Производство и производители светофильтров

Производство светофильтров (как стеклянных, так и светофильтров из других материалов) - достаточно сложное и высокотехнологичное производство, ведь большинство требований качества, предъявляемые к светофильтрам, находятся на уровне требований к производству линз объективов. Обе поверхности светофильтра должны быть абсолютно плоскими и строго параллельными друг другу, окраска фильтра должна быть однородной, свойства фильтров от партии к партии не должны изменяться, оправа фильтра должна быть механически прочной, обеспечивать хорошее фиксирование светофильтра на объективе, и так далее. Производственные допуски при производстве светофильтров сродни допускам при производстве объективов - например непараллельность поверхностей фильтра допускается на уровне до нескольких угловых минут, не допускается свилеватость стекла и инородные включения. Несоблюдение таких строгих параметров качества при изготовлении светофильтров может приводить к значительному падению резкости изображения.

При этом, несмотря на высочайшие требования к качеству, светофильтры не должны быть излишне дорогими. Подобное сочетание высокого качества и не слишком высокой цены можно получить лишь при крупномасштабном производстве. К такому подходу в производстве светофильтров толкает и ещё один факт - требования к светофильтрам у разных производителей оптики по существу не отличаются друг от друга, в отличие от требований к объективам. Оно и понятно - у светофильтра, в отличие от объектива, нет того многообразия оптических параметров, входящих в понятие "рисунок объектива".

Поэтому с сфере производства светофильтров весьма развита международная кооперация - реальных производителей светофильтров гораздо меньше, чем марок, под которыми эти светофильтры продаются. Например HOYA, являясь одним из самых мощных производителей оптического стекла, производит законченные светофильтры не только под собственной маркой HOYA, но и под марками некоторых известных производителей фотоаппаратуры и фотографических аксессуаров. Кроме этого, часть производителей используют при изготовлении некоторых своих светофильтров обработанные и необработанные заготовки из оптического стекла особых сортов - например стекол HOYA, Kodak Wratten или Schott.

Светофильтры, которые предлагают под своей маркой известные производители фотоаппаратуры (Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax, Mamiya, Hasselblad и другие) - это фильтры с гарантированно высоким качеством независимо от того, изготовлены ли они на собственном оптическом производстве, или произведены "на стороне", то есть в результате международной кооперации. Покупка рекомендованного производителем оптики фильтра - это гарантированно надежный вариант. Однако такие светофильтры стоят достаточно дорого, да и ассортимент их, как правило, включает только самые распостраненные и необходимые типы фильтров.

Поэтому взоры покупателей достаточно часто, как и в случае со сменной оптикой, обращаются к "независимым" производителям. Фильтры таких производителей стоят дешевле и ассортимент имеют гораздо больший. Однако, покупая светофильтр от "независимого" производителя, нужно быть осмотрительным - по внешнему виду высококачественный светофильтр от фильтра посредственного качества отличить практически невозможно. Максимум, что можно определить внешним осмотром - это отсутствие грубых повреждений фильтра, а для определения качества просветления, качества окраски фильтра, плоскостности и параллельности его граней, отсутствия свилеватости и других дефектов стекла наше зрение, увы, слабо. Поэтому, покупая светофильтр, мы доверяем контроль качества светофильтра его производителю.

Ассортимент торговых марок, под которыми продаются светофильтры, весьма велик даже в нашей стране. Поэтому правильный выбор в этих условиях - дело непростое. Несколько облегчить этот процесс можно, условно разделив фирмы, продающие светофильтры под своими торговыми марками, на следующие группы:

  • торговые марки, которые вы впервые видите. Степень риска получить под таким названием светофильтр, не отличающися высоким качеством, скорее всего составляет цифру, весьма близкую к 100%. Подобная покупка, на наш взгляд, является заведомо напрасной тратой денег (если преследуется цель купить именно светофильтр достаточного оптического качества), и нам хочется лишний раз об этом напомнить;
  • торговые марки, представляющие широчайший спектр различных изделий для фотолюбителей - от фотоальбомов, прищепок для сушки плёнки, резиновых бленд и крышек на объективы до светофильтров, вспышек, фотоаппаратов и объективов. В нашей стране наиболее известны подобные изделия под марками Soligor, Hama, Kaiser, Jessops, Unomat и некоторыми другими. Как правило, за этими торговыми марками не скрывается собственного производства светофильтров, и фильтры делаются по международной кооперации (OEM). С одной стороны это и хорошо - сделать светофильтр качественным не так просто, особенно не имея собственного развитого оптического производства. С другой стороны - реальный изготовитель фильтра в таком случае остается неизвестен, и под одной и той же маркой могут поступать в продажу фильтры разных производителей, имеющие разное оптическое качество. При этом нижняя планка качества таких светофильтров редко устанавливается на том же уровне, что и для высококачественных профессиональных фильтров - ведь продукция вышеописанных
  • торговые марки концернов, производящих оптику, и больше известных именно с этой стороны. В качестве примеров таких изделий можно привести достаточно распостраненные у нас фильтры B+W (немецкий концерн Schneider-Kreuznach, выпускающий объективы для камер среднего и большого формата) и фильтры HOYA (японский концерн THK, изготавливающий объективы Tokina и телеконвертеры Kenko). Покупка светофильтров старших серий этих марок, например B+W Proline и B+W Slim у B+W, HOYA Pro 1 и HOYA HMC Super у HOYA - отличный выбор;
  • торговые марки известных производителей, знаменитых в первую очередь выпуском высококачественных светофильтров - такие как Cokin и Tiffen. Добавлять тут особо нечего.

Из "независимых" производителей светофильтров, чьи изделия по уровню качества достойны покупки, мы бы хотели отметить следующие, весьма известные в мире и заслужившие доверие, марки светофильтров (понятно, речь идет лишь о марках, в большей или меньшей мере представленных на прилавках магазинов нашей страны):

Светофильтры B+W выпускает известный немецкий концерн Schneider-Kreuznach, знаменитый в первую очередь производимой им высококачественной оптикой для камер среднего и большого формата. Светофильтры B+W (особенно серий B+W Proline и B+W Slim) отличаются высочайшим качеством как обработки стекла, так и просветления - ведь при изготовлении светофильтров B+W применяются технологии, аналогичные используемым в производстве оптики Schneider-Kreuznach. Велик и ассортимент фильтров B+W, особенно это касается эффектных фильтров, балансирующих и конверсионных светофильтров, специальных светофильтров, насадок для макросъёмки. У светофильтров B+W, кроме высоких оптических характеристик, очень много внимания уделено прочности оправы.

Светофильтры HOYA широко известны не только в России, но и во всём мире благодаря высоким оптическим характеристикам при отличном соотношении цены и качества, широкому ассортименту типов и размеров выпускаемых светофильтров. Основная масса светофильтров, выпускаемых HOYA, имеет просветление обеих поверхностей (исключая некоторые специальные и эффектные фильтры), а некоторые наиболее часто применяемые типы фильтров выпускаются также в вариантах с ахроматическим многослойным просветлением (серия HOYA HMC) и улучшенным многослойным просветлением (серии HOYA Super HMC и HOYA PRO 1).

Американские светофильтры Tiffen встречаются на российских прилавках реже, чем HOYA и B+W, однако не упомянуть о них было бы неправильно, поскольку светофильтры Tiffen благодаря своему качеству стали стандартом в профессиональной кинотехнике. Кроме этого фильтры Tiffen выпускаются (как и HOYA) не только под своим именем.

Эффектные фильтры Cokin (производитель и владелец торговой марки - Cromofilters S.A. Paris), изготавливаемые, как правило, из оптических сортов пластмасс, при высоком оптическом качестве и необычайно широком ассортименте имеют и весьма необычную форму - квадратную или прямоугольную. При этом фильтры Cokin используются уже не сами по себе, а как система, включающая в себя кроме собственно светофильтров и оптических насадок ещё несколько принадлежностей - компедиум, адаптерные кольца, модульные бленды. Держатель-компедиум предназначен для установки светофильтров квадратной и прямоугольной формы, причем компедиумы Cokin позволяют использовать до трех фильтров одновременно (в случае необходимости). Сами фильтры при этом можно перемещать как вдоль оси объектива (используя один из трех слотов компедиума), так и поперек, сдвигая светофильтр вдоль слота (паза) компедиума - это весьма удобно для градиентных светофильтров, полуфильтров и некоторых эффектных фильтров. Недорогие резьбовые адаптерные кольца предназначены для установки компедиума на различные объективы. При использовании фотографом одновременно нескольких объективов с разными резьбами для установки светофильтров, работая с системой Cokin достаточно лишь докупить соответствующие адаптерные кольца. В системе Cokin также предусмотрена бленда для защиты светофильтров от падающих на них косых лучей света, вызывающих повышенное светорассеяние (фильтры Cokin в большинстве своем не имеют просветления). Модульная бленда системы Cokin состоит из отдельных элементов, позволяя самостоятельно "построить" бленду наиболее эффективного размера для объективов с разными фокусными расстояниями. Системы Cokin A Series (ширина фильтров 67 мм) и Cokin P Series (ширина фильтров 83.5 мм) стали на сегодняшний день наиболее распостраненными стандартами компедиумных (слотовых) систем фильтров, став в том числе и ориентиром для других "независимых" производителей.

На рынке нашей страны в значительных количествах присутствуют также светофильтры советских/российских производителей - Лыткаринского завода оптического стекла (ЛЗОС), Красногорского механического завода (КМЗ) и Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ). Оптическое качество отечественных светофильтров в среднем неплохое. Однако отсутствие, как правило, на их поверхностях просветления (не только многослойного, а даже однослойного), очень глубокая оправа, чрезвычайно малый и однобокий ассортимент типоразмеров и другие недостатки значительно ограничивают возможность применения их в фотографическом процессе, а в ряде случаев - не позволяют рассматривать их в качестве альтернативы дорогим импортным светофильтрам даже теоретически, несмотря на весьма привлекательную цену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: