Методические рекомендации студентам по организации самостоятельного изучения дисциплины, выполнения самостоятельной работы

В условиях вхождения российского вузовского сообщества в миро­вое образовательное пространство усиливается необходимость включения в процесс гуманитарного образования современных инновацион­ных педагогических технологий, новых форм, способов, приемов, методов обучения.

Педагогические технологии"- это, прежде всего, знание и искусство преподавания. Это предполагает применение новаторских методов, спо­собов, приемов обучения, которые активно используются в обучении социологии,Главная их черта: они направлены не только на активизацию тра­диционного, "воспроизводящего обучения"современными средствами и методами, технологиями, но и формирование "инновационного интерактивного обучения"..

Активная форма – это система организации, внутренняя структура, определенный порядок проведения занятий.

Активный метод – это система способов и приемов взаимодействия преподавателя и студента, их взаимоотношений в период подготовки и проведения занятий.

Активизация учебной деятельности – это такие приемы и способы, применяемые в процессе обучения студентов, которые побуждают их к мыслительной активности, проявлению творчества в учебе, к самостоятельности в оценке фактов, событий явлений, к живому обмену мнениями. Как дидактический принцип такой процесс обучения способствует прочному и глубокому усвоению знаний, приобретению необходимых умений и навыков.

Активность проявляет не только преподаватель, но и студент. Он разрабатывает доклады и рефераты, конспектирует лекции, учебники и первоисточники, выполняет организационные и учебные задания, выполняет различные роли в игровых учебных технологиях.

Интерактивное обучение требует применения в педагогической практике таких подходов, как партисипаторный, и эффективного использования инно­вационных качественных методов социального анализа.

Партисипаторность в обучении социологии - это способ развивать у студентов способность к куль­тивированию активного отклика в оценке и анализе социально значимых проблем с целью осмысления возможных социальных альтернатив, принятия социально ориенти­рованных решений и действий для улучшения существующей ситуациипосредством социологической интеллектуальной деятельности. Наиболее существенное свойство партисипаторности - активное участие студентов в овладении основами и навыками планирования социологического исследовательского процесса. Кроме того, решается еще одна важная задача - не только усиление интеллектуального потенциала, но и потенциала лидерства.

Например, на практических занятиях по социологии, в режиме интерактивного тренинг-семинара, студенты по очереди могут выступать спикерами, организующими об­суждение актуальных проблем, имеющих определенные социальные предпосылки и предполагаемые социальные последствия. Партисипаторная форма организации заня­тий (с элементами "кейс-стади", "мозгового штурма") предполагает постоянную смену статусов: лидера, оппонента, неформального вице-спикера, исполняющего ролевую функцию арбитра, оценивающего выступления однокурсников.

С позиции партисипаторного подхода могут применяться разнообразные методы сбора и анализа данных. Так, студентам можно предлагать для самостоятельной подготов­ки к интерактивному семинару изучить научные статьи ведущих социологов и дать их анализ. Целесообразно с первых занятий приучать студентов обращаться к Интернет-ресурсам российских и зарубежных социологических научно-исследовательских центров. Важно, чтобы все участники семинара четко понимали характер и смысл получаемой информации, знали, как ее применить, могли планировать действия по решению той или иной проблемы.

Партисипаторный подход порождает ряд приемов для развития демократических процессов и децентрализации контроляв пре­подавании социологии. Сегодня распространяется модель проблемно-ориентирован­ного обучения.В этой модели преподаватель играет роль инст­руктора, разъясняющего задание, а студенты самостоятельно распределяют функции внутри своей группы, управляют процессом поиска, обобщения и представления ин­формации.

Задачи, которые ставят перед со­бой преподаватели в процессе обучения, состоят в том, чтобы ориентироватьстудента (дать ясную логическую структуру предмета); мотивироват ь его (показать значение предмета, вызвать и поддержать интерес к нему); представить материал(ввести но­вые знания в ранее усвоенный контекст); объяснить(привести примеры и дать необ­ходимые пояснения); развить(дать дополнительный материал для более детального ознакомления с вопросом); закрепить(дать возможность потренироваться и проверить понимание материала); подтвердить адекватность достигнутого знания требуемому уровню. Одни из этих задач в традиционной системе обучения осуществляются обычно с помощью лекций, другие- в ходе индивидуальной работы со студентами, организа­ции их самостоятельной работы с учебной литературой, обучения ведению дебатов на семинарах и т.п. Хотя традиционные формы пока обеспечивают решение стоящих перед образованием задач, сегодня ощущается необходимость в поиске более эффек­тивных инновационных подходов к обучению студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: