Издание официальное

Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Е С Т Р О И Т Е Л Ь Н Ы Е Н О Р М Ы

У К Р А И Н Ы

Г Р А Д О С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В О.

П Л А Н И Р О В К А И З А С Т Р О Й К А

Г О Р О Д С К И Х И С Е Л Ь С К И Х

П О С Е Л Е Н И Й

Д Б Н 360-92*

Издание официальное

Министерство Украины по делам строительства и архитектуры

(Минстройархитектуры Украины)

К и е в 1993


С.2 ДБН 360-92*

---------------------------------------------------------------------------------------------------

УДК 711.4(083.74) (477)

РАЗРАБОТАНЫ: НИПИ градостроительства(канд.техн.наук В.Ф.

Макухин,д-р арх.Г.И.Фильфаров-руководители;

д-р арх. Т.Ф.Панченко; кандидаты арх.: Ю.А.

Бондарь,Т.С.Нечаева,Б.В.Павлышин,Е.Д.Симо-

нова,Л.И.Тузова;канд.техн.наук: И.К.Быстря-

ков, Г.А.Заблоцкий, Е.Е.Клюшниченко, Н.М.

Христюк; канд.геогр.наук С.Н.Проценко;канд.

мед. наук Л.И.Литвинова; канд.с-х наук Я.Л.

Садовенко, Ю.В.Авдеев, Н.А.Байбакова, Р.И.

Бесшейко, Н.Ю.Войко, А.М.Григор, Е.А.Добру-

нова, И.Я.Панченко, Н.Х.Соковнина, А.И.Ста-

шук,В.И.Тымчинский,С.Н.Трегуб, Т.В.Устенко,

В.Н.Христофоров, В.А.Циткин, А.Л.Чечик);

Гипроград(д-р геогр.наук В.И.Нудельман,Л.А.

Акимова, О.А.Мищук, С.И.Крылова); КиевНИ-

ИТИАГ (канд. арх. Т.А.Трегубова); Киевский

инженерно-строительный институт(д-р арх.И.А.

Фомин); Главкиевпроект (Е.Е.Лишанский, Е.И.

Курило);КиевЗНИИЭП(кандидаты арх. С.И.Лапо-

ногов,Л.Н.Ковальский,В.В.Куцевич,Н.Н.Алфе-

рова,Б.Н.Губов,Н.Н.Кирьянова,Л.Г.Крамарен-

ко, О.Н. Сахно, Л.И. Сырова); УкрНИИПграж-

дансельстрой (д-р арх. З.В.Моисеенко, канд.

арх. Г.Н.Рогожин, канд. арх. Г.Н. Блинова);

КрымНИИпроект (Б.Д.Ябчаник, канд. арх. Т.Л.

Жебровская, канд.техн.наук Э.Я. Кильвандер,

канд.техн.наук В.В.Костецкий, А.А.Гагаркин,

А.А.Гордашник, Б.А.Могильников, В.И.Присту-

па, К.М.Харин, Л.Б.Шапиро);Украинский гиги-

енический центр (д-р мед.наук И.С.Киреева,

канд. мед. наук И.Г.Чудова);Киевский филиал

Одесского электротехнического института свя-

зи (Л.И.Долинский, Б.В.Каток).

В ДБН 360-92* ВНЕСЕНЫ N 1, утвержденные приказом Мининвестстроя

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ: Украины от 22 января 1993г. N 8; N 2, утвер,

жденные приказом Минстройархитектуры Украи-

от 23 июня 1993г. N 91; N 3, утвержденные

приказом Минстройархитектуры Украины от 17

декабря 1993 года N 231. Пункты, в которые

внесены изменения, обозначены знаком *.

Издательство "Укрархстройинформ"


ДБН 360-92* С.3

---------------------------------------------------------------------------------------------------

+------------------------------------------------------------------------------+

¦ Государственные строительные нормы Украины ДБН 360-92* ¦

¦ Градостроительство. Планировка и застройка ¦

¦ городских и сельских поселений ¦

+------------------------------------------------------------------------------+

Государственные строительные нормы "Градостроительство. Планировка и за-

стройка городских и сельских поселений" распространяются на проектирование новых

и реконструкцию существующих городских и сельских поселений Украины.

Настоящие нормы обязательны для органов государственного управления,местно-

го и регионального самоуправления предприятий и организаций независимо от форм

собственности и ведомственной подчиненности, общественных обьединений и граждан,

которые осуществляют проектирование, строительство и благоустройство на террито-

рии городских и сельских поселений.

Настоящие нормы рассчитаны на переходный период - до разработки общей

концепции нормативной базы Украины в области градостроительства и капитального

строительства.

При проектировании поселений Украины наряду с положениями настоящих норм

следует также руководствоваться СанПиНом "Планировка и застройка населенных

мест Украины", ДБН Б.2.4--1--94 "Планування і забудова сільських поселень",

требованиями других действующих нормативно-инструктивных документов.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

---------------------------------------------------------------------------------------------------

1.1. Проектирование городских и сельских поселений должно основываться на

законах Украины, имеющих основополагающее значение для градостроительства, и

региональных программах по решению важнейших социальных, экологических и

экономических проблем.

1.2. Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы единой

системы расселения Украины с учетом территориально-административного деления,

социально-экономического и природно-градостроительного районирования.

Физико-географическое и градостроительное районирование территории Украины

приведены в приложениях 1.1, 1.2.

1.3. В качестве основы проектирования планировки и застройки городских и

сельских поселений должна служить предварительно разрабатываемая концепция их

социально-экономического развития, обеспечивающая реализацию прав и свобод

населения в соответствии с Конституцией Украины.

Концепция должна разрабатываться на альтернативной основе и до утверждения

рассматриваться и обсуждаться профессиональными и общественными организациями,

жителями населенных пунктов.

1.4.Развитие систем расселения должно опираться на сложившуюся сеть город-

ских и сельских поселений, включая существующие и формирующиеся агломерации.

Проектирование новых поселений предусматривается в связи с необходимостью

размещения новых промышленных предприятий, разработки полезных ископаемых и

пр., а также в связи с отселением населения из зон происшедших или потенциальных

катастроф, экологических бедствий и пр.

Примечание.Размещение дачных поселений и садоводческих товариществ в пригородных зонах

предусматривается на землях, которые не могут быть использованы для перспективного

территориального развития городских и сельских поселений.

1.5. Городские и сельские по- Таблица 1.1

селения в зависимости от проектной +-------------------------------------------------------------+

численности населения на расчетный ¦ Группы ¦ Население, тыс.чел. ¦

срок подразделяются на группы(табл. ¦ поселений +-------------------------------------------------¦

1.1). ¦ ¦ городов ¦ сельских поселений ¦

1.6. Для обеспечения террито- +-----------+------------------------+------------------------¦

риальных условий развития городов ¦Крупнейшие ¦Свыше 1000 ¦ ¦

на долгосрочную перспективу, а так- +-----------+------------------------+------------------------¦

же размещения и строительства со- ¦Крупные ¦Свыше 500 до 1000 ¦Свыше 5 ¦

оружений, связанных с функциони- ¦ ¦ ¦Свыше 3 до 5 ¦

рованием городского хозяйства,сле- +-----------+------------------------+------------------------¦

дует на прилегающих к городу тер- ¦Большие ¦Свыше 250 до 500 ¦Свыше 1 до 3 ¦

риториях выделять пригородные зоны ¦ ¦ ¦Свыше 0,5 до 1 ¦

многофункционального назначения. +-----------+------------------------+------------------------¦

В их составе необходимо выделять ¦Средние ¦Свыше 100 до 250 ¦Свыше 0,2 до 0,5 ¦

территории зеленых зон городов, ¦ ¦Свыше 50 до 100 ¦ ¦

предназначенных для организации от- +-------------------------------------------------------------+

Продолжение таблицы следует


ДБН 360-92* С.4

---------------------------------------------------------------------------------------------------

дыха населения, улучшения микрокли- Продолжение таблицы

мата, состояния атмосферного возду- +-------------------------------------------------------------+

ха и санитарно-гигиенических усло- ¦ Группы ¦ Население, тыс.чел. ¦

вий. ¦ поселений +-------------------------------------------------¦

Пригородную зону следует проек-¦ ¦ городов ¦ сельских поселений ¦

тировать одновременно с генеральным +-----------+------------------------+------------------------¦

планом города как единый хозяйствен ¦Малые* ¦Свыше 20 до 50 ¦Свыше 0,05 до 0,2 ¦

ный и планировочный комплекс с раз- ¦ ¦Свыше 10 до 20 ¦До 0,05 ¦

работкой предложений, нацеленных ¦ ¦До 10 ¦ ¦

на экономическое и социально-куль- +-------------------------------------------------------------¦

турное ее развитие и структурно- ¦*В группу малых городов включаются поселки городского типа ¦

территориальную организацию. +-------------------------------------------------------------+

1.7. Уровень социально-экономического развития проектируемого поселения

определяется с учетом приоритетности социальных и экологических критериев на основе

комплексной оценки территории, исходя из полного раскрытия потенциальных ресурс-

ных возможностей и потребностей населения, планов социально-экономического

развития данного поселения. При этом следует установить виды деятельности, развитие

которых должно быть стимулировано, прекращено или ограничено в проектируемом

поселении или в группе взаимосвязанных поселений, а также определить сдвиги в

отраслевой структуре сложившегося народнохозяйственного комплекса по числу

занятых и изменения в функциональном изпользовании территории. Развитие социальной

инфраструктуры должно быть намечено, исходя из обеспечения целевых показателей

жизненных условий.

2.ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

---------------------------------------------------------------------------------------------------

-> Функционально-планировочная структура городских поселений

2.1. Территория города по функциональному назначению и характеру использо-

вания подразделяется на селитебную, производственную, в т.ч. внешнего транспорта, и

ландшафтно-рекреационную.

2.2. Селитебная территория включает участки жилых домов, общественных

учреждений, зданий и сооружений, в т.ч. учебных, проектных, научно-исследователь-

ских и других институтов без опытных производств, внутриселитебную улично-доро-

жную и транспортную сеть, а также площади, парки, сады, скверы, бульвары, прочие

обьекты зеленого строительства и места общего пользования.

2.3. Производственная территория предназначена для размещения промышленных

предприятий и связанных с ними производственных обьектов, в т.ч. комплексов научных

учреждений с опытными предприятиями, коммунально-складских обьектов, предприятий по

производству и переработке сельскохозяйственных продуктов; санитарно-защитных

зон промышленных предприятий; обьектов спецназначения(для нужд обороны); соору-

жений внешнего транспорта и путей внегородского и прогородного сообщения, вну-

тригородской улично-дорожной и транспортной сети; участков общественных учреж-

дений и мест общего пользования для населения, работающего на предприятиях города.

Примечание. Промышленные предприятия, которые не выделяют в окружающую среду эколо-

гически вредных, токсичных, пылеобразных и пожароопасных веществ, не создают повышенных

уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений, не требуют подьездных железнодорож-

ных путей, допускается размещать в пределах селитебных территорий или в непосредственной

близости к ним с соблюдением санитарно-гигиенических и противопожарных требований.

2.4. Ландшафтно-рекреационная территория включает: озелененные и водные

пространства в границах застройки города и его зеленой зоны, а также другие элементы

природного ландшафта. В ее состав могут входить парки, лесопарки, городские леса,

охраняемые ландшафты, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья,

которые формируют систему открытых пространств; загородные зоны массового

кратковременного и длительного отдыха, межселенные зоны отдыха; курортные зоны

(в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы).

2.5. Совершенствование и развитие планировочной структуры города следует

увязывать с исторической зоной города, его историко-архитектурным опорным планом

и зонами охраны памятников истории, культуры и природы (раздел 11).

2.6. Для обеспечения необходимых функциональных связей мест расселения с

местами приложения труда и отдыха, учреждениями культурно-бытового обслужива-

ния, а также для снижения затрат времени на передвижение населения следует

формировать отностельно устойчивый трудовой баланс проживающих и работающих

в пределах основных структурно-планировочных элементов города (планировочных

районов, зон).

Примечание. Функциональную организацию, величину, емкость, границы основных структурно-

планировочных элементов города, количество последних следует определять исходя из место-

положения и концентрации основных функций.

В малых, средних и больших городах с компактной планировочной структурой трудосбаланси-

рованность может достигаться в масштабе всего города.


ДБН 360-92* С.5

--------------------------------------------------------------------------------------------------

2.7. При определении емкости основных структурных единиц города-планировоч-

ных районов в больших и крупных городах - необходимо ориентироваться на следующие

показатели: численность населения должна составлять от 100 до 300 тыс.чел.; трудящих-

ся в градообразующем комплексе - от 30 до 100 тыс.чел.; в городах, характеризую-

щихся сильной расчлененностью планировочной структуры, особенно в городах добы-

вающей промышленности(формирующихся на базе отдельных территориально закреп-

ленных производств и расселения - шахт, бывших шахтерских поселков и др.), население

планировочного района составляет от 50 до 120 тыс.чел.

В крупнейших городах с численностью населения более 1 млн. жителей, при наличии

мощных комплексов машиностроения и тяжелой индустрии, сосредоточенных в крупных

промышленных производственных зонах, следует формировать трудо- и социально

сбалансированные селитебно-производственные образования - планировочные зоны,

численность населения которых не должна превышать 450-900 тыс.чел.

2.8. Формирование планировочных зон в крупнейших городах с населением более

1 млн. жителей следует осуществлять путем сочетания комплексных селитебно-произ-

водственных районов с высокой степенью трудосбалансированности, селитебных,

промышленных районов с формированием многофункциональных центров приложения

труда и обслуживания.

2.9. Для достижения высокого социально-экономического эффекта формирова-

ния планировочной структуры города следует стремиться к компактному развитию его

плана, что достигается повышением интенсивности использования территории под

основные функции. При этом необходимо учитывать неоднородность функционально-

планировочных качеств городских территорий, которые в значительной мере определя-

ются различной интенсивностью их освоения и неодинаковыми условиями транспортной

доступности.

Ценность участка городской территории следует определять по оценкам его

доступности относительно жилых районов, мест приложения труда, учреждений

обслуживания общегородского значения, мест массового отдыха с учетом их разме-

щения в зонах различного градостроительного качества (приложение 2.1).

2.10. В городах со сложными инженерно-геологическими условиями необходимо

предусматривать в пределах их территорий или в пригородных зонах площадки для

размещения части населения этих городов в случае неожиданных катастроф, наводнений

и т.п. Там же следует предусмотреть комплекс инженерного оборудования, обеспечи-

вающий временное проживание населения.

-> СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ ГОРОДОВ

2.11. В пределах основных структурно-планировочных элементов города следует

предусматривать территории для размещения обьектов и учреждений культурно-

бытового обслуживания населения. Места их концентрации формируются как общес-

твенные центры различных уровней.

Число, состав, размещение общественных центров в плане города принимаются

с учетом его величины, функционально-планировочной структуры, исторических осо-

бенностей формирования городского плана, ландшафтно-природных особенностей, а

также роли города в системе расселения.

Примечание. В крупнейших городах на вьездах следует размещать общественные центры для

обслуживания населения пригородной зоны.

2.12. Общегородской центр неоходимо рассматривать как пространственную

систему, в состав которой, кроме центрального ядра и прилегающей центральной зоны,

входят взаимосвязанные с ним центры наиболее крупных планировочных районов, зон

или других структурно-планировочных элементов.

В зависимости от размеров и планировочной организации общегородского центра

необходимо в его пределах создавать систему взаимосвязанных общественных про-

странств с выделением главной площади, улицы, пешеходных улиц и зон.

2.13. При определении площади общегородского центра и его ядра необходимо

учитывать численность населения, административную значимость, масштабы территори-

ального развития города, местные градостроительные и природные условия.

Для определения площади общественных территорий общегородского центра и

его ядра следует ориентироваться на удельный показатель 5-8 м2/чел., исходя из

перспективной численности населения города.

Примечание: 1. В южных городах, расположенных в IIIБ IVБ климатических подрайонах, следует

стремиться к снижению показателя расхода территорий (до 4 м2/чел.), кроме зон повышенной

сейсмичности.

2. В городах IIВ и IIIВ климатических подрайонов, в малых и курортных городах удельный

показатель может быть увеличен на 15-30%, но составлять не более 10-12 м2/чел.

Удельный вес территории для системы общегородского центра и его основных

элементов в балансе территорий города и центра составляет, проц.:

Центр города 3,5-5,0 для крупнейших и крупных городов

(от площади города) 6,0-8,0 для других групп городов


ДБН 360-92* С.6

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Ядро центра города

(от площади центра) 30-35 для всех категорий городов

Общественные территории

в ядре центра

(от площади центра) 70 и более

Интенсивность освоения территории ядра центра, эффективная с точки зрения

градостроительной ценности, приводится в табл. 2.1.

2.14. Общегородской центр Таблица 2.1

следует развивать как полифун- +-----------------------------------------------------+

кциональную систему,включаю- ¦ Территория ¦ ¦

щую в себя: управление; общес- ¦ по функциональному ¦ Плотность, чел./га ¦

твенную, деловую, культурно-про- ¦ назначению ¦ ¦

светительную и культурно-зрелищ- +----------------------------+------------------------¦

ную деятельность; торговлю; об- ¦ Селитебная ¦ 110-150 проживающих ¦

щественное питание, бытовое и +----------------------------+------------------------¦

коммунальное обслуживание; ¦ Жилая ¦ 400-500 проживающих ¦

связь, транспорт, жилье, отдых, +----------------------------+------------------------¦

туризм. ¦ Производственная ¦ 400-500 работающих ¦

В состав общегородского +----------------------------+------------------------¦

центра могут включаться функци- ¦ Общественных учреждений ¦ 150-200 работающих ¦

ональные обьекты научно-производ- +-----------------------------------------------------+

ственной деятельности, здравоохранения,исключая больницы, диспансеры и другие учреждения,

требующие размещения в отдельных зонах.

2.15. В системе общегородского центра, исходя из его функциональной структу-

ры, в зонах концентрации учреждений соответствующих функций следует формировать

общественные комплексы(центры) моно- или полифункционального профиля.

Наиболее важные в архитектурно-планировочном отношении монофункциональ-

ные комплексы(центры) формируются важными учреждениями и соответствующими

зданиями и сооружениями. К ним относятся: административные (государственные,

областные, городские) комплексы, крупные деловые, информационные, культурно-

просветительные, зрелищные, мемориальные, торговые и др. Их следует размещать в

пределах центрального планировочного района в ядре центра и насыщать сопутствую-

щими функциями.

Полифункциональные комплексы (центры) следует формировать деловыми,

торговыми, культурно-зрелищными учреждениями и размещать как в центральном

ядре, контактной к нему зоне на вьездах в ядро или общегородской центр, в

центральном планировочном районе(зоне), так и на главных осях других планировочных

районов(зон) города.

При формировании полифункциональных комплексов(центров) общегородского

значения в периферийных планировочных районах (зонах) в них следует включать

административно-управленческие и научно-исследовательские учреждения, связанные с

расположенными вблизи промышленно-производственными обьектами.

Специализированные центры, создаваемые на основе спортивных, рекреационно-

оздоровительных, лечебных, учебно-научных, научно-производственных и других уч-

реждений и обьектов, не требующих больших территорий, могут формироваться в

любом планировочном районе (зоне) города. Те из них, которые требуют крупных

площадок для своего развития, следует размещать в периферийных планировочных

районах (зонах), на вьездах в город и в пригородной зоне.

2.16. При создании центров периферийных планировочных районов(зон) размеры

их земельных участков должны определяться исходя из общего расчета потребностей

в общественных территориях, приведенных в п.2.13. В случае их формирования в

комплексе с одним из центров жилого, рекреационного или промышленно-производ-

ственного района удельный размер земельного участка последнего допускается

увеличивать, но не более чем на 30%.

При формировании жилых районов в центральной зоне их общественные центры

следует рассматривать в общей системе общегородского центра.

-> ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

2.17. Территория сельского населенного пункта по функциональному назначению

должна делиться на селитебную и производственную.

Селитебная территория включает жилые территории, участки учреждений и

предприятий обслуживания, парки, скверы, бульвары, улицы, проезды, площадки для

стоянки автомашин, водоемы.

Производственные зоны включают зоны и участки предприятий по производству и

переработке сельскохозяйственной продукции, ремонту, техническому обслуживанию


ДБН 360-92* С.7

---------------------------------------------------------------------------------------------------

и хранению сельскохозяйственных машин и автомашин, участки коммунально-складских

и других обьектов, дороги, проезды и площадки для стоянки автомашин, прочие

территории.

ПРИМЕЧАНИЕ. В территорию сельского населенного пункта входят производственные и селитебные

территории, а также приусадебные участки, включая земли фермерских и индивидуальных

хозяйств, площадки населенного пункта.

2.18. При реконструкции сельских населенных пунктов следует предусматривать:

- улучшение санитарно-гигиенических условий жизни населения путем упорядоче-

ния сложившегося функционального зонирования, выноса сельскохозяйственных пред-

приятий в производственную зону, выноса транзитных автодорог, мероприятия по

защите от наводнения, оползней, селей, подтопления подпочвенными водами и т.д.;

- упорядочение и благоустройство сети улиц и проездов при максимально

возможном сохранении сложившейся планировочной структуры;

- совершенствование застройки на основе сохранения существующих капиталь-

ных и пригодных к длительной эксплуатации зданий и сооружений, постепенной замены

ветхого жилого фонда;

- обеспечение наиболее благоприятных условий для ведения всех форм сельско-

хозяйственной деятельности, включая аренду, фермерское, личное подсобное хозяйст-

во, всеми жителями, в том числе и проживающими в безусадебных жилых домах;

- улучшение культурно-бытового обслуживания и создание общественного цен-

тра за счет строительства недостающих учреждений и предприятий;

- повышение эффективности использования территории населенного пункта за

счет освоения пустующих земель, непригодных для сельскохозяйственного использова-

ния;

- инженерное оборудование, внешнее благоустройство и озеленение террито-

рии.

2.19. Общественный центр сельского населенного пункта является его ведущим

структурным элементом, включающим основные учреждения управления и культурно-

бытового обслуживания, а также площадь для проведения массовых общественных

мероприятий.

Площадь общественного центра (без учета парка и плоскостных спортивных

учреждений) определяется из расчета 8-12 кв.м на одного жителя(большие показатели

- для малых сел).

Территорию общественного центра следует зонировать по функциональному

назначению размещаемых учреждений и предприятий.

2.20. С целью создания благоприятного восприятия застройки общественного

центра сельского населенного пункта(1-2 этажа) и оптимального соотношения между

высотой зданий и длиной площадки 1:6-1:8 открытое пространство следует предусматри-

вать не более 0,15 га в малых населенных пунктах и 0,5-0,6 га - в крупных.

Величина свободной площадки с твердым покрытием для проведения массовых

общественных мероприятий должна приниматься 700-750 кв.м на 1000 жителей.

2.21. В крупных населенных пунктах, где в общественном центре размещаются

здания культурно-общественных учреждений, имеющие не только внутрисельское, но

и межселенное значение, учреждения повседневного обслуживания могут размещаться

в подцентрах - с учетом нормативных радиусов обслуживания на пути пешеходного

движения к производственной зоне и общественному центру.

3. СЕЛИТЕБНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

---------------------------------------------------------------------------------------------------

3.1. Архитектурно-планировочную организацию селитебной территории необходи-

мо проводить в соответствии с величиной и структкурой поселений, увязывая с другими

видами территорий - производственной и ландшафтно-рекреационной. В пределах

селитебной территории необходимо предусматривать формирорвание взаимоувязанных

зон общественных центров, жилой застройки, озелененных территорий общего пользо-

вания, безвредных мест приложения труда, а также магистральной и уличной сети.

3.2. Для предварительного определения потребности в селитебной территории

принимать укрупненные показатели по табл. 3.1.

При определении размера селитебной терри- Таблица 3.1

тории следует исходить из необходимости предос- +-----------------------------------+

тавления каждой семье отдельной квартиры или ¦ ¦ Террито- ¦

дома. Расчетная жилищная обеспеченность опреде- ¦ Средняя этажность ¦ рия на ¦

ляется дифференцированно для городов в целом и ¦ застройки ¦ 1000 ¦

их районов на основе прогнозных данных о среднем ¦ ¦ чел./га ¦

размере семьи с учетом применяемых типов жилых +----------------------+------------¦

зданий, планируемых обьемов жилищного строи- ¦ 9 и более ¦ 7 ¦

тельства,доли фонда,создающегося за счет средств +----------------------+------------¦

населения. ¦ 4-8 ¦ 8 ¦

+-----------------------------------+


ДБН 360-92* С.8

---------------------------------------------------------------------------------------------------

3.3. Размещение нового жилищного строи- +-----------------------------------+

тельства в городах должно предусматриваться как ¦ ¦ Террито- ¦

на свободных территориях, так и в районах рекон- ¦ Средняя этажность ¦ рия на ¦

струкции. Архитектурно-планировочную организа- ¦ застройки ¦ 1000 ¦

цию районов жилищного строительства необходи- ¦ ¦ чел./га ¦

мо осуществлять с учетом градостроительных условий,+----------------------+------------¦

в соответствии с их местоположением относительно ¦ До 3 без земельных ¦ ¦

центра города; основных архитектурно-планировочных ¦ участков ¦ 10 ¦

осей и узлов(существующих или проектируемых); па- +----------------------+------------¦

мятников архитектуры, культуры, заповедных зон; ¦ То же, с земельными ¦ ¦

окружающей застройки с учетом ее характера, этаж- ¦ участками ¦ 20 ¦

ности; природного окружения. +----------------------+------------¦

ПРИМЕЧАНИЕ. В сложных геологических условиях ¦ 1-2 в сельских ¦ ¦

новое жилищное строительство следует размещать ¦ поселениях ¦ 50 ¦

преимущественно на наиболее пригодных для зас- +-----------------------------------+

тройки территориях с учетом градостроительных условий.

3.4. Усадебную застройку* в городах следует размещать:

- в пределах городской черты, преимущественно на свободных территориях,

включая участки, ранее считавшиеся непригодными для строительства, на территориях

реконструируемой застройки, существующей и сохраняемой индивидуальной усадеб-

ной застройки, учитывая необходимость сохранения характера сложившейся городской

среды;

- в пригородных зонах на резервных территориях, входящих в городскую черту,

за исключением зеленых зон; в новых и развивающихся поселках, расположенных в

пределах 30--40-минутной транспортной доступности.

-> ЗАСТРОЙКА СВОБОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИЛЫХ КВАРТАЛОВ

3.5. В пределах селитебной территории формируются основные структурные

элементы:

- жилой квартал(жилой комплекс)--первичный структурный элемент жилой

среды, ограниченный магистральными или жилыми улицами, проездами, естественными

рубежами и т.п., площадью до 20--50 га с полным комплексом учреждений и

предприятий обслуживания местного значения(укрупненный квартал, микрорайон) и до

20 га с неполным комплексом;

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Кварталы с неполным комплексом учреждений и предприятий обслуживания, как правило,

формируются в малых городах, поселках, а также в условиях сложного рельефа, при

реконструкции сложившейся застройки.

2. При усадебной застройке площадь кварталов с неполным комплексом учреждений и

предприятий обслуживания местного значения может быть увеличена.

3. В том случае, когда детские дошкольные учреждения и школы размещены в соседних

кварталах, необходимо обеспечить безопасность пешеходного движения через магистральные

улицы.

- жилой район--структурный элемент селитебной территории площадью 80--

400 га, в пределах которого формируются жилые кварталы,размещаются учреждения

и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500м, а также обьекты городского

значения. Границами жилого района являются магистральные улицы и дороги общего-

родского значения, естественные и искусственные рубежи. Жилые районы(обособлен-

ные) могут формироваться как самостоятельные структурные единицы;

- селитебный район (жилой массив) - структурный элемент селитебной

территории площадью более 400 га, в пределах которого формируются жилые районы.

Границы его те же, что и для жилых районов. Данная структурная единица характерна

для крупных и крупнейших городов и формируется как целостный структурный организм

с размещением учреждений обслуживания районного и городского пользования.

Жилые районы, входящие в состав селитебной зоны (составляющие), должны

формироваться во взаимоувязке с его планировкой и застройкой.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Величина и тип основных структурных элементов определяются градостроительными услови-

ями поселений.

2.В крупных и крупнейших городах планировочную структуру селитебной территории форми-

руют как селитебные районы, так и жилые, не входящие в состав селитебных.

3.6. При застройке свободных территорий их функционально-планировочная и

архитектурно-пространственная организация, этажность жилых домов принимаются в

---------------------------------------------------------------------------------------------------

* Застройка, предусматривающая размещение малоэтажного,как правило,жилого дома приусадеб-

ном участке, а также обеспечивающая возможность ведения придомового хозяйства в соответствии

с правилами, установленными местной администрацией.


ДБН 360-92* С.9

---------------------------------------------------------------------------------------------------

соответствии с архитектурно-планировочными особенностями и требованиями застрой-ї

ки города с учетом санитарно-гигиенических, противопожарных, демографических,

архитектурно-композиционных и других требований, уровня инженерного оборудова-

ния, местных условий строительства.

Жилую застройку, особенно в крупных и крупнейших городах, необходимо

размещать в зонах пешеходной доступности остановок городского транспорта (с

радиусом доступности, не превышающим 50м). Вне данной зоны допускается

размещать детские дошкольные учреждения, школы, физкультурные площадки, автос-

тоянки, гаражи.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7-9 баллов, следует применять

одно-, двухсекционные жилые здания высотой не более 4-х этажей, а также малоэтажную

застройку с приусадебными и приквартирными участками. Строительство жилых домов выше

4-х этажей может осуществляться при надлежащем архитектурно-композиционном и технико-

экономическом обосновании с разрешения соответствующих государственных органов.

Проектирование зданий в условиях сейсмики должно проводиться на основании карт сейсмомик-

рорайонирования. Балльность площадки строительства следует принимать не менее предусмот-

ренной действующими нормами для зданий в сейсмических районах.

2. В жилых кварталах необходимо предусматривать (в соответствии с заданием на проектиро-

вание) отдельные дома или отводить первые этажи домов для расселения инвалидов. Эти дома

необходимо приближать к озелененным территориям, предусматривая необходимые подьезды

(см. п.3.12..,прим. 2 к табл.7.1).

3. Здания общежитий необходимо размещать на специально отведенных участках селитебной

территории. Общежития для студентов и учащихся учебных заведений необходимо размещать,

как правило, на их территории.

Площадь земельных участков, перечень устраиваемых площадок(физкультурных,хозяйствен-

ных и др.) определяется заданием на проектирование.

3.7. Расчетную площадь населения на территории жилого района рекомендуется

принимать от 110-170 чел./га (малые города) до 190-220 чел./га (крупнейшие

города) соответственно для зон города различной градостроительной ценности (пери-

ферийной и центральной).

Плотность населения жилого квартала с полным комплексом учреждений и

предприятий местного значения следует принимать в соответствии с плотностью более

крупных структурных элементов в пределах 180-450 чел./га.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Плотность населения жилого района и жилого квартала следует дифференцировать в

зависимости от их размещения в структуре города и принимать: повышенную - в центральной

зоне города, на территории основных архитектурно-планировочных осей(АПО) и узлов,включая

станции метро; среднюю - в срединной зоне города, в периферийной - на территории основных

АПО и узлов; низкую - в периферийной зоне города, вне основных АПО и узлов.

2. В жилых кварталах с неполным комплексом учреждений и предприятий местного значения

следует соответственно увеличивать минимальные плотности населения.

3. В жилых кварталах и жилых районах, размещаемых на просадочных грунтах и подрабатыва-

емых территориях, следует, помимо структурно-планировочных условий, учитывать соответ-

ственно их типы и группу. При этом на участках неподрабатываемых и непросадочных территорий

следует принимать повышенную и, как исключение, среднюю плотность населения.

4. Величину плотности населения допускается уменьшать в условиях сложного рельефа при

уклоне более 20% и экспозиции склонов в пределах сектора горизонта 310-50% - до 10%, если

склоны этой ориентации занимают более 50% жилого квартала, а также в исторических зонах

при соответствующем обосновании.

5. Величина плотности населения жилого квартала может быть принята более 450 чел./га (в

крупных и крупнейших городах) при соответствующем обосновании.

3.8.* Реконструкция сложившейся жилой застройки должна предусматривать:

планомерное упорядочение территорий, модернизацию старых капитальных зданий,

ликвидацию аварийных и малопригодных для проживания домов; снос части пригодного

для эксплуатации фонда с целью решения неотложных общегородских потребностей;

вынос или перепрофилирование вредных в санитарно-гигиеническом и взрыво-пожаро-

опасном отношении обьектов; использование освобождаемых участков для размеще-

ния нового жилищного и культурно-бытового строительства, озеленения, устройства

спортивных и детских площадок, уголков отдыха и т.п.

Осуществление реконструкции застройки должно обосновываться специальными

технико-экономическими расчетами, градостроительными и санитарно-гигиеническими

требованиями.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Минимальную расчетную площадь участка для отдельного жилого здания (без размещения на

нем детских дошкольных учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, принадлежащих

гражданам, физкультурных и спортивных сооружений) необходимо принимать в соответствии с

количеством его жителей - не менее как: 30,1-23,3 кв.м/чел.(при застройке до 3 этажей),

20,2-17,0 кв.м/чел.(4-5 этажей), 15,3-13,9 кв.м/чел.(6-8 этажей), 12,2-12,0 кв.м/чел.

(9-12 этажей).


ДБН 360-92* С.10

---------------------------------------------------------------------------------------------------

2. При возведении жилых и общественных зданий на территории сложившихся жилых кварталов

необходимо предусматривать обеспечение нормальных условий эксплуатации существующей

застройки. В этом случае необходимо использовать строительные участки минимальной площади,

устраивая временные подъезды и пешеходные дороги, детские площадки и хозяйственные

участки.

3.9. Для улучшения условий инсоляции в переуплотненных районах возможен снос

затеняющих или затеняемых зданий или их частей, разуплотнение застройки. Ее

оздоровлению должны способствовать также вынос или перепрофилирование мелких

промышленных предприятий или отдельных цехов, баз, складов и других объектов, не

свойственных селитебной территории.

3.10. При преобразовании кварталов жилой застройки необходимо учитывать

историко-архитектурную и градостроительную ценность каждого здания и сооружения

(разд. 11).

Для выбора этапов и приемов реконструкции необходима инвентаризация застройки

(включая историко-архитектурную) с последующей оценкой состояния жилищного

фонда по исторической ценности и степени износа. Сложившуюся жилую застройку

следует дифференцировать по способам реконструкции зданий: регенерация с капи-

тальным ремонтом, реставрацией или полным восстановлением; регенерация с капи-

тальным ремонтом и модернизацией; капитальный ремонт; текущий ремонт; текущий

и косметический ремонт; естественное выбытие; снос с заменой новым строительством

и т.д.

3.11.* В жилых кварталах следует предусматривать въезды на их территорию, а

также при необходимости - сквозные проезды в зданиях на расстоянии не более 300

м друг от друга, а при периметральной застройке - не более 180 м. Примыкание

проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускается

на растояниях не менее 50 м от перекрестка.

Для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям

обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к

отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды, размеры которых принимать

в соответствии с табл. 7.1 настоящих норм.

На второстепенных (однополосных) проездах следует предусматривать разъезд-

ные площадки шириной 6 и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м друг от друга.

Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться

поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов,

уборочных и пожарных машин.

Тротуары, велосипедные дорожки следует приподнимать на 15 см над уровнем

проездов. Пересечения тротуаров и велосипедных дорожек следует предусматривать

в одном уровне с устройством рампы длиной соответственно 1,5 и 3 м.

ПРИМЕЧАНИЕ. К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также объектам,

посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами при

протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м.

3.12. В соответствии с природно-климатическими особенностями Украины (прило-

жение 1.1) при организации застройки следует предусматривать защиту территории

жилых групп (дворов) от неблагоприятных зимних ветров, пыльных бурь, а также

повышения аэрации в летнее время, защиту от перегрева, особенно для южных районов

государства (раздел 10).

3.13. Расстояние между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также

между производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции

и освещенности в соответствии с нормами (раздел 10), противопожарными требовани-

ями (приложение 3.1).

Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3 этажа следует принимать

расстояния (бытовые резервы) не менее 15 м, а высотой 4 этажа и более - 20 м, между

длинными сторонами и торцами с окнами из жилых комнат этих зданий - не менее

15 м.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. При размещении 9-16-этажных жилых зданий, примыкающих к кварталам сохраняемой

усадебной застройки, расстояние между усадебным домом и длинными сторонами много-

этажного здания принимается не менее высоты возводимого здания.

2. При различных требованиях (противопожарных, санитарно-гигиенических и др.) к

минимально допустимым расстояниям между зданиями и сооружениями при проектирова-

нии следует принимать величины, наибольшие из них.

3.14. Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как

правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать

жилые здания с встроенными в первые этажи помещениями общественного назна-

чения, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки -

жилые здания с квартирами в первых этажах только как исключение.

Формирование малоэтажной высокоплотной застройки должно осуществляться на

основе компактного размещения блокированных жилых элементов при обеспечении

нормативных санитарно-гигиенических требований. Минимальные размеры формируе-


ДБН 360-92* С.11

---------------------------------------------------------------------------------------------------

мых внутренних двориков определяются требованиями инсоляции при обеспечении

расстояния между окнами противоположно расположенных квартир не менее 15 м

(бытовой разрыв), а также противопожарными требованиями (приложение 3.1),

включая обеспечение въезда пожарных автомашин. Проезды во внутренние дворики

следует принимать (в свету) не менее 3,4 м, высотой не менее 4,25 м.

3.15. Озеленение жилых кварталов необходимо проектировать в соответствии с

системой озеленения более крупных структурных элементов селитебной территории

(жилых и селитебных районов).

Площадь озелененной территории жилого квартала следует принимать не менее

6 кв. м на 1 чел. (без учета школ и детских дошкольных учреждений).

ПРИМЕЧАНИЕ. В площадь отдельных участков озелененной территории жилого квартала включают-

ся площадки для отдыха, для

игр детей, пешеходные доро- Таблица 3.2

жки, если они занимают не

более 30% общей площади +---------------------------------------------------------------+

участка. ¦ ¦ Удельные ¦ Наименьшие ¦

3.16. При проектирова- ¦ ¦ размеры ¦ расстояния от¦

нии жилой застройки необхо- ¦ Площадки ¦ площадок, ¦ площадок до ¦

димо предусматривать разме- ¦ ¦ кв.м ¦ окон жилых и ¦

щение площадок, размеры ¦ ¦ на 1 чел. ¦ общественных ¦

которых и расстояния от них до ¦ ¦ ¦ зданий, м ¦

жилых и общественных зданий +----------------------------------+-----------+----------------¦

следует принимать не менее ¦ Для игр детей дошкольного и ¦ 0,7 ¦ 12 ¦

приведенных в табл. 3.2. ¦ младшего школьного возраста ¦ ¦ ¦

ПРИМЕЧАНИЯ: +----------------------------------+-----------+----------------¦

1. Расстояния от площадок ¦ Для отдыха взрослого населения ¦ 0,1 ¦ 10 ¦

для занятий физкультурой ус- +----------------------------------+-----------+----------------¦

танавливаются в зависимости ¦ Для занятий физкультурой ¦ 2,0 ¦ 10-40 ¦

от их шумовых характеристик, +----------------------------------+-----------+----------------¦

от площадок до сушки белья - ¦ Для хозяйственных целей ¦ 0,3 ¦ 20 ¦

не нормируются; расстояние от+----------------------------------+-----------+----------------¦

площадок для мусоросборников ¦ Для выгула собак ¦ 0,3 ¦ 40 ¦

до физкультурных площадок, +----------------------------------+-----------+----------------¦

площадок для игр детей и от- ¦ Для стоянки автомашин ¦ 0,8 ¦ По табл. 7.5 ¦

дыха взрослых следует прини- +---------------------------------------------------------------+

мать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое

здание - не более 100 м.

2. Допускается уменьшать, но не более чем на 50%, удельные размеры площадок: для игр детей,

отдыха взрослого населения и занятий физкультурой в районах с пыльными бурями при создании

закрытых сооружений; для хозяйственных целей при застройке жилыми зданиями, оборудован-

ными помещениями для сушки белья, лифтами, мусоропроводами; для занятий физкультурой

при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для

школьников и взрослого населения.

3.17. На территории жилых районов, микрорайонов, кварталов и их коммунальных

зон, за исключением зон отдыха и площадок для игр, допускается устройство

коллективных погребов только в соответствии с проектами, разработанными, согласо-

ванными и утвержденными в установленном порядке.

-> Усадебная застройка

3.18. Планировочная организация районов усадебной застройки должна предус-

матривать формирование структурных единиц селитебной территории. Их размеры,

функциональное зонирование следует устанавливать, исходя из величины города,

градостроительных условий района, обеспечения социального комфорта проживания,

экономичности решения.

На площадках, отводимых под усадебную застройку, в зависимости от их

размеров следует формировать:

- до 10 га - группу жилых домов с приусадебными участками без территорий

общественного пользования;

- 10-50 га - жилые квартиры с неполным комплексом общественного обслужи-

вания;

- более 50 га - жилой район с полным комплексом общественного обслуживания

местного значения.

3.19. Величина территории, отводимой под усадебную застройку, должна обеспе-

чить размещение объемов строительства и формирование планировочных единиц в

увязке с планировочной структурой города и системой общественных центров. Размеры

приусадебных участков устанавливают городские Советы в соответствии с земельным

кодексом Украины.


ДБН 360-92* С.12

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Ширину усадьбы по фронту улицы следует принимать в зависимости от планиро-

вочной структуры районов, рельефа местности, типов жилых домов, хозяйственных

построек и гаражей с учетом обеспечения компактности усадебной застройки и

соблюдения нормативных разрывов между строениями.

Жилые дома на приусадебных участках следует располагать в соответствии с

проектом застройки района с установленным отступом от красных линий.

Ограда приусадебных участков не должна выступать за красную линию улицы.

3.20. Расчетную плотность населения территорий районов усадебной застройки

следует принимать в соответствии с величиной приусадебного участка (приложение 3.2).

Для достижения максимального уровня плотности целесообразно применять блокиро-

ванную двухэтажную атриумную или ковровую застройку с площадью участка 150-350

кв.м. В других случаях возможны различные планировочные приемы компоновки

усадебной застройки (однорядная, двухрядная, гнездовая и др.).

3.21. На участках с уклоном 15-20% следует применять террасную застройку.

Количество ярусов должно быть не более 4-5 при данных уклонах и одном подходе,

а при двух подходах - может быть большим.

При террасной застройке следует предусматривать проезды для пропуска

пожарных машин и наружные лестницы - пешеходные пути, соединяющие их.

Расстояние между проездами, а также между наружными лестницами не должно

превышать 100 м.

Для структурного построения террасной застройки следует использовать:

- отдельно стоящие блок-квартиры с наружной лестницей, обслуживающей

одну или две отдельно стоящие квартиры на одном ярусе;

- блоки из двух квартир с наружной лестницей на две квартиры;

- дома коридорного или галерейного типа с квартирами на одном ярусе,

объединенными коридором по границе со склоном или галереей вдоль внешней границы

террас.

3.22. В районах усадебной застройки при необходимости, помимо уличной сети

(раздел 7), следует формировать сеть внутриквартальных проездов. Ширина их

проезжей части с одной полосой движения принимается 3,5 м, с двумя - 5,5 м.

На однополосных проездах предусматриваются разъезды (п.3.11).

Протяженность тупиковых проездов должна быть не более 150 м. Проезжая часть

тупиковых проездов должна заканчиваться кольцевыми объездами радиусом по оси

проезда не менее 10 м или площадками для разворота с размерами 12х12 м каждая.

К жилым и общественным зданиям следует предусматривать проезды шириной 3,5 м

на расстоянии не ближе 5 м от стен, пригодные для проезда пожарных машин.

3.23. В посадках вдоль улиц наряду с декоративными деревьями и кустарниками

целесообразно высаживать плодовые. Озеленение улиц шириной 12 м и менее следует

осуществлять за счет палисадников.

При группах домов необходимо предусматривтать озелененные участки с площад-

ками для игр детей.

3.24. В городах и поселках городского типа на приусадебных участках при

соблюдении санитарных, противопожарных и строительных норм могут быть размещены

хозяйственные постройки и гаражи, встроенные в жилой дом, пристроенные к нему

или в виде отдельной постройки.

В поселках городского типа, а также в городских районах усадебного жилищного

строительства, где законодательством разрешено содержание скота и птицы, для

каждой квартиры допускаются хозяйственные постройки согласно правилам для сельских

населенных пунктов.

3.25. Противопожарные разрывы между домами или отдельно стоящими хозяй-

ственными постройками в соответствии с степенью их огнестойокости, а также удален-

ность емкостей горючей жидкости на приусадебном участке (при отоплении домов

жидким топливом) следует принимать в соответствии с противопожарными требовани-

ями (приложение 3.1).

Для ухода за зданиями и осуществления текущего ремонта расстояние между

боковой границей участка и стеной жилого дома или хозяйственной постройки следует

принимать не менее 1,0 м.

Расстояние от соседних участков усадебной застройки до стволов высаживаемых

деревьев должно быть не менее 4-6 м в зависимости от величины их кроны, а до

кустарников - 0.7 - 1 м.

3.26. В соответствии с санитарными требованиями площадки для компоста,

дворовые уборные и очистные сооружения канализации должны находиться в глубине

двора не ближе 15 м от окон жилых домов, в том числе и соседних усадеб, сараи для

содержания скота и птицы - не ближе 12 м. Хозяйственные постройки и гаражи

допускается объединять на смежных участках.

Усадебная застройка с площадью участков менее 600 кв.м должна обеспечиваться

централизованным водопроводом, а малоэтажная застройка с площадью приквартир-

ных участков менее 300 кв.м - водопроводом и канализацией.


ДБН 360-92* С.13

---------------------------------------------------------------------------------------------------

-> Селитебная территория сельских поселений.

3.27. Основным видом жилой застройки в сельских населенных пунктах является

одно-, двухэтажная с приусадебными участками и хозяйственными постройками для

ведения личного подсобного хозяйства.

Селитебная территория сельских поселений не должна пересекаться автомобиль-

ными дорогами I, II и III категорий, а также дорогами, предназначенными для движения

сельскохозяйственных машин.

3.28. Размеры приусадебных земельных участков в сельских населенных пунктах

устанавливаются сельским Советом в соответствии с действующим Земельным кодек-

сом Украины. Для повышения компактности застройки приусадебный участок может

быть разделен на две части: приквартирный, выделяемый около дома, и огородный

участок, выделяемый за пределами жилой зоны.

Размер части приусадебного земельного участка, выделяемого около дома,

определяется заданием на проектирование по местным условиям с учетом наличия

усадебного фонда и демографической структуры населения. Остальная часть приуса-

дебного участка выделяется за пределами жилой зоны.

ПРИМЕЧАНИЕ. В условиях сложившейся застройки размер приусадебного участка около дома

может быть сохранен, если он не превышает нормы, установленной законодательством, и не

препятствует совершенствованию планировочной организации населенного пункта.

3.29. Перечень и предельные размеры хозяйственных и бытовых зданий и

сооружений, которые строятся на приусадебных участках, определяются заданием на

проектирование.

3.30. Сооружение надворных хозяйственных построек по линии застройки улиц и

проездов запрещается. Их следует относить в глубину усадьбы с соблюдением

санитарных и противопожарных требований.

ПРИМЕЧАНИЕ. Допускается размещение гаража по линии застройки при условии согласования с

местными органами архитектуры и градостроительства.

Допускается пристройка хозяйственных сараев (в том числе для скота и птицы) к

усадебным и блокированным жилым домам по проектам, утвержденным в установлен-

ном порядке.

3.31. Дворовую уборную и компостохранилище рекомендуется размещать

непосредственно около сарая для животных на расстоянии не менее 15 м от жилого дома

и 20 м от источника водоснабжения (колодца), обязательно учитывая направление уклона

участка.

3.32. Жилые здания следует располагать с отступом от красных линий улиц:

магистральных - не менее 6 м, а в жилых кварталах - не менее 3 м. Территория между

красной линией и линией застройки одно-, двухквартирных и блокированных домов с

земельными участками около квартиры входит в общую площадь участка.

3.33. В соответствии со структурой жилой застройки при устройстве различных

площадок и мест отдыха для взрослых расстояния от окон жилых и общественных зданий

следует принимать: до физкультурных площадок - не менее 25 м, до хозяйственных (для

чистки мебели и одежды, сушки белья, мусоросборников) - не менее 20 м.

Хозяйственные площадки следует располагать не далее 100 м от наиболее

удаленного входа в жилое здание. К площадкам для мусоросборников следует

предусматривать подъезды.

3.34. При застройке домами с печным отоплением и с дровяными кухонными

плитами и колонками следует предусматривать помещения для хранения топлива,

которые желательно располагать группами на обособленных участках и изолировать

зелеными насаждениями от прилегающей территории. Сараи для хранения топлива (при

соответствующих обоснованиях) разрешается устраивать в подвалах жилых домов.

Сараи проектируются из расчета:

- при печном отоплении - не менее 5 кв. м на одну квартиру;

- при центральном отоплении и наличии газовых плит и колонок - из расчета 0,8

кв. м на 1 чел., но не менее 4 кв. м на одну квартиру. При отоплении домов жидким

топливом емкости с горючей жидкостью на приусадебных участках следует размещать

в соответствии с противопожарными требованиями (приложение 3.1, п.3).

3.35. Сараи для домашнего скота, кроликов, нутрий, лисиц и птицы следует

размещать на расстоянии от жилого дома в соответствии с противопожарными и

санитарными нормами: одиночные или двойные - не менее 15 м; групповые до 8 блоков

- не менее 25 м, от 8 до 30 блоков - не менее 50 м от ближайшего дома и не более

150 м от наиболее удаленного, более 30 блоков - за пределами жилой застройки.

Расстояние от сараев до источников питьевого водоснабжения должно быть не менее 20

м. Площадь застройки группы сблокированных сараев не должна превышать 800 кв.м.

Расстояние между группами сараев следует принимать по нормам противопожарных

разрывов в зависимости от степени их огнестойкости (приложение 3.1).

3.36. Здания общежитий, как правило, следует размещать: для учащихся средних

специальных и профессионально-технических учебных заведений - на земельных

участках, предназначенных для этих учебных заведений; для колхозников, рабочих и

служащих - на обособленных участках жилой территории. Норму площади земельного


ДБН 360-92* С.14

---------------------------------------------------------------------------------------------------

участка на одного проживающего в общежитии следует принимать в зависимости от

количества проживающих:

Вместимость общежития, чел. 50 100 200

Площадь участка на одного

проживающего, кв.м 45 35 30

На земельном участ- Таблица 3.3

ке общежитий должны +---------------------------------------------------------------------+

предусматриваться пло- ¦ Тип разрыва ¦ Количество ¦ Величина ¦

щадки для отдыха, игр и ¦ ¦ этажей ¦ разрыва, м ¦

физкультуры (см.п.3.33) +---------------------------------+---------------+-------------------¦

3.37. Расстояние ¦ Между продольными ¦ 2-4 ¦ 20 ¦

между жилыми, общес- ¦ сторонами зданий ¦ ¦ ¦

твенными, жилыми и об- +---------------------------------+---------------+-------------------¦

щественными зданиями ¦ Между продольными ¦ 2-4 ¦ 15 ¦

следует принимать в соот- ¦ сторонами и торцами зданий ¦ ¦ ¦

ветствии с этажностью за- +---------------------------------+---------------+-------------------¦

теняющего здания, и не ¦ Между торцами зданий, ¦ 2-4 ¦ 15 ¦

менее величин, приведен- ¦ имеющими окна из жилых ¦ ¦ ¦

ных в табл. 3.3. ¦ комна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: