Особенности медицинской обстановки возникающей при пожарах и пожаровзрывоопасных объектов

Объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты, называются взрыво- и пожароопасными объектами. К ним относится также железнодорожный и трубопроводный транспорт.

Взрывы на промышленных предприятиях обычно сопровождаются обрушениями и деформациями производственных помещений, транспортных линий, выходом из строя технологического оборудования, энергосистем и утечкой ядовитых веществ; при взрывах на атомных станциях — выбросом радиоактивных веществ в атмосферу и загрязнением больших территорий.

Причины: взрыв котлов, аппаратов, продукции и полуфабрикатов на химических предприятиях, паров бензина на нефтеперерабатывающих заводах, муки на мельничных комбинатах, пыли на зерновых элеваторах и др.

Пожары на промышленных предприятиях, нефтепромыслах, в городах и других населенных пунктах особенно опасны тем, что, в отличие от СТИХИЙНЫХ пожаров, окислителем здесь, кроме кислорода, могут быть хим соединения, содержащие кислород (селитры, перхлораты, порох, термит, целлулоид и др.) и отдельные хим элементы (фосфор, бром, хлор и др.).

К взрыво- и пожароопасным веществам относится целый ряд ТОПЛИВНЫХ материалов, в основном углеводородов (ацетилен, бутан, метан, пропан, этан, этилен). Взрывная ударная волна при производственных авариях и на транспорте может вызвать большие людские потери и разрушения сооружений. Размеры зон поражения возрастают с увеличением мощности Взрыва. Степень и характер разрушения зданий и сооружений определяются избыточным давлением во фронте ударной волны.

Основными причинами, определяющими число потерь, являются: масштабы пожара и мощность взрыва, характер и плотность застройки населенных Пунктов, огнестойкость зданий и сооружений, метеоусловия (скорость ветра, осадки и т.д.), время суток, плотность населения в зоне действия поражающих факторов и др. Особенно массовыми потери могут быть в местах скопления людей в закрытых помещениях (вагоны электропоездов и метро, театры, концертные залы, гостиницы, общежития и др.). При взрывах и пожарах в замкнутом пространстве (шахты, гостиницы и т.п.) почти у всех находящихся там людей возможны ожоги, У половины из них ожоги составят 20—60% поверхности тела, при этом у 25% пораженных термические ожоги кожи могут сочетаться с ожогами верхних дыхательных путей и у 12% — с механическими повреждениями. Так, при пожаре в 1961 г. в помещении бразильского цирка пострадало около 1900 чел., из которых более 800 — погибло.

В результате самостоятельного или комбинированного воздействия поражающих факторов среди пораженных в ЧС на пожароопасных объектах возможны следующие изолированные, комбинированные или сочетанные поражения: ранения различной локализации и характера, ожоги кожи, ожоги глаз, термические поражения и баротравма органов дыхания, баротравма органов желудочно-кишечного тракта, отравления продуктами горения и др.

По данным У.К.Бейкера (1995), радиусы поражения людей от эпицентра взрыва при аварии 5-тонной автоцистерны с горючим выглядят следующим образом:

а) тепловое поражение из-за образования огненного шара возникает:

• на расстоянии 35—45 м — не совместимое с жизнью;

• на расстоянии 85—95 м — ожоги III степени, 135—145 м — ожоги II степени, 140—150 м — ожоги 1 степени и 230—240 м — ожоги сетчатки;

б) механическое повреждение при взрыве облака горючего с образованием ударной волны:

• на расстоянии 45—55 м — не совместимое с жизнью;

• на расстоянии 85—95 м — черепно-мозговая травма, баротравма органов дыхания и желудочно-кишечного тракта;

• на расстоянии 130—140 м — разрыв барабанной перепонки. Пожары в населенных пунктах делят на отдельные (горит одно или нескодь зданий), массовые (горит до 20% зданий) и сплошные (горит до 90% зданий). Они возникают при нарушении правил техники безопасности, неисправности электропроводки, во время землетрясений, ураганов и тд.

Пожары наносят большой материальный ущерб, вызывают ожоги и травмы (вторично), отравления угарным газом, оказывают на население отрицательное морально-психологическое воздействие.

16. Краткая история развития Всероссийской службы мед. катастроф (МК). МК как новое научно-практическое направление медицины и здравоохранения выделилась в 70-х годах ХХ столетия.

В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО).

В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество МК (МОМК)(~ЗО государств) - для координации и объединения усилий по научной разработке проблем МК международного масштаба, научных исследований по направлениям неотложной мед. помощи пострадавшим и их лечению в условиях массовых поражений, разработки учебных программ по МК.

Международными орг-ми, работающими в области МК и ЧС, являются:

1)Международное общество МК; 2)Всемирная ассоциация МК и ЧС; 3)Панамериканская организация здравоохранения; 4)Международная организация «Врачи без границ»; 4)Центр менеджмента катастроф и оказания гуманитарной помощи «Экселенс»; 5)Европейский центр МК; 6)Отдел МК при госпитале в Амстердаме; 7)Центр международных систем экстренной медицинской помощи; 8)Международная ассоциация индивидуальной и коллективной защиты; 9)Чешское общество МК и ЧС; 10)ВОЗ.

В России в 1932 г. создана местная противовоздушная оборона (МПВО), для защиты населения на случай войны, в составе которой одной из ведущих являлась медико-санитарная служба. В 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба — в медицинскую службу ГО (МСГО),ориентированная в основном на работу в условиях военного времени.

Начало создания службы МК (экстренной медицинской помощи) в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР № 339 «О создании в стране службы экстренной мед помощи в ЧС»(1990 год).

В РФ (в составе СССР) служба экстренной медицинской помощи населению создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.90 № 192 «О создании службы экстренной медицинской помощи в ЧС» и приказом Минздрава РСФСР от 11.07.90 № 115 «О создании службы экстренной медицинской помощи при ЧС».

В 1991 г. Минздравом СССР утверждено «Положение о службе экстренной мед. помощи населению страны в ЧС». В нем были определены: организационная структура службы на союзном, республиканском, областном (краевом), городском (местном) уровнях; организационные основы медико-санитарного обеспечения в ЧС; общие положения планирования и управления службой; снабжение формирований и учреждений службы различными видами имущества и ее финансирование, намечены основные направления научно- исследовательской и организационно-методической работы.

Опыт работы службы экстренной мед помощи в СССР в целом и в РФ в частности подтвердил правильность исходных концептуальных позиций, целесообразность основных принципов организации службы и основ ее деятельности. Вместе с тем были выявлены и существенные недостатки. Главными из них были: разобщенность сил и средств, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, по ведомствам;недо-статочная четкость вертикальной структуры службы (федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней);нерешен-ность вопросов управления службой.

Все это заставило искать пути дальнейшего совершенствования службы, предназначенной для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В ППРФ от 03.05.94 № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. В решении данной проблемы большое внимание уделено подготовке населения, дальнейшему совершенствованию службы МК, созданию условий для успешной ее деятельности. Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МПС, МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утвёрждено ППРФ от 28.02.96 № 195.

Правительство РФ подтвердило приоритетное значение службы МК в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС. Таким образом, в настоящее время в медициной науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС.

Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных Сил РФ в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий выполняет медицинская служба Минобороны России.

Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МСГО.

Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катастроф — теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: