double arrow

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель создания учебно-методического комплекса по истории древнего мира, предмета, изучаемого на первом курсе – адаптировать студентов к условиям высшего учебного заведения, способствовать развитию у них профессионально значимых умений и навыков, необходимых учителю истории, а также помочь им в организации самостоятельной внеаудиторной работы.

История древнего мира - начало всемирной истории, и охватывает длительный период времени (IV тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э..), информационно насыщена и проблематична, имеет обширную библиографию и историографию. Учебно-методические материалы, включённые в комплекс, соответствуют учебному плану по специальности и государственному образовательному стандарту ВПО.

Темы лекционного курса и практических (семинарских) занятий указаны в учебной программе курса, построенной по проблемно-хронологическому, региональному и страноведческому принципу.

Лекционный курс даёт возможность студенту понять и освоить основные закономерности, общие и специфические (региональные) особенности экономического, социального, политического, культурного развития стран Европы и Азии в эпоху древнего мира. Задача лектора заключается в том, чтобы из огромного по объёму фактографического материала, отличающегося многообразием, удалённостью от современности, отобрать наиболее значимые факты, события, явления, систематизировать и проанализировать их, выделить наиболее устойчивые тенденции развития и особенности исторического процесса. Чтение лекций предполагает следование принципам историзма. Лекционный курс не только вооружает студента знаниями, но оказывает существенную помощь в организации его самостоятельной работы.




Практические и семинарские занятия непосредственным образом связаны с лекционным курсом. Приступая к подготовке практического (семинарского) занятия студент должен ознакомиться с материалами соответствующей лекции, а затем приступать к изучению рекомендованных источников и литературы. В данный комплекс включены учебно-методические материалы к практическим и семинарским занятиям, содержащие планы, списки источников и литературы, перечень терминов и понятий, историко-географическую номенклатуру, а также методические рекомендации, касающиеся последовательности изучения вопросов занятия. Помимо того, в них обращается внимание на трудности, с которыми может столкнуться студент при чтении литературы или анализе источников, указывается на те аспекты проблемы, которые, к примеру, неоднозначно трактуются и носят дискуссионный характер.

В пособии представлены контрольные вопросы к курсу в целом и к отдельным темам, как правило, изучаемым на практических занятиях. Дан перечень вопросов к экзамену. В нём обширен блок заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, способствующей расширению кругозора, углублению знаний, формированию навыков поиска нужной информации. С этой же целью в комплексе помещён перечень основных терминов и понятий. В освоении понятийного аппарата и персоналий студентам помогут следующие справочные издания:



1. Бикерман Э. Хронология древнего мира. - М., 1975.

2. Томас Г. Древний человек. – М., 2002.

3. История Востока. В 6-и томах. Т. 1. Восток в древности. – М., 1997.

4. История Европы. В 8-ми томах. - Т. I. Древняя Европа. - М., 1988.

5. Словарь античности /Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1987. – 704 с.

По проблематике истории древнего мира студенты выполняют курсовые и выпускные квалификационные работы, вопросы дисциплины включены в программу устного экзамена итоговой государственной аттестации. В данный комплекс включён перечень вопросов к экзамену.


ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Методические рекомендации к практическим и семинарским занятиям имеют целью оказать студентам помощь в подготовке к занятиям, а также освободить преподавателя от необходимости методического консультирования по каждому из них. Следует иметь в виду, что темы, вынесенные на семинарские и практические занятия, как правило, специально не включены в лекционный курс, но находят отражение в его проблематике. Приступая к подготовке, студент должен ознакомиться с материалами соответствующей лекции, а затем приступить к изучению рекомендованных источников (каждое занятие предполагает их анализ) и специальной литературы. Все эти данные должны явиться той основой, на которой будут построены собственные выводы студента. Списки литературы включают наиболее важные исследования и носят рекомендательный характер. По желанию студента они могут быть дополнены и расширены.



Тема 1. Возникновение классового общества и государства (по работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства")

ЗАНЯТИЕ 1.Возникновениеродовыхотношений

1. Характеристика эпохи первобытного человеческого стада.

2. Причины возникновения родовых отношений.

3. Основные признаки ранней родовой общины.

Литература:

  1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – Любое издание. – Гл. 2. (до вопроса о патриархальной семье), Гл. 3.
  2. История первобытного общества /Под ред. В.П. Алексеева и др. – Любое издание.
  3. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. – М., 1986. – Гл. 2,3.

Основные термины и понятия:

анимизм, магия, моногамия, первобытнообщинный строй, племя, производительные силы, производственные отношения, род, способ производства, тотемизм, фетишизм, формация, фратрия, экзогамия.

ЗАНЯТИЕ 2.Первоекрупноеобщественноеразделениетруда

1. Возникновение производящего хозяйства.

2. Сущность первого крупного разделения труда.

3. Влияние первого крупного общественного разделения труда на разложение родовых отношений.

Литература:

  1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – Гл. 9.
  2. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. – М., 1986. – Гл. 4.

Основные термины и понятия:

крупное общественное разделение труда (КОРТ), обмен, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, эксплуатация.

ЗАНЯТИЕ 3.Отцовскийрод

1. Причины перехода от матриархата к патриархату:

а) значение первого крупного общественного разделения труда;

б) роль второго крупного общественного разделения труда.

2. Переход от парной семьи к моногамной.

3. Основные черты отцовского рода.

Литература:

  1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – Гл. 2,9.
  2. История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М., 1988. – Гл. 1.

Основные термины и понятия:

моногамия, моногамная семья, отцовский род.

ЗАНЯТИЕ 4.Возникновение классов

1. Появление частной собственности.

2. Зарождение эксплуатации.

3. Развитие обмена. Появление денег и торговли.

4. Основные пути возникновения классов (эксплуататоры, непосредственные производители, рабы).

5. Выделение купечества как особого социального слоя.

Литература:

  1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – Гл. 9.
  2. История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М., 1988. – Гл. 2.

Основные термины и понятия:

владение, деньги, классы, натуральное хозяйство, непосредственный производитель, обмен, община, раб, собственность, соседская община, сословия, товар, товарное хозяйство, торговля, частная собственность, эксплуататор, эксплуатация.

ЗАНЯТИЕ 5.Становление государства

1. "Военная демократия" - переходная форма общественно-политической организации.

2. Причины возникновения государства.

3. Признаки и функции государства.

Литература:

  1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – Гл. 9.
  2. История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М., 1988. – Гл. 2.

Основные термины и понятия:

"военная демократия", военная олигархия, государство, обычное право, право.







Сейчас читают про: