Что преподаётся новопреставленному пресвитеру при окончании Анафоры? Что это символизирует?

После преложения Даров архиерей, взяв святое Тело и отломив верхнюю часть, даёт её новопоставленному со словами: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о нём же имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». То есть говорит о том, что – вот, тебе даётся Тело Христово (и Церковь также есть тело Христово), и ты должен будешь отвечать на Страшном суде за то, как ты служил Церкви Христовой, как ты служил этому Телу Христову. При этом соблюдается следующий порядок: архиерей полагает на особый дискос антиминсную губу и на нее часть святого Агнца «Иисус» и даёт дискос новопосвящённому. Священник, взяв, целует руку архиерея и, отойдя, стоит позади престола и читает 50-й псалом. Перед возгласом «Святая святым» он возвращает святой хлеб архиерею. Этот залог служения является удивительно глубоким и важным символом этого чина. Здесь говорится об ответственности за Церковь перед Богом, говорится о том, какое страшное служение возлагается на новопоставленного священника. Рукоположенный первым из священников приступает к Приобщению, ибо в нем совершилось обновление благодати Божественного Духа. После он читает заамвонную молитву, являя людям свое вступление в чин священства.

Литература: Настольная книга священнослужителя т.4. РПЦ издательство Московской Патриархии 2001 (стр. 351); Лекции прот. Владимира Воробьёва, ПСТБИ 1993-1994 (стр. 80).

74. Какие дополнительные последования предваряют хиротонию епископа, их смысл?

Хиротонию в епископа предваряет чин наречения кандидата во епископы который включает в себя тропарь и кондак пятидесятницы, а также испытание веры новоизбранного:

Новоизбранный ставятся на орлец который расстилают перед помостом. Первенствующий архиерей спрашивает его: … «Како веруеши?» Новоизбранный читает Символ веры. На вопрошение: «Яви нам ещё пространнее, како исповедуеши о свойствах Трёх ипостасей непостижимого Божества?» – избранник читает изложение догмата веры о Ипостасях Триединого Бога. Этот догмат – основание нашего спасения. Затем новопоставленный даёт обет соблюдать каноны святых апостолов, семи Вселенских и девяти Поместных Соборов и правила святых отцов, хранить неизменно святые уставы и чины Кафолической Восточной Православной Церкви, а также соблюдать церковный мир, повиноваться Святейшему Патриарху, быть в согласии со всеми архиереями, в страхе Божием и с отеческой любовью управлять вверенной ему паствой. Далее он обещает, что не будет делать ничего вопреки священным правилам по принуждению сильных мира сего даже под страхом смерти; обещает не вмешиваться в дела других епархий ни по какому побуждению: ни совершать богослужений, ни рукополагать во диакона или во пресвитера, не принимать клириков из других епархий, без согласия на то местного епископа или Первоиерарха. Он обязуется являться по призыву Патриарха и Синода, преодолевая ради этого любые препятствия. Обещается не принимать странных обычаев в церковных преданиях и чинах, но хранить все предания и чины Православной Церкви неизменно и в согласии со Святейшим Патриархом.

В заключении он обещает быть верным сыном своего Отечества и исполнять гражданские законы. Затем он передаёт текст этого обещания, подписанный его рукой, первенствующему архиерею, и тот, благословляя его, произносит: «Благодать Святого Духа чрез мою мерность производит тя, боголюбезнейшего архимандрита (имя рек), избранного епископа богоспасаемых градов (таких-то)». Затем поётся многолетие Патриарху, иерархам, новопоставленному. После чего новоизбранный, сопровождаемый протоиереем и протодиаконом, возвращается в алтарь. Архиереи, архимандриты и иереи, служащие литургию, следуют в алтарь. В это время убирают большой орлец (ковер), и начинается литургия. (Новопоставленного отводят в алтарь для рукоположения).

Хиротония епископа совершается в праздничный день при большом собрании верующего народа. Поскольку епископ может не только освящать Дары, но и совершать Хиротонию во диакона и священника, то Рукоположение во епископа совершается перед чтением Апостола. После входа с Евангелием и Трисвятой песни протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого к царским вратам, и он «приемлется от архиерея во святый алтарь, пред святую трапезу». Здесь сняв митру, сделав три поклонения перед престолом и поцеловав его, он встает на колени прямо против середины престола, слагает руки крестообразно и возлагает их на край святой трапезы, а главу – между ними, припадая непосредственно ко Христу, невидимо здесь присутствующему. На главу его возлагается раскрытое Евангелие письменами вниз, как образ руки Господа, зовущего на проповедь слова Божия, возвышающего и подчиняющего его евангельскому закону. Поверх Евангелия архиереи возлагают руки, и первенствующий произносит тайносовершительную молитву: «…избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго Собора, Божественная благодать…» и прочее, как при хиротонии во пресвитера и диакона. Т.е. «Божественная благодать… пророчествует (т. е. производит чрез руковозложение) во диакона (или же во пресвитера) (?); помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». На клиросе поют по-гречески: «Кирие елеисон», что значит: Господи, помилуй. При возложении на рукоположенного священных одежд, усвоенных его сану, архиерей возглашает: «аксиос!» т. е. достоин, и это «аксиос» повторяют все священнослужащие и певчие. По облачении, священнослужащие той степени, к которой принадлежит рукоположенный, целуют его, как своего собрата, и он вместе с ними принимает участие в службе.

Литература: Настольная книга священнослужителя т.4. РПЦ издательство Московской Патриархии 2001 (стр. 353); Прот. Геннадий Нефёдов «Таинства и обряды Православной Церкви», Москва 1999г. (стр. 216).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: