Десятый класс

А.С.Пушкин. 3 – 4 стихотворения (по выбору учащихся).

М.Ю.Лермонтов. 2 – 3 стихотворения (по выбору учащихся).

А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).

Н.А.Некрасов. «Умру я скоро…». «Безвестен я…». Кому на Руси жить хорошо (отрывки по выбору учащихся).

Л.Н.Толстой. Война и мир (отрывок по выбору учащихся).

А.К.Толстой. «Средь шумного бала…». «Коль любить, так без рассудку…» (на выбор).

Ф.И.Тютчев. «О, как убийственно мы любим…». «Эти бедные селенья…». «Умом Россию не понять…». «Чему молилась ты с любовью…» (на выбор).

А.А.Фет. Добро и зло. «Жизнь пронеслась без явного следа…». Бал. Певице. Цветы. «Ярким солнцем в лесу пламенеет…» (на выбор).

Одиннадцатый класс.

И.А.Бунин. «Настанет день – исчезну я…». Собака. Слово. Вечер. И др. (по выбору учащихся).

В.Я.Брюсов. «Я люблю…». Фаэтон. «Идут года, но с прежней страстью…» и др. (по выбору учащихся).

Н.С.Гумилев. «Из логова змиева…». Капитаны. Перстень. И др. (по выбору учащихся).

М.И.Цветаева. Бабушке. И др. (на выбор).

А.А.Блок. Незнакомка. «Тропами тайными, ночными…» и др. (на выбор).

С.А.Есенин. «Выткался на озере алый свет зари…». Русь. «Мы теперь уходим понемногу…». Быть поэтом. И др. (на выбор). Анна Снегина (отрывок).

В.В.Маяковский. О дряни. И др. (на выбор). Облако в штанах. Про это (отрывки на выбор).

М.А.Булгаков. Дни Турбиных. Мастер и Маргарита (отрывки на выбор).

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения по выбору учащихся.

А.Т.Твардовский. Слово о словах. Утро. О Родине. На дне моей жизни. «Нехожен путь…». «Я знаю, никакой моей вины…». Московское утро (на выбор). Теркин на том свете. По праву памяти (отрывки на выбор).

Б.Л.Пастернак. Определение поэзии. Определение творчества (2 стихотворения на выбор).

Планирование работы МО учителей русского языка и литературы в школе.

Главная задача методической работы учителей русского языка и литературы – повысить педагогическое мастерство учителя.

Работа методического объединения ведётся по следующим направлениям:

· Повышение педагогического мастерства и общей культуры учителя. Изучение, обобщение и внедрение в практику работы лучшего педагогического опыта, новых технологий.

· Изучение идей и принципов новых программ и УМК по русскому языку.

· Анализ качества знаний. Контроль учёта знаний.

· Формы и методы работы учителя по формированию у учеников творческих способностей и умение самостоятельно работать.

· Организация факультативных занятий и внеклассной работы по предмету.

Планируя методическую работу в школе, нужно иметь в виду, что это не только (и даже не столько!) заседания предметной комиссии, а прежде всего текущая, повседневная работа, которую тоже необходимо планировать.

План работы методического объединения должен иметь следующие разделы:

I. Повышение квалификации учителей:

· кто где учится – курсы, посещение лекций-консультаций;

· самообразование (над какой темой учитель работает, каков должен быть практический выход: доклад на заседании методического объединения, разработка темы, создание пособия для кабинета и т. д.), категория;

[Для самообразования учитель может выбрать тему лингвистического, литературоведческого или методического характера. Результаты этой работы в зависимости от подготовленности учителя оформляются либо в виде реферата, либо в виде самостоятельной разработки какой-то литературоведческой, лингвистической или методической проблемы. По теме самообразования учитель отчитывается перед методическим объединением]

· взаимная информация: сообщение о наиболее интересных лекциях, конференциях, на которых присутствовал учитель, обзор новинок методической литературы, журналов, компьютерных технологий.

· изучение методического письма «Единые требования к устной и письменной речи», план его реализации.

II. Совместная работа с администрацией.

· Распределение нагрузки. Желательно, чтобы оно происходило в первой четверти, а не в мае, как это обычно бывает. Тогда будет значительно лучше соблюдена преемственность в обучении, т. к. учителя сумеют основательно познакомиться с системой работы своих предшественников, составить себе ясное представление об уровне знаний учащихся и внести в работу друг друга необходимые коррективы.

· Работа методического объединения в каждом учебном году начинается с детального рассмотрения итогов экзаменов и работы словесников в минувшем учебном году. Исходя из реальных потребностей ОУ, определяется основная тема работы методобъединения. Работа над ней может быть рассчитана на год или на несколько лет. Выбрав основную тему, очень важно определить роль каждого словесника в её решении. Так, например, выбрав в качестве основной темы индивидуальную работу с учащимися, члены МО распределяют между собой её частные аспекты: «Работа с сильными учениками на уроках анализа диктантов», «Система индивидуальных заданий в процессе изучения «Капитанской дочки», «Работа над индивидуальными ошибками учащихся при изучении лексики в 5 классе» и т. д. Не следует увлекаться теоретическими докладами, так как минимум литературы по основной теме работы МО должен прочитать каждый учитель.

Приложения.

Приложение № 1. Речевая культура учителя

Культура речевого поведения – проявление общей культуры человека. Подлинная высота культуры речи - умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях.

В устной речи учитель использует весь арсенал выразительных средств:

· выбирает соответствующий личностно ориентированной модели обучения тон – спокойный, доброжелательный, заинтересованный;

· использует зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала и т.п. темп речи;

· подбирает соответствующую ситуации силу голоса;

· пользуется нужной интонацией, соблюдает паузы, логические ударения (выделяет голосом наиболее значимые по смыслу слова);

· следит за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.

Речевая (коммуникативная) культура предполагает также:

· умение выслушать собеседника (ученика), не перебивая его;

· внимательно-доброжелательное отношение к высказываниям школьников;

· тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке;

· оперативно-деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи;

· точное словоупотребление, в том числе и терминов.

Культура речи предполагает также (или прежде всего) её правильность, соответствие нормам русского литературного языка. Устойчивые ошибки, нарушающие правильность речи, свидетельствуют о низкой речевой культуре, у учителя-словесника их быть не должно. Чтобы эксперту было легче ориентироваться, приведём список слов и конструкций, в которых часто допускаются ошибки, вызванные, как правило, диалектным влиянием.

Ошибки в ударении, произношении слов:

Агентство Августовский (педсовет) Алфавит, по алфавиту Баловать, балую Была, не была(в классе) Декада [д’э] Дефис [д’э] Диалог Диспансер [сэ] Документ Доска, на доску (повесь) Досуг Занят (он), занята (она) Звонит Каталог Квартал Километр, километров Контекст [т`э] Конечно [шн] Корысть, корыстный Кофе [ф`э] Красивее Медикаменты Мельком Музей [з`э] Намерение Начал, начала Начался (урок) Ненависть Обеспечение Облегчит, облегчим Партер [тэ] Повторишь, повторим (слово) Повторённое (правило) Повторена(орфограмма) Понял, поняла П оск ользнуться Премировать, премированный Процент Развитой (ребёнок) Развитое (чутьё) Ремень Свободнее Скольких, скольким Скучно [шн] По средам (собрания) Средства Столяр, столяром (буду) Сформировать Термин [т`э] Углубить Украинский Фарфор Форзац Ходатайство Хозяева Шинель [н`э] Шофёр, шофёров Щавель Экспертный Языковая (личность) Языковая (колбаса) Языковое (явление)

Типичные грамматические ошибки.

· В образовании форм слов:

Не помнят имени (не имя); сколько времени (не время); нет помидоров, яблок, чулок, носков, солдат (не помидор, яблоков, чулков, носок, солдатов); скажи более точно или скажи точнее (не более точнее); самый старый или старейший (не самый старейший); около ста пятидесяти восьми (не сто пятидесяти восемь); более восьмисот шестидесяти семи (не более восемь сот шестьдесят семь); на обеих партах, страницах (не обоих); это касается обоих мальчиков (не обеих); не ездите на перилах (не ездиите); езжай – поезжай домой (не ехай); клади руки на парту (не ложи); положи книгу на стол (не ложи); их разговор (не ихний); вместо него (не его) и др.

· В нарушении норм согласования или управления:

Повторили то (не о том); объяснили правило (не о правиле); указывать на недостатки (не о недостатках); подтвердить готовность (не о готовности); пришёл из школы (не со школы); вернулся из Киева (не с Киева); уверенность в себе (не в себя); скучает по вас (не по вам); согласно примечанию (не примечания); по приезде в город (не по приезду); по окончании работы (не по окончанию); был мой день рождения (не моё); крепкий кофе (не крепкое); занять (т.е. взять взаймы у кого-то что-то (не занять мне в значении «дать взаймы») и др.

· В нарушении норм построения предложений:

Когда окончится урок, передо мной встанет вопрос об утреннике; или: Окончив урок, я буду думать об утреннике (не Окончив урок, передо мной встанет вопрос об утреннике) и др.

· В нарушении лексических норм:

ü нарушение норм лексической сочетаемости: играть роль (не значение); иметь значение (не роль – в переносном смысле) и др.,

ü употребление лишних слов (плеоназм): «моя автобиография» вместо «моя биография»; «свободная вакансия» вместо «свободное (рабочее) место»; «памятный сувенир» вместо «памятный подарок»; «будущая перспектива» вместо «перспектива» и др.,

ü навязчивое употребление слов типа: например, так сказать, короче, короче говоря, в общем, значит так, значит, ну вот и др.

Приложение 2. Словарно-орфографический минимум терминов для учащихся 7 - 9 классов

ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК: абзац, алфавит, альманах, анализ, аналогия, аннотация, аноним, аргумент, библиотека, биография, богатырь, бюллетень, вариант, гипербола, гуманизм, гуманный, девиз, декларация, дефис, диалект, диалог, дикция, дискуссия, драматург, жаргон, идеал, идиллия, идиома, иероглиф, иллюстрация, имитация, импровизация, инверсия, инициал, инсценировка, интеллигенция, интервал, интонация, кавычка, каламбур, каталог, комедия, комментарий, контекст, красноречие, кульминация, легенда, организм, популярный, характер.

ИСТОРИЯ: абсолютный, авангард, автономия, агент, аграрный, агрессор, администрация, анархия, антагонизм, апелляция, аристократия, ассамблея, атеист, афера, авантюра, баррикада, большевистский, бюджет, валюта, гегемония, государство, декларация, декрет, демократия, демонстрация, деспотизм, диктатура, зодчий, идеология, иллюзия, империалистический, интервенция, интернациональный, информация, кабала, каземат, кампания (поход, деятельность), кандалы, канун, каторга, коалиция, кодекс, конспирация, конгресс, легальный, лидер, лояльный, манифест, патриот, мировоззрение, периферия, провинция.

ФИЗИКА: автоматика, акустика, антенна, атмосфера, балласт, вакуум, герметическая, гидравлическая, зонд, инерция, интенсивный, кибернетика, магнетизм и др.

Приложение 3. Карта контроля для учителя русского языка.

1. Тема, класс, количество часов.

2. Что знают учащиеся по данной теме из предыдущих классов?

3. Что должны знать?

4. Что должны уметь?

5. Календарный план.

6. Формы контроля.

Например: Имя прилагательное (5 класс, 22 часа) (р.р. + 5 часов)

Знают из предыдущих классов (из программы начальной школы): значение прилагательного, вопросы; изменение прилагательного по родам, числам, падежам; правописание безударных окончаний имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящую и «ц»).

Должны знать:

· разряды прилагательных;

· степени сравнений;

· «не» с прилагательными;

· правописание гласных и согласных в суффиксах -ан-, -ян-, -енн-, -онн-, -н- в словах с основой на –н;

· правописание сложных прилагательных;

· правописание «О», «Е» после шипящих.

Должны уметь:

· анализировать прилагательное как часть речи;

· отличать прилагательное от других частей речи;

· образовывать степени сравнения прилагательных;

· различать значение суффиксов;

· употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

Приложение 4. Типология речевых и грамматических ошибок

В действующих ныне «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» указывается, что с помощью сочинений и изложений проверяются «…2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания». Следовательно, проверка творческой работы сопровождается подчёркиванием и вынесением на поля значками «Р» и «Г» (а также некоторыми другими) речевых ошибок и недочётов, грамматических ошибок.

Грамматическая правильность речи оценивается по специальным критериям.Правильность речи – соблюдение в ней основных грамматических норм, сформулированных в виде правил грамматики (в морфологии - нормы склонения и спряжения частей речи; в синтаксисе - нормы согласования, управления слов, построения предложения той или иной структуры…).

Нарушение грамматических норм приводит к грамматическим ошибкам (т.е. к отклонениям от словообразовательных, морфологических, синтаксических норм). Грамматические ошибки можно увидеть, услышать. В числе наиболее распространённых из них следующие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: