Основные понятия предпринимательской деятельности

1. Сущность понятия "предпринимательство"

2. Объекты и субъекты предпринимательства

3. Цели и задачи предпринимательства

1. Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики.

Оно способствует развитию конкуренции, а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

2. Объекты предпринимательской деятельности - это виды деятельности, которыми занимается предприниматель.

Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и другую деятельность, операции с ценными бумагами.

Однако для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности требуется специальное разрешение местного органа управления. Например, согласно законодательству Российской Федерации для предпринимательской деятельности может потребоваться квалификационный аттестат и т. п.

Кроме того, предусмотрен перечень видов деятельности, выполнять которые могут только государственные предприятия. Это - производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также ремонт боевого оружия, изготовление и реализация наркотических препаратов, переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов и т. п.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании специальных лицензий, порядок выдачи которых, как и перечень соответствующих видов деятельности, определяется правительством Российской Федерации или уполномоченными органами (например, банковская, биржевая, страховая, строительная деятельность и т.п.).

Субъекты предпринимательской деятельности - это лица, которые могут заниматься данной деятельностью. Предпринимательской деятельностью может заниматься любой гражданин, не ограниченный в правах; любой иностранный гражданин и лицо без гражданства в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также объединения граждан - коллективные предприниматели (партнеры).

Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается.

Существуют определенные ограничения в субъектах предпринимательства. Так, закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает должностным лицам (а не только руководителям) органов государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, товарищества, занимать должности в органах управления хозяйствующего объекта.

Предприниматели наделены определенными правами и обязанностями.

3. Основными целями предпринимательской деятельности считаются:

- приобретение выгоды от потраченных на ту либо другую активность за установленный период времени капитала, ресурсных и материальных средств;

- удовлетворение спроса конечного потребителя и его определенных потребностей.

- скопление денег (для внутреннего рынка, либо же валюты – для внешнего) для расширения производства, для завоевания новейших рынков сбыта и увеличения денежных средств и прибыли;

- побуждение мотивации сотрудников, повышение интереса, поднятие производительности труда;

- ориентирование спроса клиентов на эту продукцию.

Для достижения целей ориентируются и решаются определенные задачи предпринимательской деятельности в согласовании с политикой компании. Цель организации формирует направленность и способы предпринимательской деятельности.

Задачи предпринимательской деятельности и их решение, которые приводят к достижению установленных целей, можно и нужно поделить на два вида:

1) задачи, воплощение которых позитивно воздействует на успех новаторской деятельности бизнесмена;

2) меры по увеличению отдачи процессов изготовления либо посреднической деятельности.

Виды предпринимательской деятельности.

Предпринимательская среда. Функции предпринимательства.

1. Виды предпринимательской деятельности

2. Предпринимательская среда

3. Функции предпринимательства

1. Традиционно выделяют пять основных вида предпринимательской деятельности: производственное, инновационное, фермерство, коммерческое и финансовое. Каждый из них подразделяется на некоторые подвиды, исходя из их функционального назначения деловой направленности - производство товаров, предоставление услуг и т.д.

Производственное предпринимательство.

Здесь осуществляется производство конкретной продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные интеллектуальные ценности. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство) и др.

Этот вид предпринимательской деятельности считается наиболее сложным и затратным, поскольку для его осуществления необходимы основные и оборотные средства, наемные работники. Могут понадобиться работы или услуги сторонних организаций

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Это рисковое (венчурное) предпринимательство, связанное с затратами на научные исследования, конструкторские работы, опытное производство. Иначе подобные затраты называются инновациями.

В экономической литературе обычно выделяют три основных вида инновационного предпринимательства:

- инновация продукции, т. е. процесс обновления потенциала фирмы, увеличение получаемой прибыли, укрепление позиций на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимости и т. д.;

- инновация технологии. Она связана с обновлением производственного потенциала - ростом производительности труда, экономии сырья, ресурсов;

- социальные инновации, применение которых расширяет возможности поведение на рынке труда рабочей силы, мобилизует персонал на достижение поставленных целей.

Процесс инновационного предпринимательства включает четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Считается, что наиболее приемлема форма малого предприятия (высокая гибкость, динамизм и пр.).

Фермерство.

Согласно Федеральному закону «О фермерском (крестьянском) хозяйстве» в основу фермерского хозяйства положен принцип родства или свойства. Закон требует, чтобы членами хозяйства были только супруги, их родители, дети, братья и сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов. При необходимости разрешено принимать в хозяйство граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, но таких работников не может быть больше пяти. Фермерское хозяйство - форма индивидуального предпринимательства.

Деятельность фермера осуществляется без образования юридического лица. Предпринимателем признается с момента государственной регистрации. Имущество хозяйства принадлежит всем его членам на правах совместной собственности, если договором не установлен иной порядок. При долевой собственности на имущество доли членов хозяйства устанавливаются соглашением между ними. Владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, а также доходами, в порядке, достигнутом соглашением между членами хозяйства.

Коммерческое предпринимательство характеризуется операциями и сделками по купле-продаже товаров и услуг. В современной России оно является едва ли не самым распространенным видом предпринимательства. В этой сфере заняты многочисленные малые предприятия и подавляющее большинство частных предпринимателей. Эта деятельность очень мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, поскольку связана с конкретными запросами населения. Предприниматель занимается не производством товара, а только его реализацией. Прибыль образуется за счет разницы между выручкой и затратами на реализацию и часто составляет от 20 до 30% рентабельности и выше. При этом в производственной деятельности уровень 10-12% уже считается нормальным и достаточным.

Коммерческо-торговое предпринимательство характеризуется относительно высокой степенью риска. Важную роль играют коммерческие сделки-соглашения на поставку товаров (напрямую или через посредников), подписание контрактов. Их реализация с учетом динамики конъюнктуры рынка, курса валют, таможенных пошлин, транспортных расходов в конечном итоге определяет уровень прибыли предпринимателя.

Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних ценных бумаг на другие по ценам, обеспечивающим получение прибыли.

С переходом к рыночным отношениям рынок денег, валюты и ценных бумаг становится реальностью, его участниками выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и физические лица-предприниматели. Поскольку финансовое предпринимательство - это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы.

Финансовое предпринимательство, как никакой другой вид предпринимательства, нуждается в наличии достоверной информации, в обеспечении вычислительной и организационной техникой. За все предприниматель должен платить сам. При проведении финансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг (в кредит), а через определенное время получает большую сумму на определенный процент. При этой сделке предприниматель должен особое внимание уделить проверке финансовой состоятельности покупателя, установить гаранта, который поручается за покупателя.

2. Различают внешние условия, обусловленные характером окружающей предпринимателя среды, и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации факторов предпринимательства.

К внешней среде предпринимательства относятся следующие факторы:

1) природно-демографические (климатические условия и качество земель, сырьевая база, численность и половозрастная структура населения и др.). Эти факторы определяют отраслевую организацию и размещение предприятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы;

2) технологические (уровень развития науки и техники, наличие современных технологий и их применение и др.). Обусловливают не только характер и формы осуществления предпринимательства, но и способы предпринимательской деятельности;

3) экономические. Это степень развития рынков, объем совокупного спроса, уровень рыночной конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их распределения, уровень сбережений, налоговая политика и т.д. Определяют уровень распределения ограниченных ресурсов и уровень предпринимательской активности;

4) правовые (степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательная защита предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства). Не только обеспечивают предпосылки предпринимательской деятельности, но и определяют уровень их активности;

5) институциональные (развитие банковской системы, страхового дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных посредников (консультационные, юридические, рекламные и другие агентства), развитие средств связи и информационного обеспечения). Обусловливают интенсивность товарообмена, расширенные возможности ведения предпринимательской деятельности;

6) социально-культурные (нравственные и моральные нормы, образовательный уровень населения). Влияют на формирование потребностей и особенности спроса, на специфику организации предпринимательства и деловую этику, на отношение к предпринимательству.

К внутренней среде предпринимательства относятся особенности внутренней организации хозяйствующего субъекта, непосредственно влияющие на содержание и формы реализации функциональных признаков предпринимательства (масштабы организации, формы и характер управления организацией и др.).

3. Следует различать две группы функций предпринимательства. Одна из них отражает текущие задачи приспособления к условиям среды, другая — способности предпринимателя реагировать на все изменения.

Функции предпринимательства:

1) соединение факторов производства;

2) принятие решений;

3) обеспечение тенденций к равновесию;

4) перераспределение ресурсов;

5) введение инноваций;

6) несение риска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: