Для специальности «Русская филология» (ОЗО, 3 к.)

Вопросы к экзамену

по курсу «Зарубежная литература»

для специальности «Русская филология» (ОЗО, 3 к.)

1. Общая характеристика периода Романтизма. Этапы его развития и характерные черты.

2. Немецкая идеалистическая философия (Шлегель, Фихте, Шеллинг) в эстетике и поэтике немецкого романтизма. Ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью, «романтическое двоемирие».

3. Детские и семейные сказки братьев Гримм. Сюжетно-тематическое своеобразие и богатство образов в «Сказках».

4. Многомерность и элементы приема монтажа в романе Э. Т. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», игровой концепт в романе.

5. Образ Крейслера в романе Э. Т. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра»: трагическая неосуществимость идеала, конфликт художника с действительностью.

6. Лирический герой ранних циклов «Книги песен» Г. Гейне. Мотив неразделенной любви, перерастающий в тему трагического разлада с окружающим миром.

7. «Германия. Зимняя сказка» Г. Гейне - романтическая революционная сатирическая поэма. Эстетические принципы поэта. Форма путевого лирического дневника как художественное воплощение замысла.

8. Творческая личность Дж. Н. Г. Байрона.

9. Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Г. Байрона. Особый тип байронического героя.

10. Эстетические, философские, политические позиции поэтов-лейкистов. Поэтическое новаторство поэтов «озерной школы» (творчество У. Вордсворта, С.Т. Колриджа – по выбору).

11. Роль и значение В. Скотта в процессе становления жанра исторического романа («Пуритане», «Квентин Дорвард», «Роб Рой» – по выбору).

12. Роман «Айвенго» В. Скотта. Исторический и вымышленный планы, средства создания временного и национального колорита в романе.

13. Концепция романтического героя в творчестве Ж. де Сталь. Тема женской эмансипации в романе «Дельфина»; трагедия романтической героини в романе «Коринна, или Италия» (по выбору).

14. Мечты о счастье женщин в романе «Индиана» Жорж Санд; изображение трагедии творческой личности в ее романе «Консуэло» (по выбору).

15. Предисловие к «Кромвелю» В. Гюго – манифест французского романтизма.

16. Романтические образы и особенности архитектоники романа «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.

17. Подлинная духовная красота и бесчеловечные страсти в романе «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.

18. Роман «Девяносто третий год» В. Гюго – роман о восставшем народе. Эстетические категории трагического и героического.

19. А. Мицкевич –основоположник польского романтизма. Лирика поэта («Песнь филаретов», «Ода к молодости», баллады – по выбору).

20. Драматический пафос национально-героической лиро-эпической поэмы А. Мицкевича «Конрад Валленрод», эпическая поэма «Пан Тадеуш» как национальная эпопея польского народа (по выбору).

21. Пенталогия «Кожаный чулок» Ф. Купера: «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». Общая характеристика, анализ одного из романов (по выбору).

22. Настроение безнадежности и отчаяния в поэзии Э. А. По (анализ стихотворений «Аннабель Ли», «Колокола», «Эльдорадо», «Ворон», «Линор», «Молчание» и др. – по выбору).

23. Особенности художественной манеры Э. А. По в «страшных» рассказах («Падение дома Ашеров», «Лигейя», «Вильям Вильсон», «Маска красной смерти»и – по выбору).

24. Создание жанра детективной новеллы Э. А. По («Тайна Мари Роже», «Убийство на улице Морг» и др.).

25. Изображение американской действительности в сатирических рассказах Э. А. По («Черт на колокольне», «Делец»).

26. Зарождение жанра фантастики в произведениях Э. А. По («Рукопись, найденная в бутылке», «История с воздушным шаром», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»).

27. Синтез жизни и философии, реального плана и символического, фантазии и факта в романе «Моби Дик, или Белый Кит» Г. Мелвилла.

28. Закон формирования типического характера типическими обстоятельствами, проблема социальных проявлений личности в творчестве реалистов XIX в.

29. Роман «Красное и черное» Ф. Стендаля и его проблематика. Влияние социальной среды на становление личности Жюльена Сореля.

30. Значение образов госпожи де Реналь и Матильды де Ла Моль в романе «Красное и черное» Ф. Стендаля.

31. Образ Наполеона как идейный стержень романа «Красное и черное» Ф. Стендаля. Смысл названия романа.

32. О. де Бальзак и его грандиозный цикл «Человеческая комедия» как энциклопедия современной Франции («Утраченные иллюзии», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Шагреневая кожа» – по выбору).

33. Типичное и исключительное в образе главного героя повести «Гобсек» О. де Бальзака.

34. Тематика и проблематика романа «Госпожа Бовари» Г. Флобера.

35. Конфликт между мечтой и действительностью в судьбе Эммы Бовари, житейская философия буржуа и ее воздействие на личность человека в романе «Госпожа Бовари» Г. Флобера.

36. Поэты «Парнаса» и их эстетические принципы. Живописная выразительность портретов и описаний в творчестве (стихотворения Т. Готье «Первая улыбка весны», «Кармен», Ш. Л. де Лиля «Слоны», «Дремота кондора», Ж. М. де Эредия «Ponto vecchio» – по выбору).

37. Роль поэтического сборника «Цветы зла» Ш. Бодлера во французской литературе 50-60 гг.

38. Изображение политических конфликтов эпохи в драме «Смерть Дантона» Г. Бюхнера.

39. Острота социальной проблематики в романе «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса.

40. Проблема воспитания и образования, детские образы в романе «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса.

41. Идейно-художественные функции юмора и сатиры в романе «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса.

42. Особенности типизации, ирония и сатира в романе «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея.

43. Социально-политические и нравственные проблемы в романе «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея.

44. Социально-психологический роман воспитания Ш. Бронте «Джейн Эйр». Сочетание вымысла и правдивого изображения жизни Англии 40-х гг. XIX в.

45. Создание нового героя в английском реалистическом романе. Духовная эволюция героини в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».

46. Идейно-художественные особенности, гуманизм романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

47. Роль фольклорного материала в реалистическом изображении народной жизни в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

48. Своеобразие построения сюжета; сочетание событийности и психологизма в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

49. Основные темы и циклы сборника «Листья травы» У. Уитмена.

50. Тематика и проблематика исторических романов Г. Сенкевича «Огнем и мечом», «Quo vadis?» (по выбору), их документальность и историзм.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: