А.2.4.1. Определение требований на уровне модели выходов

Моделирование материального выхода (с использованием моделей продуктов) в терминах бизнеса широко применяется для научных и практических целей. В качестве модели-прототипа для описания геометрических, физических, химических, функциональных и административных свойств реальных материальных и функционирующих продуктов во всей их полноте служит модель STEP (Grabowski etal. Integriertes Produktmodell. 1993). Моделирование данных является прекрасным методом для описания продуктов, представляя продуктовые модели как модели данных.

В отличие от описаний материальных товаров модели услуг, как правило, пока еще находятся в стадии разработки.

Сейчас даже государственный сектор, стремясь упрочить свои позиции в сфере услуг, начинает прибегать к описанию своей продукции. В силу широкого спектра услуг, предоставляемых государственным сектором, предлагаемые им определения продукта можно использовать как обобщенные описания выходов или продуктов.

Вот некоторые примеры таких определений (с небольшими изменениями):

• Продукт есть выход (или группа различных выходов), востребованный секторами, лежащими вне корпоративного подразделения, где он был создан (внутри организации или за ее пределами; см. KGSt. Das Neue Steuerungsmodell. 1994, с. 11).

• Продукт есть то, что продуктовые центры поставляют субъектам за пределами своей организации для удовлетворения спроса этих субъектов независимо от того, предъявляется такой спрос на добровольной основе или же в силу юридических либо иных требований, и независимо от того, платят эти субъекты за данный продукт или они избавлены от такой необходимости (KGSt. Wege гит Dienstleistungsunternehmen. 1992).

Эти определения относятся исключительно к внутрифирменным продуктам, которыми обмениваются организационные единицы.

Документирование продукта включает расчет затрат, которые появляются при описании, например, при управлении складом или расчете стоимости. Можно ли отнести понятие «продукт» к определенному состоянию выхода, зависит от того, для чего этот выход предназначен. Скажем, в сфере материального выхода продукт получает наименование не после каждой операции, а лишь по достижении определенного состояния (например, на уровне управления складом), когда продукт требуется описать (см. рис. 77, а также работу: Scheer. Business Process Engineering. 1994, с. 154). Так же обстоит дело, когда каждый процесс операции связан с передачей в другое подразделение. Промежуточные этапы характеризуются информацией, относящейся к завершенной операции. В административных процессах новые имена продуктам также не присваиваются.

Рис. 77. Описания продуктов

В моделировании процессов, если существует отношение клиент-поставщик со следующей обрабатывающей функцией или выполняющей ее организационной единицей, каждая модификация состояния после выполнения функции сама по себе является своего рода продуктом. На рис. 78 показано, как общие понятия «выход/вход» и «продукт» можно дифференцировать, выделив «материальный выход (вход)» и «услуги». Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и прочие услуги. При современной общей тенденции развития общества, ориентированного на услуги и информацию, центр тяжести все больше переносится на нефизические свойства. Таким образом, материальные продукты оказываются все в большей степени связанными с услугами.

Рис. 78. Типы выходов и продуктов

Описание на уровне выходов моделируется при помощи соответствующих структур продуктов. Для моделирования выходов используются иерархические структуры продуктов (или сети продуктов) и логические связи, соответствующие отношениям «часть целого».

В отличие от продуктовых моделей данных, куда включается гораздо более сложная и подробная информация (производственные нормативы, геометрические характеристики и т.д.), структуры продуктов имеют ограниченный семантический диапазон. На рис. 79 показаны различные уровни моделирования примерами типичных моделируемых объектов.

Рис. 79. Моделирование объектов на уровне выходов

Эти примеры иллюстрируют различные подклассы на 2-м уровне моделирования, иерархические структуры продуктов, а также связь между материальным выходом/входом и услугами. Связь «часть целого» представлена на 2-м уровне пунктирными линиями.

На рис. 80 мы вводим на метауровне общие классы ВЫХОД/ВХОД (или ПРОДУКТ) наряду с их подклассами МАТЕРИАЛЬНЫЙ ВЫХОД/ВХОД и УСЛУГИ. Объекты 2-го уровня моделирования являются экземплярами этих классов. Состав выхода выражается связью СТРУКТУРА ВЫХОДА, содержащей в качестве экземпляров связи «часть целого» 2-го уровня. Для иллюстрации на рис. 81а и б приводится несколько примеров продуктовых моделей на 2-м уровне моделирования.

Рис. 80. Метамодель на уровне выходов

Рис. 81 а. Продуктовая модель услуг авиакомпании

Рис. 81б. Продуктовая модель материального выхода «Седан»

В то время как в рамках других типов представлений ARIS моделирование бизнес-процессов на уровне экземпляров является исключением, с представлением выходов для промышленных предприятий, где существуют подробные каталоги продуктов, дело обстоит иначе. Экземпляры готовых, промежуточных и исходных продуктов подробно описываются в мастер-файлах изделий и в структурных файлах.

На рис. 82 приведен сокращенный вариант описания седана на уровне экземпляров. Администрирование описаний выходов осуществляется системами планирования и управления производством. В сфере услуг сегодня также наблюдается тенденция к описанию в продуктовых моделях не только классов выходов на 2-м уровне (в виде мастер-данных), но и экземпляров. Например, в одном исследовании, проводившемся на базе государственного сектора услуг в Берлине, было описано более 10 тыс. административных услуг (продуктов).

Рис. 82. Модель продукта «Седан 1234» (уровень экземпляров)

Проводится оценка выхода и затрат, необходимых для его создания. Если создание выхода сопряжено с чрезмерными затратами, в потоках выходов описываются также потоки стоимости. В метамодели на рис. 80 класс ТИП СТОИМОСТИ описывает категории затрат (например, стоимость материалов, людских ресурсов, коммунальных услуг), связанных с данным выходом. Отношение КОЭФФИЦИЕНТЫ СТОИМОСТИ содержит конкретные средние значения определенного типа стоимости для определенного типа выхода или пропорциональные ставки стоимости, вычисленные на базе общей стоимости выхода.

Объекты информационных услуг (сертификаты, руководства по эксплуатации и т.д.) представляются объектами данных и, таким образом, становятся частью модели данных ARIS. В модели выходов они идентифицируются как вход или выход функции. В модели данных требования, изложенные в этих описаниях, должны удовлетворяться описаниями соответствующих объектов данных.

Как и другие типы представлений, модель выходов ARIS частично перекрещивается с моделями данных. Материальный выход описывается в базе данных при помощи продуктовых структур и классификаций производственных процессов обработки и управления. С другой стороны, прикладные системы не содержат столь же подробной информации об услугах.

Для описания выходов, в отличие от систем ПиУП, требуется только информация, необходимая для организационной оптимизации процессов или поддержки workflow. Однако в системах ПиУП можно использовать гораздо более детальные атрибуты и типы данных.

В то время как модель выходов представляет продукты с логической точки зрения, модель данных дает физическое описание. Тем не менее следует отметить, что между моделью выходов ARIS и описаниями материальных выходов в системах ПиУП и САПР существуют тесные связи. Например, в организациях, где отсутствует избыточность, экземпляры выходов системы ПиУП можно использовать для моделирования экземпляров на базе ARIS. И наоборот, ARTS Toolset можно применять для ввода и представления данных в системы, обслуживающие прейскуранты материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: