Виды коммуникаций

1. Внутриличностная коммуникация – это коммуникация, возникающая внутри самого индивидуума.

2. Межличностная коммуникация – это коммуникация с другим человеком. Например, интервью.

3. Коммуникация в малой группе. Коммуникация в малой группе возникает, когда небольшое количество людей собирается с какой-то целью.

4. Общественная коммуникация. Здесь выступающий передает послание аудитории. Каналы те же, что и при межличностным общении (взгляд и звук), однако возможны более громкие голос, более экспансивные жесты, а также средства визуального воздействия на аудиторию (диаграммы, диапроекторы и т.д.). Этот тип коммуникации может возникнуть на собраниях, церемониях, пресс-конференциях.

5. Внутренне оперативная коммуникация. Состоит из структурированной коммуникации в пределах организации, непосредственно направленной (коммуникации в пределах) на достижение целей организации.

6. Внешне оперативная коммуникация. Связанна с достижением организацией своих целей или межорганизационной деятельностью. Она осуществляется между правительственными, государственными, региональными органами и общественностью.

7. Личностная коммуникация определяется как случайный обмен информацией и чувствами, происходящий между людьми всякий раз, когда они встречаются. Люди ощущают постоянную потребность в общении. Хотя личностная коммуникация не является напрямую частью целей организации, она тем не менее важна.

В организации коммуникативный поток может двигаться в горизонтальном или вертикальном направлении. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее. Поэтому выделяют нисходящий, восходящий и горизонтальный вид коммуникаций.

Нисходящее направление. Коммуникативный поток, движущийся от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, является нисходящим. Наиболее характерным примером является общение начальника со своим подчиненным.

Восходящее направление. Восходящая информация в организациях движется от более низкого к более высокому уровню. Используется для обратной связи подчиненных с руководством с целью проинформировать о результатах работы и текущих проблемах. Руководители также полагаются на данную информацию при анализе того, как улучшить сложившееся положение дел.

Горизонтальное направление. Когда общение происходит среди членов одной и той же группы, среди членов рабочей группы одного уровня, среди руководителей на том же уровне или другого персонала одного уровня. В одних случаях такое общение является формальным и обязательным, в других – происходит спонтанно.

4. Непосредственные устные контакты называются переговорами. Переговоры являются цивилизованным средством разрешения противоречий между интересами разных организационных единиц и работников, уточнения и согласования их позиций, выработки скоординированной программы действий. В современных условиях переговоры являются стержнем экономических отношений.

Учитывая сложность переговоров как вида общения их структуру можно представить в виде трех взаимосвязанных аспектов: коммуникативного, интерактивного, перцептивного. Сущность коммуникативного аспекта переговоров заключается в обмене информацией между общающимися сторонами. Сущность интерактивного аспекта состоит в организации взаимодействия между сторонами, то есть в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Сущность перцептивного аспекта переговоров проявляется как процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

В современных организациях переговоры становятся центральным механизмом, обеспечивающим сотрудничество и улаживание конфликтов. Таким образом, можно выделить два предназначения переговоров: разрешать споры и сотрудничать. К переговорам приступают, когда, во-первых, односторонние действия невозможны или невыгодны, и, во-вторых, когда нет предусмотренных в законодательном порядке процедур, а также строго регламентированных моделей поведения.

Переговоры могут иметь различные функциональные цели. Основные из них следующие.

1. Информационно-коммуникативная. Ее основное содержание состоит в обмене мнениями и информацией.

2. Регуляция. Контроль. Координация действий. Данная целевая функция осуществляется, как правило, при наличии устойчивых отношений между сторонами, когда уже имеются определенные договоренности и переговоры ведутся по поводу их уточнения и реализации.

3. Отвлечение внимания. В этом случае, как правело, переговоры играют деструктивную роль, поскольку одна или несколько сторон идут на переговоры, не собираясь ничего решать и, возможно, даже обмениваться мнениями.

4. Пропаганда. Используется для пропаганды и рекламы взглядов, идей, убеждений.

5. Торги. Указанная функциональная цель становится основой для переговоров при обсуждении интересов и намерений сторон, их согласования и выработки устраивающего решения в случае наличия изначальных расхождений.

6. Решение проблемы путем ее совместного анализа. В этом случае стороны изначально предполагают, что имеют сходные интересы и позиции. Поэтому в ходе переговоров основное внимание уделяется уточнению позиций и их согласованию.

Тип поведения сторон во время переговоров зависит от степени и характера их взаимозависимости, от баланса силы. Можно выделить три основных типа поведения, используемые сторонами (R. Fisher, W. Ury, 1992; W. Mastenbroеk, 1996).

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: