2.1. Лабораторная работа выполняется группой курсантов 3-4 человека.
2.2. Работу следует выполнять в такой последовательности:
2.2.1. Ознакомиться с настоящими методическими указаниями, устройством стенда, устройством и правилами пользования приборами. Проверить подключение стенда к электропитанию.
2.2.2. Определить относительную влажность воздуха в помещении:
а) смочить пипеткой ткань на резервуаре верхнего термометра психрометра;
б) включить вентилятор психрометра;
в) через 4 мин. Снять показания обоих термометров и по психрометрическому графику определить относительную влажность.
2.2.3. Найти эффективную температуру (ЭТ): на вертикальных шкалах номограммы отложить значения показаний сухого и влажного термометров психрометра, соединить эти значения воображаемой прямой линией и в точке пересечения этой линии с линией скорости номограммы, равной нулю, найти эффективную температуру.
2.2.4. Определить эффективно-эквивалентную температуру (ЭЭТ):
а) привести в рабочее состояние психрометр (пункт 2.1.2., а), б), в));
б) включить комнатный вентилятор на стенде, измерить анемометром скорость воздушного потока;
в) отложив на шкалах номограммы показания сухого и влажного термометров психрометра и соединив их воображаемой прямой в точке пересечения этой прямой с линией скорости, равной скорости воздушного потока определить эффективно-эквивалентную температуру.
2.2.5. Полученные результаты занести в таблицу 1.2.
Таблица 1.2
Условие | Показания термометров, 0 С | Относительная влажность, % | Скорость движения воздуха, | ЭТ, | ЭЭТ, | |
Сухого | Влажного | м/с | 0 С | 0 С | ||
Неподвижный воздух | ||||||
Подвижный воздух |
2.2.6. Пользуясь обозначенными на номограмме температурными зонами комфорта, сделать вывод о комфортности для данного периода года при неподвижном и подвижном воздухе.
2.2.7. Составить отчет по форме:
- целевая установка;
- краткие теоретические сведения;
- используемые приборы и оборудование;
- таблицы результатов;
- выводы.
Меры безопасности.
3.1. Оборудование стенда и приборы подключены к электросети напряжением 220 В. Это напряжение опасно. При обнаружении неисправности электрооборудования немедленно отключить питание и доложить преподавателю.
3.2. Соблюдайте осторожность при работе с психрометром. Термометры психрометра заполнены ртутью, которая чрезвычайно опасна для здоровья.
Контрольные вопросы.
1. Какое влияние оказывает микроклимат на состояние работающего?
2. Что следует понимать под эффективной (ЭТ) и эффективно-эквивалентной (ЭЭТ) температурой?
3. Какими приборами оценивается состояние параметров микроклимата, принцип действия?
4. Как измерить относительную влажность?
5. Как определить скорость движения воздуха?
Литература.
1. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. В.Б. Белова. - М., 1999.
2. ГОСТ 12.1.005-88.
3. Сан ПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». – М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996.
4. Шарапов В.И. Охрана труда на судах ФРП. – М.: Агропроимздат, 1989.
5. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2001.
6. Русак О.Н., Милаян К.Р., Занько И.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – Санкт-Петербург.: Изд. «Лань», 2002.