double arrow

Кабельно-спутниковое изобилие



Первую кабельную систему в США проложил в 1950 году один пенсильванский торговец телевизорами, недовольный качеством изображения при приеме на обычную антенну. К 70-м годам пропускная способность одного кабеля возросла до 12-17 каналов. Кабельные системы стали ретранслировать все местные станции и станции соседних городов, что способствовало развитию дециметрового вещания.


Кабельное ТВ, однако, не спешило налаживать собственное производство передач — его доходы определялись абонентной платой и зависели от числа подключенных телевизоров, т. е. основные усилия направлялись на расширение аудитории. К 1980 году кабельные сети охватывали четверть населения, к 1990-му — две трети. Наиболее сильные системы, обычно насчитывавшие свыше 10 тыс. абонентов, выпускали «сверхлокальные» новости, а некоторые выделяли один-два канала под так называемый «открытый доступ», предоставляя эфирное время бесплатно или за символическую плату общественным группам, коллективам местной художественной самодеятельности и даже отдельным лицам, которые хотели прочитать лекцию или, например, сыграть на гитаре.





«Великая кабельная лихорадка» началась в США только после 1975 года, когда тарифы на спутниковую связь снизились настолько, что стало рентабельным распространять специальные программы для разрозненных кабельных систем, имеющих параболические антенны. Компания «Хоум бокс офис» через спутник в закодированном виде стала распространять за дополнительную плату относительно свежие кинофильмы, появились и другие тематические программы, или каналы, как их стали называть в США, дабы отличить от эфирных станций и сетей. В 1980 году в Атланте начала вещание «Сеть кабельных новостей» (Си-эн-эн) Теда Тернера, через пять лет ее стали транслировать через спутники на Европу и на весь мир. Возникли также музыкальный канал Эм-ти-ви, спортивный И-эс-пи-эн, документальный «Дискавери», канал «Артс энд энтертеинмент» («Искусство и развлечения»), «Канал погоды», сеть прямых трансляций из конгресса Си-СПЭН, канал для детей «Никельодеон», для женщин «Лайфтайм», канал киноклассики Т. Тернера Ти-эн-ти и т .д.


В начале 90-х годов существовало более ста общенациональных и региональных кабельно-спутниковых каналов, а пропускная способность типичной кабельной системы превышала 30 каналов. В стране насчитывалось свыше 10 тысяч кабельных систем. Расширение выбора привело к росту абонентной платы с 5-6 долларов в месяц до 25-30 за «базовый пакет», т. е. за несколько десятков каналов, отобранных системой для показа своей аудитории. Примерно 25 долларов дополнительно вносили те, кто подписывался на платный канал «Хоум бокс офис» или его аналоги. Кабельно-спутниковые каналы создавались кабельными объединениями, эфирными телесетями, отдельными предпринимателями — благо для этого не требуется лицензии ФКС. В 1990 году на кабельном ТВ США работало 103 тыс. человек, а в эфирном вещании (радио и телевидение) на полной ставке — 159 тыс. человек, не считая тех, кто создает художественные передачи на голливудских кинотелестудиях.



Среди десятков спутниковых каналов есть один, передачи которого предназначены исключительно для зарубежной аудитории. Речь идет о глобальной спутниковой «Всемирной сети» («Уорлднет»), созданной в пропагандистских целях в 1983 году в системе ЮСИА — Информационного агентства США. Это телеаналог радиостанции «Голос Америки», имеющий общую с ней цель — «рассказывать миру о стране». Сначала по этой сети распространялись выступления и пресс-конференции высокопоставленных государственных деятелей. Их принимали на спутниковые антенны в американских посольствах и разбросанных по всему миру пресс-центрах ЮСИА, и на эти просмотры обычно приглашали зарубежных журналистов, предоставляя для их вопросов специальный радиоканал. Зарубежная кабельная аудитория «Уорлднет» ввиду ее явно пропагандистской направленности была поначалу мизерной, конгресс США был готов закрыть канал по соображениям экономии средств. Однако начавшиеся в Советском Союзе и странах Восточной Европы демократические преобразования, прекращение «холодной войны», равно как и рост зарубежной кабельной и спутниковой аудитории, позволили сохранить правительственную телеслужбу, изменив, однако, ее репертуар и тон передач.
К середине 90-х годов среднесуточный объем вещания «Уорлднет» достиг 6 часов. Сеть показывает из Вашингтона новости, передачи по экономике, спорту, истории и культуре США. Ее бюджет, утверждаемый конгрессом вместе с бюджетом ЮСИА, составляет около 30 млн. долл. в год, персонал — триста человек. Для удешевления программа строится преимущественно из передач, предоставленных кабельным и эфирным ТВ («Мир денег Адама Смита» и «Час новостей Макнила-Лерера» Пи-би-эс, фрагменты трансляций из конгресса Си-СПЭН и т. п.). Они идут на английском языке без перевода. Часть рубрик, подготовленных самой «Уорлднет» («Досье новостей», «Мир науки», «Что нового на рынке»), имеет испанскую, французскую и арабскую версии. Обычно в расписании присутствуют уроки английского языка. «Уорлднет» принимается практически во всем мире, соперничая с телевизионным иновещанием Би-би-си, «Немецкой волны» и «Франс интернасьональ».




Некоторые кабельные каналы выступают на комиссионных началах как посредники при прямой продаже товаров. «Хоум шоппинг нетуорк», Кью-ви-си и другие каналы – «магазины на дому» — круглосуточно предлагают со скидкой бытовую технику, одежду, украшения и т. д. Обычно программа разбита на длинные тематические блоки, ведущий рассказывает о достоинствах демонстрируемого товара, а тем временем зрители по телефону делают заказ, который в течение одной-двух недель доставляется на дом. Таким путем ежегодно продается товаров на сумму до пяти миллиардов долларов.

Для показа свежих кинобоевиков и популярных зрелищ (спортивных состязаний, концертов модных рок-групп) кабельные системы создают аморфные адресные платные сети. Раньше заказ на подключение к такой сети для просмотра фильма принимался по телефону, теперь эту трудоемкую операцию выполняет компьютер (он же выписывает и счета). Обычно деньги, собранные при показе кинобоевика с индивидуальной платой (Пи-пи-ви), делятся пополам между киностудией и организаторами показа.


В 90-е годы благодаря уплотнению цифрового сигнала, повышающего пропускную способность канала в 4-8 раз, появилось так называемое«видео по заявке» — возможность выбирать для просмотра кинофильмы и передачи при почасовой оплате («меню» состоит из сотен названий). Однако внедрение интерактивного ТВ ожидается лишь в ближайшее десятилетие. В развитии кабельного ТВ сейчас, видимо, наступает новый этап — резкое увеличение набора выполняемых им функций. Двусторонние (интерактивные, адресуемые) системы расширяют объем так называемых сервисных услуг — от охраны дома и автоматического снятия показаний счетчиков электроэнергии, воды и газа до выполнения финансовых расчетов прямо из дома (телебанкинг) и приобретения товаров (телешопинг).


Широкое распространение кабельного ТВ в США сдерживает непосредственный прием передач на домашние спутниковые антенны. В первой половине 90-х годов в стране насчитывалось 3-5 млн. спутниковых антенн. Обычно их приобретают жители сельских и горных районов, где нет кабельного ТВ. На спутниковые антенны принимаются те же программы, которые доступны кабельным абонентам. Все попытки создания прямых программ из космоса до сих пор терпели фиаско из-за недостаточного интереса американцев к домашним «параболам».







Сейчас читают про: