С самого ли мига его сотворения дух пользуется полнотою своих способностей?
– «Нет, ибо у духа, как и у человека, есть также своё детство. В самом начале существование духов лишь инстинктивно, и они едва сознают себя и свои поступки; и только мало-помалу в них развивается разум.»
Каково состояние души при первом её воплощении?
– «Состояние детства в телесной жизни; её разум едва народился: он примеряется к жизни.»
Души наших дикарей, являются ли оне душами в состоянии детства?
– «Относительного детства; это уже души развитые: у них есть страсти.»
– Страсти, стало быть, признак развития?
– «Развития, да, но не совершенства; оне признак активности и самосознания; тогда как в душе первобытной разум и жизнь пребывают в растительном состоянии.»
Примечание. Жизнь духа, в целом, проходит чрез те же фазы, какие мы наблюдаем в жизни телесной: постепенно он переходит от зародышевого состояния к детству для того, чтобы последовательно достичь поры взрослости, зрелости, каковая есть состояние совершенства, с той разницей, что в жизни духа нет периода упадка и дряхлости, как в жизни тела; с той разницей, что жизнь его, которая имела начало, не будет иметь конца, что ему нужно необозримое, с нашей точки зрения, время, дабы от духовного детства перейти к полной зрелости, и прогресс его совершается не на одной какой-то планете, но в движении по разным мирам. Жизнь духа, таким образом, составляется из целого ряда телесных существований, каждое из которых является для него поводом к прогрессу, подобно тому как каждое существование в теле складывается из долгого ряда дней и в каждом из них человек приобретает толику опыта и просвещения. Но так же, как в жизни человека есть дни, не приносящие никаких плодов, так и в жизни духа есть совершенно бесплодные существования в теле, ибо он не сумел употребить их во благо.