Публицистика и художественная проза А.А. Фета. Поэтика рассказа «Кактус»

Художественная проза Фета прошла почти незамеченной у современников; в противоположность этому большой резонанс имели литературно-эстетические выступления поэта. Краеугольным камнем эстетической позиции Фета было резкое разграничение двух сфер: «идеала» и «обыденной жизни». Это убеждение не было для Фета плодом отвлеченного теоретизирования - оно выросло из его личного жизненного опыта и имело общий корень с самим существом его поэтического дара.

Писатель, как можно видеть из этого обзора, не только постоянно обсуждал в периодической печати острые злободневные вопросы современной жизни, но раз в десять лет издавал обобщающие публицистические очерки, в которых подводил итоги развития страны в эпоху глобальных перемен. Фет - автор многочисленных очерков, статей и заметок - постоянно рассуждал о причинах нерадостного настоящего России, глубоко переживал за ее будущее и приводил конкретные способы его улучшения. В этих произведениях Фет затрагивал широкий круг вопросов. Он говорил о причинах рабства народного сознания и пьянства крестьян, об улучшении качества жизни с помощью развития народного образования, воспитания и медицины. Фет писал о причинах изменения классового сознания в высших слоях общества, об их бездеятельности в процессе улучшения жизни страны, а также о путях усовершенствования законодательной базы государства.

Даже краткий анализ всех известных публицистических трудов Фета поражает актуальностью для различных сфер современной науки. Так, сельскохозяйственные расчеты Фета, постоянно представляемые им на страницах различных очерков, статей и заметок, безусловно, должны заинтересовать специалистов в области исследования становления и развития экономики как науки. Историки найдут здесь много фактического материала для работ, выявляющих социально-экономическое благосостояние крестьянского сословия в пореформенной России. В настоящее время обострился интерес к изучению истории судебных институтов. Это актуализирует изучение публицистики Фета как источника по истории деятельности мировых судей и самого института мирового суда в русской провинции, так как дает богатый материал по становлению и функционированию его в русской провинции за первые десять лет существования. А краеведы обнаружат в публицистике Фета весьма ценные сведения для восстановления истории Мценского уезда Орловской губернии во второй половине XIX в. Анализ публицистики Фета как целого позволил выявить ее характерную особенность, которая заключается в том, что все последующие публицистические тексты вбирают в себя материалы предыдущих и выполняют по отношению к ним роль обобщающего текста. А обширный трактат «Наши корни» и очерк «Из деревни» (1871), с одной стороны, многогранно отражают реалии жизни Фета, а, с другой стороны, обобщают все его разнообразные размышления в предыдущей публицистике, становясь, тем самым, подобием «мемуарного» текста об одном из эпохальных периодов в жизни Фета.

«Кактус»

Идеологическая многоуровневость и сложность композиции поначалу сбивает с толку, именно поэтому рассказ требует от читателя внимательности и не терпит небрежения. Для того чтобы в полной мере прочувствовать то, что хочет донести до читателя автор, важно знать, что побудило его написать такое произведение.

«Кактус» был создан в 1881 году. До смерти поэта оставалось 10 лет. Именно в последнее десятилетие своей жизни писатель с удвоенным интересом обратился к экспериментам в области соотношения жизненного и придуманного материалов в сюжетной прозе. Как и многие рассказы, написанные в этот период, «Кактус» включает в себя элементы автобиографии. Именно автобиографический материал, составляющий основу произведения, позволил Фету обозначить свои эстетические позиции и вступить в полемику с современными философскими теориями.

Изначально сюжет закручивается вокруг кактуса, цветущего лишь раз в году. Как поэт «чистого искусства», воспевающий любовь и природу, А.Фет помогает нам разглядеть робкую, болезненную красоту в только что распустившемся, но уже начинающем увядать цветке, который, несмотря на всю свою незначительность и есть одно из проявлений прекрасного, творимого жизнью и самой природой. Но если бы было всё так просто! Кактус – лишь вступление, помогающее использовать подлинную историю, произошедшую с писателем, в качестве главной темы рассказа. Именно она и является ответом циничному обществу, не способному понять истинной красоты искусства, умеющему лишь «философствовать». В роли «общества» выступает молодая гостья Софья Петровна.

Девушка - одна из приверженцев философских идей, против которых и боролся поэт. После прочтения книг, повествующих об этих идеях, она загоняет мир в узкие рамки, предписанные философией. Софья разделяет вещи, не способные существовать отдельно такие, например, как любовь и музыка.Но что такое музыка? Это порыв души, воплощённый в звуки. Без сильных эмоций невозможно исполнить ни одного настоящего произведения. Музыка требует полной отдачи от исполнителя и не терпит холодности и расчёта. Так скажите, как же она может существовать без любви? Музыка и есть любовь.

Именно это подтверждает история о влюблённой цыганке Стеше, слывшей лучшей исполнительницей в хоре. Ведь если бы она не была влюблена, смогла бы она спеть «ТАК»?
В песне девушки было «столько неги, столько грусти, столько красоты»! Во время пения, она раскрывала свою душу и давала выход бушевавшим внутри чувствам. Отдавшись порыву, девушка забывала о слушателях, и из глаз её текли слёзы. И это был завершающий аккорд в прекрасной симфонии чувств и красивого женского голоса, столь же хрупкий, как и мимолётная красота цветка.

В большинстве своём искусство эфемерно, оно запечатлено в нашей памяти. Больше не будет точно такого же цветка, больше никто не споёт так песню о любви. Конечно, всё это не в последний раз, может быть лучше или хуже, но так – никогда. Но несмотря на это, красота вечна. Чувство ее - прирождённое качество человека.

Донести это до читателя - именно такой была задача Фета. Как поэт «чистого искусства», Афанасий Афанасьевич не мог не откликнуться, не опровергнуть бытовавшие в 19 веке философские теории, плотно вплетшиеся в разум общества того времени. Ведь они в какой-то степени извращают понятия человека о своей природе. Заставляют его мыслить шаблонами, принимаю на веру то, что кто-то когда-то сказал: «Разве философия, убеждая меня, что мир только зло, или только добро, или ни то ни другое, властна заставить меня не содрогаться от прикосновения безвредного, но гадкого насекомого или пресмыкающегося или не слыхать этих зовущих звуков и этого нежного аромата? Кто жаждет истины, ищи ее у художников».

Поэт предлагает всем, кто ищет правды, обращаться к художникам, обобщая под этим понятием людей искусства. От искусства нет материальной пользы, оно должно создавать прекрасное, тем самым пробуждая человека и приобщая его к духовности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: