Условия совершения Таинства Елеосвящения. Кем и над кем оно может быть совершено?

Апостол Иаков, заповедуя болящему призывать пресвитеров для совершения Таинства, не указывает их числа. В Древней Церкви многие (много) пресвитеры совершали Таинство, но по необходимости совершал и один пресвитер. Особенно во времена гонений. В IV-VI вв. Таинство совершает один пресвитер, но была и практика совершения тремя пресвитерами.

В VII-VIII вв. входит обычай совершать Таинство семью пресвитерами (Св. Симеон еп. Фессалоникийский считает, что это символизирует 7 Даров Духа, исчисляемых у пророка Исаии (11,2) и семикратное обхождение Иерихона семью священниками В.З.), и после этого устанавливается следующее правило: общепринятое число совершения Т.Е. – семь пресвитеров. Допускается увеличение и уменьшение этого числа.

Наряду с пресвитерами с древнейших времен совершителями этого Таинства были и епископы.

Лампада для елея.

В современном чине Е. есть указание, что елей для освящения вливается в кадило молитвомаслия. Кадило молитвомаслия получило свое название из обычая брать елей для Таинства из церковных лампад, горевших перед иконами Спасителя, Богоматери, Креста Господня и из светильника святого алтаря.

Возжжение светильника.

Начиная с IX-Х вв. в чине Елеосвящения употребляются возженные светильники.

В славянских рукописных Требниках наряду с возжением светильников говорится о возжении свечей перед совершением Т.Е. Светильники возжигались во время чтения Апостола и Евангелия, а свечи – в начале чина. Требники, изданные при патриархе Никоне, сохранили только практику возжения свечей.

Употребление вина и воды.

В чине Елеосвящения есть указание об употреблении вместе с елеем при помазании воды и вина. Впервые об этом говорят рукописи ХII в.

В древнехристианской церкви для освящения елея и воды служили одни и те же молитвы. В этих молитвах вода утверждалась целительным веществом, как и елей, удаляющим всякую болезнь. В силу таких свойств освященная вода получила широкое распространение, почему и вошла в чин Елеосвящения.

Седмиричное число помазаний Св. елеем болящих восходит к обычаю древних христиан, пресвитеров посещать больных для молитвы о них в продолжении семи дней подряд. Это число и составило полный круг благодатного врачевания болящих.

Таинство Елеосвящения м.б. совершено во всякое время церковного года и во всякое время дня и ночи, если этого требует состояние больного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: