Базовый курс охранной собаки: основные сведения и рекомендации

Итак, мы с вами уже определились с породой буду­щего охранника, вырастили его до возраста, позволяю­щего начать серьезную подготовку (9—18 месяцев, в за­висимости от породы), правильно воспитывали его и купили необходимое снаряжение. Тут также необходим элемент везения: вы должны заниматься со знающим и опытным инструктором, имеющим достаточное коли­чество помощников и хорошее снаряжение. Конечно, будет лучше, если ваш инструктор имеет необходимые документы и лицензию.

Успешно пройдя тестирование и попав к «нужно­му» инструктору, вы можете быть уверены в успехе. Ну а гарантии должны быть указаны в контракте, который вы подпишете.

Что же является основной идеей курса собаки со­провождения? На чем он базируется? Каковы его ос­новные методы? Не нарушая норм профессиональной этики, я опишу в этой главе основные моменты, отли­чающие охранную собаку сопровождения от всех дру­гих, раскрою некоторые методики и обосную их. Наде­юсь, что для специалистов-практиков, занимающихся проблемами, которые затрагивают данный курс, это будет полезная информация. Для владельцев собак эта глава может быть своеобразной экспертизой, позволя­ющей моментально распознать «подделку».

Принципиальная схема курса

Курс охранной собаки сопровождения (СС) рассчи­тан на 25 занятий плюс тестирование и сдача экзамена.

I БЛОК

Занятия 1-3. Дрессировочная площадка. Работа на привязи.

1. Понятия звукового сигнала «Чужой!».

2. Выработка хватки.

3. Настороженное отношение к посторонним.

Занятие 4. Те же условия.

1. Выработка и закрепление хватки.

2. Отказ от предлагаемого с руки корма.

3. Приучение к раздражителям (выстрел).

Занятия 5-6. Те же условия.

1. Закрепление хватки.

2. Отказ от корма (с руки и подброшенного).

3. Вызывание агрессии и ее ориентирование. За­крепление агрессивной реакции на:

а) предложенный корм;

б) грубое обращение;

в) вызывающее (провоцирующее) поведение;

г) внешний вид оружия: палка, нож, пистолет;

д) выброс агрессии по команде;

е) команды, исходящие от посторонних. Шестым занятием завершается I блок подготовки.

Я рекомендую обязательно выдержать следующие условия.

Выработка и закрепление хватки.

С тем чтобы с первого занятия внести в учебный процесс элементы реальной работы, хватку лучше всего ставить на мягкий щиток. Это позволит не развивать склонностей «тряпичницы» у собаки.

Мягкий щиток вставляется в зауженный рукав кур­тки, куртка надевается в свободный рукав. Получается своеобразный «валик» («третья рука»), «привязанный» к человеку. Таким образом, этот «валик» является до­бычей, абсолютно не связанной с человеком. Добив­шись крепкой хватки в не надетый щиток, плотно при­жатый к коленям, следует поднять его на уровень паха и затем груди. При этом следует всячески провоциро­вать «трепку» щитка. Добиться этого можно, освоив круговые движения коленями слева направо и снизу вверх. При умелой работе корпуса собака будет пытаться рабо­тать «на отрыв», перехватывая и вырывая щиток движе­ниями головы (так называемое «ритуальное убийство»).

Следующим этапом является придание щитку объема (вставленный внутрь традиционный валик) при соблю­дении прочих условий и перемещении места атаки (под­нятие наполненного щитка на разные уровни и пово­рот фигуранта в момент атаки на 90°).

Затем переходным моментом является надевание куртки, незаметное для собаки. Причем куртка должна оставаться та же. Если же собака растрепала и порвала один рукав, следует заменить куртку точно такой же и пройти сначала все этапы по одному «откусыванию». В результате собака должна активно и уверенно атаковать и трепать руку, защищенную щитком.

Отметим сразу, что при отработке любого элемента курса должно неукоснительно соблюдаться старое доб­рое «правило трех П», то есть принципы постепеннос­ти, последовательности и постоянства. Это относится и к коррекции психического состояния «злоумышленни­ка», и к прикладываемым усилиям.

Кроме того, первые атаки «злоумышленник» дол­жен завершать стоя на коленях или лежа.

Что касается приучения к выстрелам и агрессивно­го отношения к оружию, то на первых занятиях жела­тельно скрыть связь между звуком и внешним видом оружия.

Вызывание агрессии не должно носить игрового характера. Легкие, но достаточно неприятные воздей­ствия на собаку со стороны «злоумышленника» могут носить характер щипков и шлепков по груди или носу. «Злоумышленник» должен обладать достаточным опы­том, чтобы «чувствовать» собаку. В дальнейшем внима­ние следует уделить жесткому снятию собаки со «злоумышленника». После снятия собака должна яростно стремиться к продолжению схватки с противником.

Если же собака спокойно возвращается на место с чувством выполненного долга, значит, что-то было сде­лано не так. В этом случае следует проанализировать проведенные занятия и отыскать ошибку.

В любом случае полезным будет использование ис­пытанного способа: реальность событий можно подчерк­нуть реальностью отбираемой у собаки пиши. В этом случае собака должна не получать пищу 36 часов. Эф­фективны в равной степени два варианта:

1) миска с едой стоит перед собакой, но последняя на несколько сантиметров не может до нее дотянуться;

2) миска отдается собаке, и «злоумышленник» пы­тается отнять ее во время еды.

Во втором варианте собаки с сильно развитой пищевой реакцией могут не атаковать «злоумышленни­ка», а пытаться поскорее проглотить пищу. К таким собакам применим только вариант № 1.

После прохождения I блока (6 занятий) собака дол­жна:

1) активно, агрессивно атаковать «злоумышленника»;

2) проводить крепкую хватку, что должен отметить «злоумышленник»;

3) проявлять агрессию по команде на предлагаю­щего корм и на внешний вид оружия;

4) настороженно встречать приближение посторон­него.

Если все эти требования выполняются, значит, мож­но переходить ко II блоку.

К этому времени собаки уже хорошо знакомы друг с другом, они заняли свои места в стае. Именно на этом этапе особое значение приобретает подражательный метод. Если занятия в группе ведутся так называемым поточным методом, то расположение собак на привязи должно быть продумано.

Кроме того, на 6-12-м занятиях собаки могут нахо­диться на площадке, или все вместе, или по одной-две. Решать это должен инструктор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: