Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Тестируемый может выбрать одно из названных суждений, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

- отстранение от службы большинства сторонников Екатерины II;

- отмена важнейших положений «Жалованной грамоты дворянству!» об осво­бождении от обязательной службы и телесных наказаний;

- дарование свободы общественным деятелям, осужденным Екатериной II (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Т. Костюшко);

- введение нового воинского устава, заменившего традиционные русские по­рядки в армии прусскими.

При выборе второй точки зрения:

- усиление централизации государственного управления;

- возврат к допетровским принципам наследования престола;

- осуществление финансовой стабилизации;

- укрепление дисциплины и порядка;

- попытка законодательного регулирования отношений помещиков и крестьян;

- ограничение привилегий дворянства (упразднение губернских дворянских собраний).

Указания к оцениванию Баллы
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения  
Приведены 2 аргумента  
Приведен 1 аргумент  
Все элементы ответа названы неверно  
Максимальный балл  

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

«Дней Александровых прекрасное начало» в сознании современников было связано с надеждами на решение оcновных вопросов русской жизни.

Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пы­тался решить эти вопросы? Приведите пpuмepы, свидетельствующие o попытках решения каждого из них.


Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Могут быть названы основные вопросы русской жизни: - вопрос об общественном представительстве в органах власти, о создании представительных учреждений от сословий; - вопрос о крепостной зависимости крестьян. 2. Эти вопросы пытались решить: - «сверху» - Александр I посредством реформ; - «снизу - декабристы посредством переворота
Верно названы 3 и более элементов ответа  
Верно названы 1-2 любых элемента ответа  
Элементы не названы или все названы неверно  
3. Могут быть приведены следующие или дpyгнe примеры, свндетельствующие о попытках решения названных основных вопросов: Александром I: - издание указа о «вольных (свободных) хлебопашцах; - поручение А. А. Аракчееву разработать проект отмены крепостной зависимости крестьян; - поручение М. М. Сперанскому разработать проект созыва представительной Государственной думы. Декабристами: - разработка П.И. Пестелем проекта установления парламентской республики; - проект Н. М. Муравьева об установлении конституционной монархии; - разработка П. И. Пестелем, Н. М. Муравьевым проектов отмены крепостной зависимости крестьян
Верно названы 3 или более элементов ответа  
Верно названы 1-2 любых элемента ответа  
Элементы не названы или все названы неверно  
Максимальный балл  

С7. Сравните политику Екатерины II и Александра 1 в крестьянском вопросе. Укажите, что было общим (не менее двух общих характери­стик), а что - различным (не менее трех различий).

1. В качестве общего могут быть названы:

- сохранение крепостного права в России;

- сохранение неполноправия крестьян;

-попытки законодательного закрепления сословных прав разных категорий крестьян;

- ужесточение наказания крестьян (при Екатерине II - разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов; при Александре I - разрешение помещикам ссылать крестьян на поселение).


Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Приведены 2 общие характеристики  
Приведена 1 общая характеристика  
Общие характеристики приведены неверно  
Максимальный балл  
2. Различия:
Политика Екатерины II в крестьянском вопросе Политика Александра II в крестьянском вопросе
- рост крепостничества вширь (утверждение крепостного права на Левобережной Украине, на юге Украины) - отмена крепостного права в Прибалтике
- перевод монастырских крестьян в разряд экономических  
- запрещение покупать крепостных крестьян к заводам  
- прекращение приписки крестьян к предприятиям - учреждение военных поселений
- легализована практика продажи крестьян d розницу (с раздроблением семейств) - запрет на продажу крестьян в розницу (с раздроблением семейств)
- пожалования государственных крестьян - прекращение пожалования государственных крестьян - издание указа (1803) о «вольных (свободных) хлебопашцах» (крепостные крестьяне получили возможность освободиться от крепостной зависимости за выкуп без земли)
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Названы 3 различия  
Названы 1-2 различия  
Все различия названы неверно  
Максимальный балл  
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: