Культурный код советской эпохи

После 1917 г. часть деятелей культуры и науки эмигрировала из страны (И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, В. В. Кандинский, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов и др.). Некоторые (Н. А. Бердяев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин) были выслааны Советской властью или расстреляны (Н. С. Гумилев, профессора В. Н. Таганцев, М. М. Тихвинский, философ П. А. Флоренский). Некоторые из эмиг­рантов (А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, А. И. Куприн) по разным причинам вернулись на родину.

К середине 30-х гг. была ликвидирована неграмотность у взрослого населения, получило распространение образование без отрыва от про­изводства (вечернее, заочное, курсы, кружки, народные университеты и т.д.). На протяжении 30-х гг. было введено всеобщее бесплатное обяза­тельное начальное обучение, затем - неполное (семилетнее) среднее об­разование, сначала в городах, позже в сельской местности. В 70-х гг. было введено всеобщее обязательное среднее политехническое десятилетнее образование. Численность вузов и студентов выросла в десятки раз.

В СССР наряду с Всесоюзной Академией Наук сложились рес­публиканские и отраслевые академии. Сформировались советские научные школы: С. В. Лебедев - производство синтетического каучука; Н. И. Вавилов - генетика; И. В. Мичурин - биология и селекция; И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А: Д. Сахаров, С. П. Королев - amомное и ракетное оружие и др. Значительная часть научных сил была сосредоточена в военно-промышленном комnлексе.

Литература и искусство от борьбы различных направлений в 20-х гг, пришли К «сплочению» на основе «социалиcmического реалuзма», который С 30-х гг. считался единственно правильным методом художественного творчества. Официальное признание получили писатели М. Горький, В. В. Маяковский, Д. Бедный, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, Н. А. Островский, А. Т. Твардовский. Некоторым талантливым худож­никам приходилось работать «в стол» (А.А. Ахматова, М.А. Булга­ков), перебиваться случайными заработками (М. А. Зощенко), уезжать за границу (А.И. Солженицын, В.Н. Войнович, А.А. Тарковский).

Все сферы культурного, духовного производства были поставлены под контроль государства, Коммунистической партии. Под лозунгами «Культуру в мaccы», «Искусство принадлежит нapoдy» происходила демократизация культуры, приобщение широких масс трудящихся к культуре. С другой стороны, сфера культуры, духовной жизни об­щества подверглась жесткой идеологизации и всеобъемлющей поли­тизации. Коммунисты являлись материалистами, воинствующими атеистами (безбожниками) и стремились ликвидировать влияние всех религий, в которых видели конкуренцию марксизму-ленинизму. В целом народ в основной массе мог приобщиться только к той куль­туре, которую ему давало руководство страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: