Тестируемый может выбрать одно из названных суждений, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например:
При выборе первой точки зрения:
- отстранение от службы большинства сторонников Екатерины II;
- отмена важнейших положений «Жалованной грамоты дворянству!» об освобождении от обязательной службы и телесных наказаний;
- дарование свободы общественным деятелям, осужденным Екатериной II (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Т. Костюшко);
- введение нового воинского устава, заменившего традиционные русские порядки в армии прусскими.
При выборе второй точки зрения:
- усиление централизации государственного управления;
- возврат к допетровским принципам наследования престола;
- осуществление финансовой стабилизации;
- укрепление дисциплины и порядка;
- попытка законодательного регулирования отношений помещиков и крестьян;
- ограничение привилегий дворянства (упразднение губернских дворянских собраний).
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения | |
Приведены 2 аргумента | |
Приведен 1 аргумент | |
Все элементы ответа названы неверно | |
Максимальный балл |
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
|
|
«Дней Александровых прекрасное начало» в сознании современников было связано с надеждами на решение оcновных вопросов русской жизни.
Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Приведите пpuмepы, свидетельствующие o попытках решения каждого из них.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Могут быть названы основные вопросы русской жизни: - вопрос об общественном представительстве в органах власти, о создании представительных учреждений от сословий; - вопрос о крепостной зависимости крестьян. 2. Эти вопросы пытались решить: - «сверху» - Александр I посредством реформ; - «снизу - декабристы посредством переворота | |
Верно названы 3 и более элементов ответа | |
Верно названы 1-2 любых элемента ответа | |
Элементы не названы или все названы неверно | |
3. Могут быть приведены следующие или дpyгнe примеры, свндетельствующие о попытках решения названных основных вопросов: Александром I: - издание указа о «вольных (свободных) хлебопашцах; - поручение А. А. Аракчееву разработать проект отмены крепостной зависимости крестьян; - поручение М. М. Сперанскому разработать проект созыва представительной Государственной думы. Декабристами: - разработка П.И. Пестелем проекта установления парламентской республики; - проект Н. М. Муравьева об установлении конституционной монархии; - разработка П. И. Пестелем, Н. М. Муравьевым проектов отмены крепостной зависимости крестьян | |
Верно названы 3 или более элементов ответа | |
Верно названы 1-2 любых элемента ответа | |
Элементы не названы или все названы неверно | |
Максимальный балл |
С7. Сравните политику Екатерины II и Александра 1 в крестьянском вопросе. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).
|
|
1. В качестве общего могут быть названы:
- сохранение крепостного права в России;
- сохранение неполноправия крестьян;
-попытки законодательного закрепления сословных прав разных категорий крестьян;
- ужесточение наказания крестьян (при Екатерине II - разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов; при Александре I - разрешение помещикам ссылать крестьян на поселение).
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | ||
Приведены 2 общие характеристики | |||
Приведена 1 общая характеристика | |||
Общие характеристики приведены неверно | |||
Максимальный балл | |||
2. Различия: | |||
Политика Екатерины II в крестьянском вопросе | Политика Александра II в крестьянском вопросе | ||
- рост крепостничества вширь (утверждение крепостного права на Левобережной Украине, на юге Украины) | - отмена крепостного права в Прибалтике | ||
- перевод монастырских крестьян в разряд экономических | |||
- запрещение покупать крепостных крестьян к заводам | |||
- прекращение приписки крестьян к предприятиям | - учреждение военных поселений | ||
- легализована практика продажи крестьян d розницу (с раздроблением семейств) | - запрет на продажу крестьян в розницу (с раздроблением семейств) | ||
- пожалования государственных крестьян | - прекращение пожалования государственных крестьян - издание указа (1803) о «вольных (свободных) хлебопашцах» (крепостные крестьяне получили возможность освободиться от крепостной зависимости за выкуп без земли) | ||
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | ||
Названы 3 различия | |||
Названы 1-2 различия | |||
Все различия названы неверно | |||
Максимальный балл | |||