Прошу включить в повестку дня заседания ЗСО рассмотрение следующих замечаний и предложений относительно сложившейся негативной практики в следствии системной ошибки в порядке формирования и принятия управленческих решений по инвестиционным проектам капитальных вложений в Вологодской области, включая и проект строительства ЦБК (ЦК) в Рощино, общественно-обсуждаемый в настоящее время.
Правовое основание для заявления:
1) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. От 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015):
«В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.»,
Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
п. 2. Граждане имеют право:
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;...
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
2) В соответствии с федеральным законом от 21.07. 2014 г. № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", статья 24:
«Статья 24. Общественное обсуждение
1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.
2. Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение.
3. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"...».
Предлагаю обратиться к заказчикам проектов строительства ЦК в Рощино — ООО «Свеза-Лес», новых хим. производств - ФосАгро-Череповец (строительство третьего производства аммиака мощностью 760 тысяч тонн в год, производств гранулированного карбамида мощностью 500 тысяч тонн год и сульфата аммония мощностью 300 тысяч тонн в год.), к АО «Череповецкий ФМК» (которым заявлено и Правительством области одобрено расширение производства клееной березовой фанеры на 40 тысяч кубометров в год к уже имеющимся 97 тыс. кубометрам действующего производства в год), а так же к заказчикам заявленных в Генеральном плане Судского сельского поселения деревообрабатывающих и вспомогательных производств на территории ныне образуемой особой экономической зоны (ОЭЗ), а так же планируемых к размещению производств на новых инвестиционных площадках г. Череповца и Череповецкого района, с предписаниями:
1. В соответствии с действующим законодательством провести оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) (см. в приложении к заявлению - «Приложение 2 к Руководству по проведению ОВОС», составленному по международной Конвенцией ЭСПО (Финляндия), 25 февраля 1991 года) выше названных проектов, включая:
- проекты хранилищ отходов перечисленных производств,
- определения зон санитарной охраны (ЗСО) водных объектов вблизи и на территориях размещения проектируемых производств,
- проект вырубки лесов на больших площадях, взаимосвязанный с проектом ЦК в Рощино и другими проектами «в области освоения лесов», в том числе и строительства на Судской промплощадке (ОЭЗ):
- фанерного завода,
- завода воздухоразделения,
- пелетного производства,
- предприятия промышленного железнодорожного транспорта,
- лесопильного завода,
- домостроительного комбината,
- производство OSB-плит,
- предприятия по производству клееного щита,
- автозаправочная станция.
Последствия вырубки лесов на больших площадях Вологодской области окажут негативное воздействие на окружающую среду, приведут к негативным изменениям качества окружающей среды. Только для снабжения древесиной нового ЦК потребуется вырубка более 5 млн. м3 древесины на площади около 375 кв.км ежегодно, и то при условии использования для производства на ЦК всей деловой древесины с этой площади. При заявленном радиусе сырьевой базы ЦК в 250-300 км, лес на этой территории будет вырублен значительно раньше, чем восстановится до зрелого 100-летнего заготовочного возраста (если ещё будет посажен). А в целом по Вологодской области — вырубка более 20 млн. м3 древесины в год на расчётной площади в 1500 кв.км (из расчёта, что в 2014г. было заготовлено 14,5 млн. м3 древесины).
2. Провести комплексную первоначальную ЗВОС ("Заявление о воздействии на окружающую среду" - "проект ЗВОС" в процедуре проведения ОВОС, как виду деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления), учитывающую суммарный и синергитический (сильно-усиливающий при совместном действии) эффект воздействия от новых и уже существующих производств на окружающую среду, здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения города и района.
В соответствии с положениями раздела 4 Руководства по проведению ОВОС предусмотрено:
«4. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЗВОС
4.4. В состав "проекта ЗВОС" входят следующие разделы:
4.4.1. Описание основных особенностей окружающей среды <*>, касающихся:
<*> Описание должно касаться всех аспектов окружающей среды, которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в качестве предмета анализа и оценки. Главным требованием, предъявляемым к описанию, является полнота охвата, а не полнота сведений: описание должно ясно показывать все недостатки имеющейся информации и указывать области требуемых дальнейших специальных исследований и изысканий.
...
4.4.4. Описание и характеристика основных источников, видов и объектов воздействия (если таковые имеются) по следующим основным вариантам проектных решений:
в т.ч.:
(3) характеристики воздействия, определяемые через следующие показатели:
(а) характер (прямое, косвенное, кумулятивное, синергическое, в том числе с учетом возможности проявления через определенный промежуток времени);...
4.4.5. Экспертные оценки и прогноз изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений (краткие экспертные оценки):
(1) воздуха;
(2) поверхностных и подземных вод;
(3) почв;
(4) недр;
(5) растительного и животного мира;
(6) качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант, материальных и культурно-исторических памятников.
4.4.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам:
(1) инженерных;
(2) технологических;
(3) архитектурно-планировочных и т.д.
4.4.7. Программы изысканий и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой деятельности <*>.
--------------------------------
<*> Приводятся программы изысканий и исследований для компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности.» (к онец фрагмента),
и соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03, положений разделов II и III, в части выбора и использования технологий, которые должны пройти санитарные экспертизы, исследования, а так же соблюдения запрета размещения новых производственных объектов на
рекреационных территориях* (водных, лесных, ландшафтных), в зонах санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранныхи прибрежных
зонах рек, морей, и новых опасных производств (1 и 2 класса санитарной опасности, например, заявленный проектом ЦК относится к 1 классу) на особо охраняемых территориях, в зонах саитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и на территориях с превышением показателей фонового загрязнения выше гигиенических нормативов (без учёта причины и характера возникновения загрязнений - природного или техногенного);
3. В ходе проведения ОВОС проектов обеспечить общественные обсуждения и публичные слушания, а так же учёт обоснованных замечаний и предложений, высказанных в ходе обсуждений проектов (в соответствии с действующим законодательством РФ и федеральными нормативно-прпавовыми актами:
«РУКОВОДСТВОм ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) ПРИ ВЫБОРЕ ПЛОЩАДКИ, РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХОБОСНОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИИ, РАСШИРЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ) ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И КОМПЛЕКСОВ» (утв. Минприроды 12.02.1992 г.), разработано для методического обеспечения проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при подготовке и принятии решений, в том числе при подготовке материалов и по выбору площадки, технико-экономических обоснований и проектов строительства ). - далее в тексте называется «Руководством»,
пунктом 1.2. которого определено, что
«Главной целью введения ОВОС в процесс проектирования является создание условий для:
(1) всестороннего рассмотрения всех предлагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным развитием;
(2) поиска оптимальных проектных решений, способствующих:
(а) недопущению деградации окружающей среды;
(б) обеспечению социально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития;
(в) улучшению условий жизни людей;
(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня.»,
далее в п.1.3 определено:
«результаты ОВОС должны представлять ясную картину альтернативных возможностей развития и их последствий для общества со взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков каждой альтернативы.», и что «понятие "окружающая среда" при проведении ОВОС включает такие факторы, как флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами. Это понятие необходимо для выявления последствий для общества (через изменения вышеперечисленных факторов) в условиях социально-экономического и культурного развития.»
1.3.6. Процедура понимается как последовательность организационно и логически взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС являются неотъемлемой и обязательной частью процесса проектирования на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны быть представлены на государственную экспертизу, в том числе государственную экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной документации.»
Руководством определён порядок проведения ОВОС намечаемой деятельности в разделе 3 (цитируем документ и задаём вопросы по его выполнению на примере проекта строительства Цбк (ЦК) в Рощино:
«3. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС
3.1. Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерении" (от автора: Не представлено документально для ознакомления общественности).
3.3. Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:
(от автора: Не представлен документально проект ЗВОС)
3.3.1. Разработка проекта "Заявления о воздействии на окружающую среду" ("проект ЗВОС"). (от автора: Не представлен документально проект ЗВОС)
3.3.2. Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы власти, управления и контроля.
3.3.3. Разработка заданий на проектирование, изыскания и исследования в соответствии стребованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля. - результаты кументально общественности не представлялись
3.3.4. Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам изысканий и исследований. - не ознакамливали публично.
3.3.5. Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС. - не проводились
3.3.6. Доработка технико-экономического обоснования или проекта строительства хозяйственного объекта или комплекса.- С ТЭО или проектом строительства и её доработками в необходимом объёме для экологич.анализа общественность не была ознакомлена.
3.3.7. Принятие заказчиком решения о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из сформированного понимания экологических и связанных с ними последствий ее осуществления. - проведено без привлечения к обсуждению всех заинтересованных сторон, без учёта их мнений, дополн. Условия не были представлены и зафиксированы, не выработано взвешенное понимание последствий.
4.2. "Проект ЗВОС" подготавливается в целях:
(1) обоснования проектного замысла с рассмотрением реальных и разумных альтернатив намечаемой деятельности и возможных площадок для ее осуществления;
(2) выбора принципиальных инженерных, технологических, архитектурно-планировочных и других проектных решений в рамках намечаемой деятельности;
(3) получения условий на проектирование в органах власти, государственного управления и контроля.- не знаем каковы выданные условия
4.3. Разработка "проекта ЗВОС" осуществляется для каждой возможной площадки и включает:
4.3.1. Сбор и анализ имеющейся информации об основных особенностях окружающей среды на территории в районах возможных площадок для осуществления намечаемой деятельности.
4.3.2. Обоснование необходимости и целесообразности реализации проектного замысла с выявлением, анализом и оценкой реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности.
4.3.3. Выявление возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом. - в т.ч и др. технология — сульфитная.
4.3.4. Определение и характеристика основных видов, источников и объектов воздействия по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок.
4.3.5. Экспертные прогнозы и оценки изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок. - где они, если проводились?, кем?, если нет — то почему?
Окончание цитируемого документа и вопросов по его выполнению на примере проекта строительства Цбк (ЦК) в Рощино.
Правовым актом РФ - Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г.
N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", утверждено «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2000 г., регистрационный N 2302, далее в тексте называемым «Положение») с приложением:
«Приложение
Типовое содержание материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в инвестиционном проектировании:
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании, должны содержать, как минимум:
1. Общие сведения
1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс.
1.2. Название объекта инвестиционного проектирования и планируемое место его реализации.
1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника - контактного лица.
1.4. Характеристика типа обосновывающей документации: ходатайство (Декларация) о намерениях, обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование (проект), рабочий проект (утверждаемая часть).
2. Пояснительная записка по обосновывающей документации.
3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и "нулевой вариант" (отказ от деятельности).
5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.
6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).
7. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.
8. Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
10. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа.
11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.
12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в которых указывается:
12.1. Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения;
12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также - адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.
12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний (если таковые проводились).
12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.
12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
12.6. Сводка замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком, и в каком виде, какие - не учтены, основание для отказа.
12.7. Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.
13. Резюме нетехнического характера.»
Окончание цитируемого документа.
В разделе 3 выше названного Положения определена последовательность проведения ОВОС:
«3. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду
3.1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
3.1.1. В ходе первого этапа заказчик:
- подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
- информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 настоящего Положения;
- проводит предварительную оценку по основным положениям п.3.2.2 и документирует ее результаты;
- проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.
В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:
- о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое месторазмещение, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;
- о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;
- о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.
3.1.2. На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ТЗ), которое содержит:
- наименование и адрес заказчика (исполнителя);
- сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
- основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультации с общественностью;
- основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;
- предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду. ТЗ рассылается участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.
ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
3.2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
3.2.1. Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
3.2.2. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включают следующее:
- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
- оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
- оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
- сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
- разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов);
3.2.3. Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания, в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
3.3. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
3.3.1. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится на основе предварительной оценки...»
Окончание цитируемого документа (вставки).
4. Предлагаю на основании статьи 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды»Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", законодательно закрепить следующее положение:
«Инвестиционному Совету Вологодской области перед принятием решений о целесообразности и приоритетности проектов, в обязательном порядке проводить предварительные оценки воздействия проектов на окружающую среду, здоровье и благополучие жителей с учётом существующих фоновых загрязнений террриторий и реальных условий и санитарно-эпидемиологической обстановки, и прогнозируемых рисков и негативных изменений в соответствии с регаментированной процедурой проведения предварительной ОВОС.
В ходе проведения такой предварительной ОВОС, в результате общественных обсуждений и публичных слушаний, учёта обоснованных замечаний и предложений, определения существенных (в т.ч. и ограничивающих) условий, с расчётом альтернативных и «нулевого» (в случае отказа от заявленного проекта) вариантов, после юридической оценки и подтверждения соблюдения всех действующих законодательных норм и правил в части возможности размещения объекта и заявленной хозяйственной деятельности на конкретной территории, и последующих поправок в проект, вырабатывается компромисный проект, который куда в большей степени учитывает интересы населения, неносредственно затрагиваемого проектом, при соблюдении и интересов заказчика, инвестора, и исполнительной власти, представляющей перед ними жителей территории с результатами будущей хозяйственной деятельности.
Готовность проекта к стадии подписания Соглашения с инвестором с условиям и гарантиями по проекту следует определять после повторного обсуждения и публичных слушаний откорректированного проекта, проверки его соответствия законодательству, и получения общественной поддержки и признания жителями целесообразности и приемлиемого уровня безопасности проекта, оговорив в Соглашении условие выполнения обязательств по госгарантиям и поддержки по обеспечению госгарантий со стороны области (региона) и федеральных органов только в случае получения Заказчиком положительного заключения экологической экспертизы по проекту и получения, тем самым, государственного разрешения на финансирование и реализацию проекта.»
Для привлечения инвестора в самом начале процесса подготовки проекта достаточно заключить с ним договор о намерениях, наметив в общих чертах требования и возможные привелегии, определить интересы сторон и примерные характеристики объекта инвестирования, определиться в сроках и необходимых процедурах, сделать процесс понятным и прозрачным инвестору, а не как сейчас, подписывая Соглашение, давая обязательства и гарантии при наличии больших неопределённостей и разнообразия разноплановых сценариев развития ситуации Правительству и губернатору «загонять себя в угол», без всякой возможности эффективного «манёвра».
Приводим раздел 4 Постановления "О порядке заключения инвестиционного соглашения":
| «Постановление Правительства Вологодской области от 23.12.2013 N 1364 (ред. от 30.01.2015) "О порядке заключения инвестиционного соглашения" (вместе с "Порядком заключения инвестиционного соглашения"):... |
4. Основания и порядок расторжения Соглашения
Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно в одностороннем порядке:
4.1. по инициативе Инвестора в случаях:
принятия Инвестором решения об отказе от предоставления налоговых льгот;
прекращения реализации инвестиционного проекта в связи с предстоящей ликвидацией Инвестора (юридического лица);
4.2. по инициативе Департамента в случаях:
невыполнения Инвестором обязательств, предусмотренных подпунктами 2.1.2, 2.1.3 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Соглашения;
двукратного нарушения Инвестором обязательств по представлению в Департамент документов, предусмотренных подпунктом 2.1.5 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Соглашения.
(приводим указанные подпункты:
«2.1.2. Выплачивать работникам среднемесячную заработную плату в
размере не ниже размера среднемесячной заработной платы по виду
экономической деятельности ________________________________________________
(наименование вида экономической деятельности в
соответствии с Общероссийским классификатором
видов экономической деятельности, утвержденным
постановлением Госстандарта России от 6 ноября
2001 года N 454-ст "О принятии и введении в
действие ОКВЭД")
в области по данным за последний утвержденный Федеральной службой
государственной статистики год.
2.1.3. Обеспечивать отсутствие задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
2.1.5. Представлять в Департамент экономического развития области (далее - уполномоченный орган) в течение срока действия настоящего Соглашения не позднее 1 апреля за отчетный финансовый год и не позднее 1 сентября за первое полугодие текущего финансового года следующие документы:
информацию о ходе реализации инвестиционного проекта по форме согласно приложению 3 к настоящему Соглашению;
копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за последний отчетный год (полугодие);
справку налогового органа об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданную не позднее чем за один месяц до дня представления в уполномоченный орган документов, предусмотренных настоящим подпунктом;
акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за последний отчетный год (полугодие).»)
5. Порядок разрешения споров и ответственность Сторон






