Чистилище

ПЕСНЬ ПЕРВАЯ

Выход из Ада к подножию горы Чистилища

4. Второе царство — то есть Чистилище. Данте изображает его в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.

7. Мертвое… песнопенье — потому что описывало область вечной смерти — Ад.

9-12. Пусть Каллиопа… — Девять дочерей фесалийского царя Пиера, Пиериды, дерзнули состязаться с музами в искусстве песнопения, но были посрамлены и превращены в сорок. На стороне муз выступала Каллиопа, муза эпической поэзии, старшая из девяти муз (Метам., V, 294-678).

19-21. Маяк любви, прекрасная планета — то есть Венера, затмевающая своей яркостью созвездие Рыб, в котором она находилась.

22. К остью — то есть к небесному полюсу, в данном случае южному.

24. Первых озарял людей — то есть Адама и Еву, обитавших в Земном Раю.

23-27. Четыре звезды (Ч., VIII, 91-92; XXXI. 106) символизируют четыре «основные» («естественные») добродетели древнего мира (мудрость, справедливость, мужество и умеренность).

29. К остью полуночи — в сторону Северного небесного полюса.

30. Колесница — Большая Медведица, скрытая за горизонтом.

31. Некий старец — Катон Младший Утический (95-46 гг. до н. э.), государственный деятель последних времен Римской республики, который, не пожелав пережить ее крушение, покончил с собой (в городе Утике — см. ст. 74). Данте делает его стражем Чистилища, на вершине которого, по мысли поэта, дух обретает свободу (Ч., XXVII, 140-142).

41. Слепой водопад — подземный ручей, вдоль которого поэты поднимались из Ада.

42. Оперенье — величавая борода Катона.

58. Последний вечер — то есть смерть. В стихах 59-60 имеется в виду духовная смерть, угрожавшая заблудшему.

71. Он восхотел свободы — духовной свободы, которая достигается посредством нравственного очищения. Этой свободе, не осуществимой без свободы гражданской, Катон посвятил и отдал жизнь (ст. 73-75).

75. В грозный день — то есть в день Страшного суда.

77. Минос. — Вергилий, как обитатель Лимба, не подвластен Миносу.

78. И круг мой — тот, где Марция твоя… — Лимб, где обитает Марция, жена Катона (А., IV, 128).

80. Считать ее своей. — Катон уступил Марцию своему другу Гортензию, после смерти которого она снова вернулась к Катону, желая умереть «его Марцией».

82. Твои семь царств — то есть семь кругов Чистилища.

88. Зловещий вал — волны Ахерона, окаймляющего Ад.

89. Изведенный силою чудесной — из Лимба (А., IV, 46-63).

94. Тростьем опояшь его — тростником, символом смирения.

98. Первому из слуг — ангелу-привратнику (Ч., IX, 76-84).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: