Руководство по рисованию от Рика Фортсона



Введение: Эти советы и приемы — просто вещи, которые я узнал и шаги, которые я лично предпринимал для каждого из моих рисунков. Есть много способов сделать, например, линию, штриховку, затенение и т.д., но мой выбор — это фото реализм. Я на 100%-самоучка, а это означает, что я никогда не ходил в художественную школу. Все что я знаю, основано на моем опыте или почерпнуто из Интернета. До этого, за весь 27-летний период, я рисовал в общей сложности часов 5. Затем в октябре 2008 года, я решил, что мне необходимо хобби, и решил серьезно отнестись к рисованию. Я был удивлен результатом не менее, чем мои друзья и знакомые. Я задумался, почему я только сейчас, в этом возрасте, обнаружил, что я имею способности к рисованию? Да, я верю, что некоторым людям в этом мире дан «талант», или «дар» от природы, если угодно, но я также считаю, что развитие способностей все же остается на наше усмотрение. На сегодняшний день, 18 месяцев спустя, я выполнил более 125 портретов, работа над которыми заняла в общей сложности около 800 часов! Поэтому, как любой, кто довел до совершенства свои умения, я вам скажу, «Практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь»!

Чистые руки, я всегда сначала тщательно мою руки от жира и грязи, которые могут повредить поверхность рисунка. НИКОГДА не прикасайтесь к поверхности рисунка и никогда не используйте палец для растушевки. Об этом я читал и проверил сам. Я часто закрываю часть рисунка листом бумаги, чтобы мои руки не касались его во время работы. Некоторые художники советуют рисовать от верхнего левого угла, направляясь к нижнему правому, если вы правша, но я не всегда следую этому правилу.

ФОТО: Я всегда говорил, я могу рисовать лишь то, что вижу, и мой рисунок не может быть лучше фото-оригинала. Скучное фото сделает скучным ваш рисунок. Я понял, что я в первую очередь вдохновляюсь самим фото, и только во вторую — тем, что на нем изображено. Я скорее буду работать с фантастической фотографией незнакомца, чем со скучной фото моей любимой знаменитости. Я должен признаться, что я хорошо навострился в поиске высококачественных фотографий в Интернете! Прежде всего я хочу сказать, что «хорошие» фотографии — это те, что достаточно контрастны и богаты на детали (особенно это касается глаз), и имеет широкий спектр тональных значений и оттенков серого. Файл фото должен быть достаточно большим для печати размером соизмеримым с будущим рисунком, без потери фокуса и деталей, без размытости или зернистости. Звучит просто? Как бы не так!

Есть множество сайтов с обоями и фото знаменитостей, но я нахожу большинство моих фотографий с помощью «Google Images» (www.images.google.com). Я использую расширенный поиск, чтобы отфильтровать только те файлы, что мне нужны — фильтры «БОЛЬШИЕ» и «ЛИЦА». Если мне не удается сразу найти то, что мне нужно, я изменяю критерии поиска. Я мог бы рассказывать о фотографиях вечно, но главное, что я делаю — я использую только портреты, и только качественные фотографии достаточно большого размера, чтобы не выглядеть размытым и зернистыми на печати. Я распечатываю их в том же размере, что и предполагаемый рисунок. Для этого есть несколько причин, в основном, это из-за контура для плана, но также из-за того, что я хочу, чтобы мои глаза привыкли к рисунку в соотношении 1:1 к тому что я вижу. Сначала, я кадрирую фото в редакторе, оставляя только то, что будет на рисунке. Затем я делаю фотографию черно-белой. Это позволяет мне увидеть фото в том же цвете, что и графит. Иногда я также подстраиваю контраст, яркость, полутона и тени так, чтобы сделать изображение наиболее контрастным.

Если вы будете использовать собственные фото, я советую использовать естественное освещение, тогда тени будут определять особенности черт лица. Вы можете заметить, что я обрезаю фото по сверху, я это делаю по двум причинам. Во-первых, это создает иллюзию, что объект находится ближе к вам. Возьмите газету и убедитесь сами, как часто фотожурналисты обрезают макушку на своих снимках. И это все по той же причине! Во-вторых, я ненавижу рисовать волосы, так что я сокращаю количество волос, которые нужно рисовать. Обратите внимание: вы не должны прорисовывать каждую деталь фотографии. Если на фото есть область, которая выглядит странно, она будет выглядеть странно и на рисунке. Замените ее чем-нибудь другим.

РАЗМЕР: Да, размер имеет значение! Я читал, что если сделать рисунок лишь на 20% больше, работа над ним займет на 50% больше времени. Я посвящаю как минимум 10 минут планированию оптимального размера рисунка и фото, сравнивая его с предыдущими работами. Это помогает мне определить, как много времени займет работа над рисунком, и насколько подробно я могу проработать определенные места. Лично для меня ИДЕАЛЬНЫМ является такой размер, когда на фото расстояние от линии волос до нижней точки подбородка составляет 12 — 15 см. Если размер оригинала больше, то он как правило содержит слишком много деталей, которые придется опустить во время работы, которая может длиться вечно. Кроме того, я нахожу, что растушевка рисунков больших размеров вредит моим запястьям. Если же рисунок слишком мал, очевидно, что вы не сможете прорисовать все детали. Таким образом, этот размер — идеален, по крайней мере для меня, и позволяет достичь оптимального соотношения времени к качеству (количеству деталей). Как по мне, все дело в том, чтобы найти баланс (золотую середину) между уровнем детализации и затратами времени на завершение рисунка, потому что лично я быстро теряю интерес и переключаюсь на другие объекты. В среднем я трачу на один рисунок 5 — 8 часов.

БУМАГА: Несколько слов о типах бумаги, которые я использовал. В начале это была бумага «Для рисунков» средней зернистости от Strathmore и Canson. С тех пор я перешел и пользуюсь только «Bristol Smooth» серии 300 (бристольский картон 300 г/кв.м) от Strathmore. Этому есть несколько причин. Во-первых, это — очень плотная бумага. Ее зерно не так-то просто повредить, что позволяет получить действительно тёмные тени. Эта бумага идеальна для растушёвок, она лояльна к вашим ошибкам, так как обладает прекрасной стираемостью! Вы сами можете увидеть разницу в контрасте — портрет Чеви Чейза был моей первой работой на «Bristol Smooth». К этой бумаге надо привыкнуть, она требует больше тени, я имею в виду, что карандаш на ней будет выглядеть светлее, чем вы привыкли, поэтому я стал использовать больше мягких В и 2В карандашей.

Карандаши: Я перепробовал много типов, но теперь пользуюсь только карандашами Staedtler, производства Германии. Они превосходны, и дают «предсказуемый и последовательный» результат Всегда следите за тем чтобы ваш карандаш был остро ЗАТОЧЕН! Для этого есть много способов, самым очевидным из которых является электрическая точилка, которой я и пользуюсь, но иногда я довожу кончик тонкой наждачкой или бумагой. Я также пробовал работать механическими карандашами, те которые с толстым грифелем (цанговые). Я использую оба вида, каждый в своем случае. Преимущества использования механических карандашей в том, что их вес и длина оставаться неизменными, в отличие от обычных карандашей, которые постоянно сокращаются в размерах и весе. Кроме того, дешевле купить только стержень, чем целый карандаш (тут от карандаша зависит). Staedtler производит как механические карандаши, так и стержни к ним. Наwww.Staedtler.com вы найдете широкий спектр мягких и твердых карандашей, но я пользуюсь только карандашами средней мягкости. Редко 2H и H, часто F, HB, и 80% B и 2В. Так или иначе, у меня есть, на всякий случай (от светлого до темного) 2H, H, F, HB, B, 2B 3B, 4B, 5B, 6B, 9B.

Исходя из новейших реалий, такие фирмы как Faber-Castell, Derwent, Prismacolor и Staedtler лидеры в производстве шикарных карандашей!

ГЛАЗА: Я всегда начинаю с глаз! Глаза — «окна души», и если вы не сможете правильно их нарисовать, зачем тогда вообще тратить время на весь рисунок. (Это только мое мнение). Я обычно заканчиваю один глаз, и двигаюсь дальше, накладывая первый слой в других местах. Я никогда не заканчиваю первый глаз полностью на 100%.

Важно не забывать об источниках света, вернее о бликах света на фото, впрочем и на живом человеке, если вы рисуете с натуры. Одно из основных правил, о которых я читал, это пропорции глаза относительно других черт лица: глаза находятся приблизительно в центре лица, примерно на середине между верхней точкой лба и нижней точкой подбородка, расстояние между глазами приблизительно равно его ширине (не всегда). Нижняя граница носа находится примерно на середине между уровнем глаз и нижней точкой подбородка, а рот примерно на полпути между нижней точкой носа и нижней точкой подбородка. Конечно, все это достаточно приблизительно. Помните, что «белки» глаз не совсем белые! На большинстве рисунков я слегка затушевываю уголки глаз. То же самое и с зубами.

КОНТРАСТ — его важность для меня всегда была просто очевидной, и я считаю, это одна из главных вещей, которые поднимают качество вашего рисунка на «следующий уровень». Я научился выбирать фото, которые имеют высокую контрастность и широкий диапазон полутонов! Я обнаружил, что я вдохновляюсь не столько самим предметом фото или личностью, сколько его драматичностью и хорошим контрастом, но будет совсем хорошо, если вас будет вдохновлять и одно и другое! Один из способов которыми я тренировал свой взгляд, чтобы видеть Контраст, кроме черно-белой печати фотографии, было удаление источника направленного света от фото. Вы будете удивлены тем, что вы увидите в условиях недостаточного освещения! Теперь я использую чертежный стол с увеличительным стеклом с подсветкой. Раньше, да иногда и сейчас, я использовал подставку для ноутбука, которая отличается портативностью. Другой важный прием, которым я пользуюсь, заключается в смене точки зрения на рисунок, проще говоря, я периодически отвлекаюсь от рисунка и возвращаясь, смотрю на него «свежим взглядом». И тогда вещи, которые я не мог увидеть или заметить прежде, становятся для меня очевидными. Особенно это работает с утра. За 4 до 5 часов, которые я работаю над рисунком, я могу делать 10-20 таких переключений внимания! Это спасает мой взгляд от замыливания.

Тоновый диапазон: Также я научился сразу определять границы диапазона полутонов. Что это значит — как только я заканчиваю один глаз, я нахожу самые темные области рисунка и начинаю наносить на них слой графита. Другой причиной начать с темных областей является то, что я часто забираю часть графита с этих участков на мою растушевку, чтобы использовать на других участках. Я не всегда начинаю рисовать карандашом, иногда я наношу немного графита старой растушевкой.

Слои: Прорисовка определенных участков требует нанесения многих слоев графита. Это, конечно, тени, губы, волосы и т.д. После прорисовки глаз, я определяю границы полутонов, которые я буду использовать, также я иногда добавляю цвета губам. Все губы — разные, но я начинаю с чего-то легкого, с H, F, HB или даже с B. Я ищу основной блик и стараюсь пока не трогать эти участки. Кроме губ, я также «грунтую» брови, ресницы, волосы, зрачки и, конечно, тени.

Затенение и тушевание: Тип теней, который вы видите на фотографии, ясно определяет, насколько темным будет рисунок. Обычно я начинаю с участков вокруг глаз, как только наложу первый слой на брови. Я беду выбранный мной карандаш и держу его свободно, хватом сбоку, так чтобы грифель касался бумаги боком, а не острым кончиком. Это позволяет покрывать за одно движение большую площадь, и также может использоваться для придания определенного эффекта коже.

«Глубокие тени» — самое сложное, по-моему. Примером тому может служить мой портрет Шона Коннери. Я никогда сразу не рисую тени или затаенные участки настолько темным, какими они должны выглядеть в конце. Это моя страховка, на случай, если что-то надо будет подправить.

Теперь я убежден, что весь секрет в правильной РАСТУШЕВКЕ! Я использую различные инструменты для растушевки, как специальные художественные, так и обычные бумажные полотенца, а иногда и ватные палочки и косметические диски. Многие техники проще показать, чем описать, и здесь я постараюсь сделать, что смогу. Во-первых, я всегда помню о том, сколько графита уже на растушке, это определяет, какое давление я применяю при тушевании. У меня много разных размеров растушек и для малых пятен и для больших площадей. Опять же, нанесение слоев является ключевым. Когда растушка впитывает слишком много графита, она будет мазать и давать блеск. В этом случае, я соскабливаю лишний графит наждачкой и только затем продолжаю. Затеняя или тушуя, я всегда повторяю направление и форму каждой черты лица, чтобы создать иллюзию пространства и формы. Я также поворачиваю растушку во время работы, и если нужно больше графита, то я как правило, нахожу его с другой стороны растушки. Если не нахожу, то добавляю карандашами, или беру с темных участков. Помните, что если вы берете графит с темных участков, вам нужно будет его вернуть. Еще раз повторю — никогда не затеняйте темные участки сразу. Я не всегда тушую каждый участок рисунка. Для некоторых эффектов, бывает достаточно легкого касания карандашом. Обычно затушёвую около 95% всего рисунка (КРОМЕ черных участков).

НЕГАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ: Один из фокусов, которому я научился — это использование маленького гвоздика или иглы, ввинченного в старый карандаш, в качестве стилуса чтобы процарапывать белые волоски, блики и т.п. ВАЖНО: ПОТРЕНИРУЙТЕСЬ «на кошках», прежде чем портить рисунок. Возьмите старый лист рисовальной бумаги и потренируйтесь. Что я делаю, ПРЕЖДЕ (!) чем накладывать графит на участок рисунка, я держу бумагу параллельно свету (лучше с лупой), так чтобы видеть где я ее поцарапал, затем я рисую необходимые штрихи, волоски на бумаге.

ЗАТЕМ, я стираю следы карандаша, которые вышли за границу царапин, чтобы Выделить белые линии. Я могу потом рисовать между ними, или где угодно, но эффект меня впечатляет! Это идеальный прием для создания усов, седых или светлых волос (в контраст темному фону), и т.п. Этому приему можно найти также много других применений.

Основной принцип «негативного рисования» — что вы создаете, что что хотите нарисовать, рисуя не сам предмет, а то что его окружает. Волосы — прекрасный тому пример (зависит от типа волос). Волосы должны состоять не из множества карандашных штрихов, а из теней МЕЖДУ волосками, которые сами и создадут иллюзию волос. То же — с зубами. Я рисую темные области ВОКРУГ зубов, которые в результате и формируют зубы.

БЛИКИ: Они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО оживляют рисунок. От бликов на глазах до блеска губ, и везде, где они есть на фото, или вы ДУМАЕТЕ что должны быть в реальности. Блики лучше всего оставлять на конец, потому что эти области могут быть случайно затушеваны в процессе работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: