Дэвид Сарнофф в своём высказывании говорит о конкуренции, о её противоположном воздействии на продукцию фирм и поведение человека. Автор афоризма считает, что конкуренция улучшает качество продуктов, развивая при этом отрицательные черты характера людей. Эта проблема действительно актуальна в настоящее время.
Ведь что такое конкуренция в экономическом смысле? Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят и продают стандартизированную продукцию, отсутствуют рыночные барьеры на пути вхождения в отрасль, имеется полный доступ к экономической информации и фирмы являются прайс-тэйкерами, то есть не могут влиять на сложившуюся рыночную цену. Однако, это – модель идеальной рыночной экономики. В жизни же условия совершенной конкуренции выполняются лишь частично. Мы имеем дело с несовершенной конкуренцией. Для завоевания рынка сбыта конкурентам приходится привлекать потребителей на свою сторону. Соперники могут это сделать с помощью распространения рекламы – информации о потребительских свойствах товара с целью их реализации. Но действие её будет не достаточно эффективно, если обещанное качество товара не подтвердится в действительности. Так что повышение качества продукта – более удачный вариант решения данного вопроса, а мотивом к активному совершенствованию продукции служит индивидуальное стремление фирмы превзойти конкурентов. Рассмотрим конкуренцию торговых фирм, предлагающих бытовую технику, таких как «Техносила», «М-видео», «Эльдорадо». Они привлекают покупателей скидками, акциями на какие-либо товары и люди, руководствуясь своими потребностями и возможностями, выбирают продукцию того или иного торгового предприятия. Примером соперничества между людьми может служить конкуренция Снегурочки и Купавы за любовь Леля в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка», когда коварная дочь Мураша покорила сердце пастуха «горячими речами», а главная героиня литературного произведения оставила безуспешные попытки привлечь к себе его внимание.
|
|
Обратимся ко второй части афоризма. Среди конкурентов встречаются недобросовестные, которые обманывают людей, чтобы извлечь пользу для себя, увеличить число потребителей своей продукции. Соперничество также порождает зависть слабого человека к более сильному и конкурентоспособному. Она может сопровождаться ненавистью и даже жестокостью. На ложь и коварство человека подталкивает алчность, желание завладеть тем, чего нет у конкурентов. Историческим примером развития отрицательных качеств людей в результате конкуренции является борьба за власть князей на Руси, где Святополк в 1015 году подослал к своим сводным братьям, Борису и Глебу, убийц. За это в народе его прозвали Окаянным.
|
|
Я полностью согласна с мнением Дэвида Сарноффа, что экономическая конкуренция создаёт условия для улучшения качества товара, а соперничество между людьми – для развития наихудших человеческих качеств. Мне бы хотелось изменить роль конкуренции людей в их поведении. Соперничество должно развивать разум, способность мыслить шире, воспитывать честность. Но не все люди настолько сильны волей, чтобы не поддаться отрицательному влиянию конкуренции.