Пьеса задумана Островским в 1855 году как драма в двух действиях. 12 июля 1855 года он составил список действующих лиц и набросал план 1-го акта, но уже на следующий день работа над пьесой была оставлена. В плане были персонажи, впоследствии исключённые драматургом: отставной чиновник Захар Зверобоев и купец Савва Трифоныч Брусков.
К работе над пьесой Островский вернулся только в апреле 1858 года. Первоначальное название "Воспитанница" было изменено на «Кошке игрушки, мышке слёзки. Картина деревенской жизни». Островский намеревался закончить пьесу за короткий срок, однако пьеса была закончена лишь 7 декабря 1858 года. Отдельные стилистические исправления вносились и позже. При переписке набело, Островский вернулся к первоначальному заглавию - «Воспитанница».
Пьеса вызвала чрезвычайно резкую оценку в III отделении. В пьесе усмотрели "вредное направление", её признали совершенно неприемлемой для постановки в театре. Автору предъявили обвинение "в насмешке и издевательстве над дворянством, освобождавшим крестьян". Когда начальнику III отделения генералу Потапову указали, что в комедии "не задеты ни крестьянский вопрос, ни благородные чувства дворянства", Потапов ответил: "Конечно, ничего прямо не говорится. Но мы не так просты, чтобы не уметь читать между строк".
Если Катерина в "Грозе", в драме, у него выживала, то в "Воспитаннице", в комедии, характерология которой отчасти идентична системе персонажей "Грозы" ("Воспитанница", конечно, намного раньше написана, но здесь уже есть и суровая, по-женски несчастливая глава семьи, и зависимая от нее молодуха, и сын-рохля, и т.д.) умирает Уланбекова, умирает неожиданно, как бы от любви к сыну, не в силах перенести, что он не ей принадлежит (интрига почти как в "Ужасных родителях" Кокто, на самом деле); пытается повеситься в финале, хотя и с не вполне явным результатом - то снимает крест и накидывает петлю, то снимая петлю, балансируя на табуретке - ее сын Леонид; воспитанница Надя, в свою очередь, тоже пообещала покончить с самой, мол, речка рядом. Все это, разумеется, не отменяет характерной для Эренбурга комической эксцентрики, впрочем, не только комической, но но неизменно радикальной - вплоть до кровопускания, которое в "Воспитаннице" становится одним из лейтмотивов.