Впервые на нормативном уровне термин «ноу-хау» был употреблен в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. В науке нет единого мнения в определении понятия ноу-хау. Существуют две точки зрения по этому вопросу:
- ноу-хау - это только технические достижения.
- ноу-хау - это не только техническое достижение, но и организационное решение, которое суммирует знание и опыт в производстве или организации какого-либо процесса, информация о некоторых работах, дающих уже проверенные результаты.
Согласно ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Таким образом, закон закрепляет определенные признаки ноу-хау как объекта ИС:
1) по содержанию - это информация любого характера (сведения производственные, технические, организационные и др.)
2) информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам (т.е. неизвестность информации напрямую обуславливает ее ценность);
3) к этой информации нет свободного доступа на законном основании (следует иметь в виду, что законодательство о коммерческой тайне устанавливает перечень сведений, которые не могут охраняться в режиме коммерческой тайны);
4) обладатель информации установил относительно такой информации режим коммерческой тайны в порядке, предусмотренным законом (Федеральным законом от 29 июля 2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
Не могут становиться ноу-хау следующие сведения (ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне»):
1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащиеся в документах, дающие право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.