Чинопоследование брака состоит и двух частей – обручения и венчания. Такое деление имеет духовный смысл: первая часть подготовительная, вторая – главная (подобно тому, как крещению предшествует оглашение, как Литургии верных предшествует Литургия оглашенных и т.д.). Здесь есть также и историческая причина. Чинопоследование брака стремилось церковно оформить брачные обычаи, бытовавшие у разных народов, воцерковить их. В этих обычаях всегда был сначала факт предварительного договора (сватовство, выкупы и т.п.) и уже сам факт брака – свадьба. Также древняя традиция отмечать особенные отношения между людьми ношением или обручением кольцом [2,44-45].
На Руси два момента чинопоследования были раздвинуты, обручение совершалось заранее, для того чтобы проверить надежность и верность тех, кто собирается вступить в брак. В XIX веке решением Синода обручение и венчание были соединены, т.к. были нередки случаи, что после обручения молодые передумывали вступать в брак, и было непонятно что с ними делать.
|
|
Обручение запечатлевает церковное признание намерений и чувств жениха и невесты, скрепляет данное им друг другу слово своим благословением и молитвами и убеждает их в необходимости Божественного содействия во всей дальнейшей жизни [1,14].
В последовании венчания отображена традиция церковного осмысления основ семейной жизни. Нераздельное жительство мужа и жены – это путь подвижничества, путь постоянного упражнения и поучения в заповедях Господних. Последование венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основание для совместной жизни по правилам Святой Церкви и для упражнения душ в усвоении науки христианской жизни.
Обручение означает скрепление перед Богом взаимных обещаний вступающих в брак. Обручение – христианская форма естественного брака. В нём Церковью и Богом утверждается «глаголанное у брачующихся слово». В венчания отображена традиция церковного осмысления семейной жизни.
Обручение – отражает естественный брак, брак между Адамом и Евой, «да будут двое одной плотью», брак до Христа, брак с целью деторождения.
Венчание – образ «Христа и Церкви», преображенность человеческого бытия.
1. Протоиерей Нефедов Г. Н. «Таинства и обряды Православной Церкви»
2. Протоиерей Владимир Воробьев «Введение в литургическое предание Православной Церкви, лекции 1993-1994 гг.