваемая Чаша», помогающем избавиться от тяжелого и неизлечимого недуга (прочитав брошюрку: «Как избавиться от недуга пьянства»), Анатолий почувствовал большую радость от появившейся в душе надежды на выздоровление. Чувство радости долгое время не покидало его, и вскоре Анатолий написал такое стихотворение:
Перед Божьей Матерью Я зажгу свечу И за чистой скатертью Сяду, помолчу.
Коатство трезвости при православном приходе 167
Первый раз за много лет Не налью вина, И увижу этот свет Словно из окна.
Посмотрю со стороны, Как я раньше жил... Перед Богом все грешны, Много я грешил.
Помоги мне, Божья Мать, Истину понять, Чтоб не начал пить опять, К людям приставать.
Если можешь, отпусти Мне мои грехи, В Божий Храм меня пусти, Жить мне помоги.
Дай терпенья для меня, Для моей семьи. В первый раз Тебя прошу: Боже, помоги!
Слова «увижу этот свет словно из окна» Анатолий сам объяснил так, что вдруг увидел себя как бы со стороны и понял, почувствовал, как он неприятен в пьяном виде. Увидеть себя со стороны — это и есть покаяние. Обычно много ложных образов себя (масок) закрывают от человека правду, часто горькую. Только эти ложные образы пошатнутся, мчится человек на «дружескую» попойку, ища «уважения». А у Анатолия с того момента появилось твердое решение исправить жизнь. Но срывы еще были. В начале этого пути исправления старая «дружба» была не в домощь: срабатывала привычка связывать общение с выпивкой: «А ведь ни капли нельзя, даже пива нельзя немного выпить — сорвешься» (слова Анатолия). Описанная в начале сценка появления друзей в храме и связана с таким срывом.
Но оказалось: то, что мешает и вредит излечению, может быть самой большой силой, помогающей избавиться от недуга. то Дружба, чувство товарищеского локтя не в пьяном: «Ты меня уважаешь?», а в постоянной мысли: «Мои друзья помнят обо мне, молятся обо мне, я каждый день также молюсь о них
168 __________________________________________ священник Валерий Ларичев
и вместе мы обязательно справимся с недугом». Чувство одиночества, ненужности своей, и как «выход» — алкоголь, заменяется постоянным ощущением товарищеского локтя — и не одного, а многих друзей.
В жизни Братства происходят совершенно удивительные случаи. Кто бы теперь узнал в одном аккуратно одетом мужчине с добрым, спокойным взглядом бывшего «бомжа»? Так называемые «приятели» эксплуатировали его, заставляя попрошайничать, а потом деньги вместе пропивали. В каком-то порыве отчаяния он зашел в церковь и приблизился к Иерусалимской иконе Божией Матери. Чтобы понять, что произошло дальше, надо рассказать, что означает этот образ для нашего храма и как он к нам попал.
В прошлом веке трудами юродивого Христа ради Ивана Степановича (уроженца этих мест) храм был перестроен, а на освящение, по просьбе блаженного, приехал митрополит Филарет (Дроздов) и подарил общине при храме Иерусалимскую икону Божией Матери старинного письма (сейчас этот образ находится в Крестовоздвиженском женском монастыре). И вот буквально в первые дни после канонизации святителя Филарета в наш храм была пожертвована старинная Иерусалимская икона. То, что произошло в описываемом случае, было одним из первых (но не единственных) чудес от этого образа. Как именно, какими словами обратился этот доведенный до отчаяния человек к Матери Божией — это тайна его души. Но то, что Она услышала, у него не вызывает сомнений. В ту же ночь, когда ■* приятели» пили в каком-то, как обычно, аварийном помещении, случился пожар. Погибли все — кроме этого человека. С сильными ожогами он попал в больницу, а после больницы нашел приют в общине храма, где не только получил медицинскую и другую помощь, но постепенно сам стал человеком дееспособным, обрел несколько специальностей. И теперь — это хороший помощник в делах (переплетные работы, плетение четок, электросварка) и в молитве (он выучился читать по-славянски),
О каждом члене Братства можно было бы рассказать много удивительного, так как почти каждая история связана с тем, что называют чудом: духовный путь отличается непредсказуемыми, необъяснимыми рассудком последствиями. Наблюдается принципиальное изменение хода заболевания, меняется личность больного.
Личность (в отличии от личины) — это образ Божий в человеке, в ней — неповторимость, уникальность, своеобразие
Братство трезвости при православном приходе ________________________ 169
человека. Но страсти — особенно такие как непреодолимая тяга к винопитию, к другим наркотическим веществам, затемняют сознание, ослабляют волю, в сердце вместо любви поселяются злость и раздражение. Поэтому главным и определяющим становится обращение к духовной сфере: духовной дисциплине (молитва), ответственности (обет) и к огромной и преобразующей силе веек церковных таинств.
РЕГРЕСС И УТРАТЫ ЛИЧНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ t
ПОДДЕРЖКИ,'
К. А. Абульханова
В шквале нынешних кризисов, материальных и духовных, менее, может быть, заметен, но не менее страшен кризис психологии человека. Всем, например, известно, что человек не может поднять непосильную для него тяжесть, не есть или не спать дольше определенного времени, предела, когда ставится под угрозу его физическое здоровье. Экологический кризис, охвативший планету, целиком занял наше внимание, наше сознание. Как защитить природу, сохранить чистый воздух, чистые продукты, как помочь человеку выжить — эти проблемы жизни и смерти первостепенны, их важность не нуждается в разъяснении. Одновременно переживая и кризис экономический, наше общество решает проблемы социально-экономического переустройства. А за ними и над ними — самыми насущными жизненными, материальными проблемами подступают и возвышаются проблемы нравственные — как сохранить, не утратить духовность человека.
Эпоха, из которой мы вышли ценой сегодняшних кризисов и потерь, — превращение человека в бессловесного исполнителя, простой «винтик», сопровождалась декларацией всеобщего принципа «советский человек может все», который постоянно внушался людям. Этому также способствовал социальный принцип безграничности требований, обращенных к человеку. Психические возможности его представлялись столь же безграничными в науке, философии, постоянно подчеркивающей его творческое, активное, т. е. неиссякаемое начало.
Каков же источник этой активности, спрашиваем мы сегодня, когда границы психических возможностей человека уже установлены наукой, хотя еще недостаточно защищены. Поставив проблему пределов психических возможностей человека, мы хотим увидеть, что же происходит с ним, когда эти пределы переступаются или игнорируются, где находятся источники восстановления психики человека, чем восстанавливается его психическая энергия, поддерживается оптимизм.
Регресс и утраты личности и возможности психологической поддержки 171
Сейчас много говорится о бездуховности современного человека. Для того, чтобы обрести и восстановить духовность предлагают обратиться к культуре, к истории, к религии, различного рода тренингам, возрождающим в здоровом теле здоровый дух. Одни предлагают возродить духовное начало именно в условиях экономического кризиса — отсутствия необходимых материальных условий жизни, следуя принципам аскетизма. Другие видят решение проблем духовного кризиса в том, чтобы накормить и одеть людей. Однако во всех многочисленных вариантах, стратегиях преодоления нравственного, духовного кризиса отсутствует главное — осознание и вскрытие причин его развития в современном обществе. Чтобы следовать моральным принципам, испытывать добрые чувства, человек должен быть способен, прежде всего, не испытывать злых чувств. Чтобы обогащаться достижениями мировой культуры, он должен достичь хотя бы определенного уровня интеллектуального развития, иметь хотя бы некоторые интеллектуальные интересы. При констатации всеобщего духовного кризиса дефицит определенных, жизненноважных, психических, личностных начал человека не только не учитывается, но подчас и игнорируется. А без восстановления этих начал, самых основ, делающих человека человеком в подлинном смысле слова, невозможно восстановление нравственности.
Зарубежные исследования феномена «госпитализации» и его влияния на детей показали, например, что полное лишение матери в период раннего детства (сиротство) или ее частичное отсутствие (болезнь и «госпитализация» ребенка или матери), ведущая к их разлуке, приводит к одному из трех необратимых последствий:
1. агрессии;
2. дебилизму (умственной неполноценности, отсталости);
3. инфантилизму (пассивности, замедленности общих темпов развития).
Таким образом, отсутствие активности, а в более позднем возрасте — инициативы — оказывается следствием неполно-Ценного для ребенка, «дефицитного* общения с матерью. Однако было бы заблуждением считать, что дефицит общения с матерью относится только к феномену вынужденной разлуки или «госпитализации». Исследования детей из рабочих семей, особенно находящихся в условиях низкооплачиваемого, не квалифицированного, тяжелого физического труда, выявили стремление женщины работать наравне с мужчиной для под-
172 ___________________________________________________ К А Абумханоаа
держки экономического баланса семьи, однако это имеет своим следствием опасность полного разрушения атмосферы тепла, ласки, заботы, необходимых, прежде всего, для нормального личностного и психологического здоровья и развития ребенка.
Разумеется, дефицит тех или иных условий развития заключается не только в дефиците общения с матерью, но также в дефиците необходимых ребенку форм общения со сверстниками (старшими, младшими). Например, одно из психологических исследований под руководством М. И. Лисиной выявило, что ребенок 6—7 лет может достичь очень большой психологической зрелости, гибкости, тактичности в общении, если в круг его общения входят и старшие, и младшие дети, а не только сверстники. Он оказывается более зрелым в общении, чем, скажем, подросток 14—15 лет из семьи с одним ребенком.
Эти психологические дефициты и связанные с ними личностные потери, особенно ощутимы в такой самой свободной из форм деятельности, какой является игра. Игра как сложное явление привлекла всеобщее внимание этнографов, историков, социологов и, конечно, психологов. Пожалуй, трудно назвать большее число трудов, чем в области психологии игры, однако большинство из них посвящено роли игры в развитии ребенка. Роль игры в развитии взрослой личности почти не изучена. В нашем исследовании игры (совместно с С. В. Григорьевым) мы выделили две ее стороны: внешнюю, формальную, как специально организованную составляющую образа жизни и внутреннюю, психологическую, выражающую потреб