2. Контроль и запись переговоров – это следственное действие, заключающееся в производстве прослушивания и записи переговоров, для их дальнейшего осмотра и прослушивания фонограмм, в целях использования полученных сведений в доказывании.
Сущность контроля и записи переговоров как следственного действия состоит в принятии следователем мотивированного решения об обращении в суд, с целью получения судебного решения о проведении контроля и записи телефонных и иных переговоров, а также в его последующих действиях, направленных на истребование и использование полученных сведений в доказывании.
Закон позволяет различать две разновидности контроля и записи переговоров, предопределяемые целями этого действия:
- контроль и запись переговоров в целях осуществления уголовного преследования;
- контроль и запись переговоров в целях защиты участников судопроизводства от преступных посягательств.
Основанием контроля и записи переговоров в целях уголовного преследования являются сведения о том, что в переговорах подозреваемого, обвиняемого и иных лиц могут содержаться фактические данные, имеющие значение для дела.
Ходатайство следователя перед судом о даче разрешения на контроль и запись переговоров возбуждается с согласия руководителя следственного органа и оформляется в виде постановления, содержание которого регламентируется ч.3 ст. 186 УПК.
Получив разрешение о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров, следователь направляет его для исполнения в соответствующий орган. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.
Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать на основании соответствующего запроса, от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания.






