Измените свои ценности — и вы измените свою жизнь

После моего печального опыта с бесчестным мистером Смитом я отправился на Фиджи, чтобы уйти от всех этих неприятностей. Мне необходимо было привести в порядок свой экономический баланс, внести ясность в ситуацию и посмотреть, какие имеются перспективы. Но, что было гораздо важнее, я должен был решить, что делать и как выкрутиться из создавшегося положения.

В первый же вечер моего пребывания на острове, прежде чем лечь спать, я задал себе очень важный вопрос. Вместо обычного для всех: "Почему все это случилось именно со мной?" я поставил себе лучший вопрос: "Что является источником всех человеческих поступков? Что заставляет людей поступать так, а не иначе?"

Проснувшись на следующее утро в своем главном коттедже в 8 часов, я почувствовал, что голова моя полна невероятных идей. Я схватил ежедневник и начал быстро записывать эти мысли. В дом входили и выходили люди, а я все писал и писал не отрываясь, с 8 часов утра до 6.30 пополудни. Я не замечал времени; мысли в буквальном смысле слова били из меня фонтаном. Из этого безудержного потока идей я спроектировал методику и большую часть научного труда "Нейроассоциативная обусловленность". Однако когда я стал перечитывать написанное, то не смог разобрать ни единого слова.

Но эти мысли и чувства уже пустили во мне свои корни. Тут же я понял, какую мотивировку для внутренней силы я создал: программу, которая поможет любому человеку перестроить свои жизненные приоритеты в нервной системе, заново направить процесс принятия решений относительно мышления, чувствования и действий практически в каждой области его жизни.

Я начал думать о том, что произошло бы, если, вместо того чтобы учить людей выявлять и уточнять их ценности, я заставил их сознательно выбирать или упорядочивать их ценности по иерархической системе. Что, если бы у человека, имеющего ценностью номер 1 "безопасность", а ценностью номер 15 — "рискованное мероприятие", я бы взял, да и переключил порядок размещения их так, чтобы "рискованное мероприятие" стало новым наивысшим приоритетом в его нервной системе? Как вы думаете, какого рода изменение это вызвало бы в жизни данного человека? Незначительное или весьма значительное?

Ответ очевиден. Делая это, вы буквально изменяете образ мышления человека, его чувства и поведение практически во всех сферах жизни.

Я не могу представить более глубокого изменения, чем то, которое может сделать сам человек. В сущности, это изменение такого типа, о котором упоминается в истории, — превращение Савла в Павла; иными словами, то, что вы больше всего ненавидели, может стать самым желанным, и наоборот.

Действительно ли можно это сделать? Я решил, что лучше всего мне испытать это на себе. Я просмотрел свой список ценностей. Сперва я подумал: "Мои ценности значимы! Мне они очень нравятся. В конце концов, что я есть?" Но мне пришлось напомнить себе, что мы — это не только наши ценности. Мы — нечто гораздо большее. Эти ценности не были результатом разумного выбора и прекрасно составленного плана. То, чего я достиг до сих пор, мои приоритеты были обусловлены образом моей жизни, и я сознательно сделал выбор жить согласно системе страдание/удовольствие, которая была во мне запрограммирована. Но если бы мне пришлось действительно проектировать собственную жизнь, если бы я захотел создать ряд ценностей, которые сформировали бы ту судьбу, о которой мечтаю, то какими они были бы тогда?

Я почувствовал невероятное вдохновение, когда осознал, что в этот момент могу принять решения, которые навсегда изменили бы направление всей моей жизни. Я посмотрел на список своих ценностей и задал такой вопрос: "Какими должны быть мои ценности, чтобы я мог создать окончательный вариант моей судьбы, стать лучше, чем когда-либо был, и оказывать наибольшее воздействие, какое когда-либо оказывал в жизни?"

Сначала я подумал: "Но ценности, которые есть у меня сейчас, помогают мне", однако вслед за тем спросил себя: "А какие еще ценности следовало бы мне добавить?" И я понял, что в моем списке нет такой ценности, как понятливость. Конечно, я разумный человек, но не создан быть столь же понятливым, как и страстным. В сущности, благодаря своей страстности я принял ряд довольно глупых решений — включая сюда и моего "честного" заместителя.

Я начал понимать, что до тех пор, пока не сделаю "понятливость" осознанным приоритетом моей нервной системы (например, пока не научусь уделять какое-то время предварительно осознанной оценке и предполагаемым последствиям принимаемых мной решений), я буду постоянно терпеть неудачи в достижении самых заветных желаний.

Теперь у меня не было сомнений относительно необходимости перемещения понятливости на высший уровень приоритета в моем списке.

Затем я добавил еще ряд дополнительных ценностей и определил для них в данной иерархии соответствующее место.

А потом я задал себе вопрос, которого никогда не задавал прежде: "Какие ценности я должен устранить из своего списка для того, чтобы достичь наивысшего уровня жизни?"

Я понимал, что, постоянно сосредоточиваясь на том, как бы мне стать свободным, я упустил из виду ту свободу, которую уже имел. Я увидел, что у меня нет больше никакой возможности стать еще более свободным, чем я был в тот момент. Возможно, у меня будут другие ощущения, если я поселюсь в стране, где мне не нужно будет делать тот выбор, который я должен делать здесь; но что касается свободного времени, то я не мог бы иметь больше свободы, чем у меня есть сегодня. Поэтому я решил вычеркнуть свободу из своего списка и не считать это больше проблемой.

И удивительное дело — каким свободным я себя почувствовал, вычеркнув эту ценность из своего списка!

Далее я начал рассматривать каждую ценность по отдельности, чтобы определить ее истинную значимость.

Я спросил себя:

"Какую пользу я получу, поместив эту ценность в данную позицию моей иерархии?" Сначала я посмотрел на "страсть" и спросил: "Какую пользу я получаю, имея здесь данную ценность?" И ответил: "Она дает мне движущую силу, возбуждение и энергию, а также силу позитивного воздействия на людей. Она питает соками мою жизнь".

Тогда я задал вопрос, который никогда не задавал себе прежде:

"Чего может стоить мне нахождение «страсти» в верхнем ряду моего списка?" И в тот же момент был готов ответ. Я как раз недавно возвратился из Денвера, где проводил семинар и где впервые за последние годы я почувствовал себя невероятно больным. Здоровье всегда присутствовало в моем списке ценностей; оно было важной статьей, но, тем не менее, стояло в нижних рядах моей иерархии.

Между прочим, все, что есть у вас в списке ценностей, следует считать важным, поскольку существуют сотни других ценностей, которые вы могли бы записать, но не сочли нужным.

Но под словом "здоровье" я подразумевал правильное питание. Я не занимался физкультурой и, разумеется, не имел достаточного отдыха. В результате мое тело не выдержало постоянных требований, которые предъявляла к нему моя неограниченная энергия. Я вспомнил, что в тот день, когда почувствовал, что мое здоровье в корне подорвано, я, тем не менее, заставил себя продолжать проводить семинары. Но я не ощущал ни счастья, ни любви, не чувствовал даже, что могу оказывать привычное воздействие на людей. И я начал понимать, что, поставив ценность "страсть" в верхний ряд своего списка, я позволил ей сжечь меня, и, следовательно, потенциально это могло стоить мне цели, к которой я неуклонно стремлюсь.

Наконец я задал последний вопрос : "В каком порядке я должен расположить свои ценности, чтобы достигнуть конечной цели?" Я спрашивал не "Что важно для меня?", а "Какими должны быть мои ценности?"

Я тут же приступил к процессу переразмещения ценностей, и вскоре мой список обрел такой вид.

МОЙ НОВЫЙ СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ МЕНЯ НАПРАВЛЯЮТ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: