Умение делиться

Одновременно с представлением о своем «Я» у ребенка формиру­ется и представление о том, что принадлежит лично ему: он начи­нает собственнически относиться к своим игрушкам, родителям и окружающей его обстановке. Должно пройти время, прежде чем ребенок научится делиться с другими детьми и соблюдать очеред­ность в игре.

Узнавание себя

Впервые увидев себя в зеркале, ребенок думает, что его отраже­ние — это другой человек, и пытается дотронуться до него или вступить с ним в контакт. Однако со временем он начинает узнавать себя в зеркале и на фотографиях.

Вскоре после этого у него появляется представление о своем телесном образе — мальчик он или девочка, высокий или малень­кий, и т.п. Очень рано он начинает замечать различия между собой и другими, поэтому важно укреплять его самооценку с самого ран­него возраста.

Самооценка

Высокая самооценканеобходима ребенку для развития уверенно­сти в себе. Низкая самооценка впоследствии может сильно за­труднить человеку самостоятельную жизнь: ему гораздо сложнее покинуть знакомый семейный круг и освоиться в новой обстановке. Опыт показывает, что люди, имевшие в детстве высокую самооцен­ку, став взрослыми, живут более полной и счастливой жизнью.

За развитие самооценки у ребенка отвечают прежде всего его родители. Чаще хвалите ребенка, обращайте больше внимания на его успехи, чем на неудачи, не оставляйте без одобрения и похвалы ни одно достижение (будь то попытка заговорить или рисунок на дверце холодильника). Кроме того, не следует чрезмерно опе­кать ребенка и руководить его жизнью: вы должны дать ему свобо­ду и возможность рискнуть, испытать новый опыт и новые ощуще­ния; все это укрепляет в нем сознание своих возможностей.

Очень важно, чтобы ребенок с детства учился выбирать. Если родители никогда не дают ребенку сделать самостоятельный вы­бор, он может вырасти пассивным или, напротив, упрямым и не­сговорчивым. Умение делать выбор важно и само по себе, но, кро­метого, это одна из вещей, ради которых стоит жить. Способность выбирать дает нам чувство самостоятельности и независимости, помогает ощутить себя хозяевами своей жизни.

Поэтому с самого раннего возраста ребенку необходимо предо­ставлять выбор. Поначалу самый простой, например между апельсином илибананом на завтрак или между различными игрушками. Позднее можно предлагать более сложный выбор, например спра­шивать, хочет ли он сегодня пойти в парк или в бассейн.

Кроме того, ребенку необходимо научиться справляться с не­удачами и выработать правильное отношение к своим ошибкам: принимать их как неизбежность, рассматривать в перспективе, извлекать урок и пробовать снова. Отношению к ошибкам дети учатся на примере родителей. Например, если у ребенка не полу­чается самостоятельно одеться, он может в раздражении швырнуть одежду на пол или попробовать снова, возможно, обратившись за помощью к родителям. То или иное решение он принимает, ис­ходя из того, как реагируют на его неудачи родители.

Чувство безопасности

Родители устанавливают для ребенка правила поведения. Ребенок проверяет эти правила на прочность и, в идеале, обнаруживает, что они постоянны и незыблемы. Теперь он знает, чего от него ждут. Кроме того, он чувствует, что родители имеют властьнетолько в семье, но и во внешнем мире. Это порождает у него чув­ство спокойствия и безопасности, очень способствующее эмоцио­нальному развитию. Однако это не означает, разумеется, что ребенка необходимо лишить права на выбор, конечно, в пределах установленных правил.

Если правила постоянно меняются, ребенок не понимает, чего от него ждут, и испытывает неуверенность и тревогу. Кроме того, осознав, что может манипулировать своими родителями, ребенок понимает, что родители не могут контролировать ситуацию даже в кругу семьи, не говоря уж о внешнем мире.

Страхи

На определенном этапе развития у детей появляются страхи. В какой-то момент почтивсе дети боятся упасть или опасаются не­знакомцев. Позднее развиваются и другие страхи: рациональные (например, страх ребенка перед собаками, если его однажды укуси­ли), заимствованные (например, страх перед пауками, если их боят­ся родители) и иррациональные (например, страх перед чудовищем, которое живет под шкафом, или страх провалиться в унитаз). Последние страхи обычно возникают из-за того, что развитие во­ображения у ребенка опережает развитие понимания языка, как правило, ониявляются плодом недоразумения. Например, маленький ребенок испытывает страх каждый вечер, ложась спать. При расспросах выясняется, что он боится «волчка», хотя и не может объяснить, кто это такой. Оказывается, мать каждый вечер поет ему колыбельную: «Придет серенький волчок и ухватит за бочок». Эта безобидная детская песенка и вызывает у ребенка такой ужас!

Понимание и выражение чувств

Ребенок учится понимать чувства других людей — гнев, радость, боль, удивление. Позже он учится адекватно отвечать на чужие эмоции — например выражает сочувствие, когда другому больно, или радостно поздравляет именинника на дне рождения. Ребенок начинает выражать привязанность к членам семьи (например, к братьям и сестрам). Усваивает он и то, какие чувства в обществе выражать не принято. Например, многие в нашей культуре полага­ют, что мальчик не должен плакать, а девочка — открыто прояв­лять гнев. О том, хорошо это или нет, существуют различные мнения.

Каким будет ребенок, когда станет постарше — спокойным и уверенным всебе, или пассивным «рохлей», которым легко ко­мандовать, или «задирой», обижающим других детей,— зависит не только от врожденных свойств характера и темперамента, но и, прежде всего, от влияния родителей.

Чувство независимости

Постепенно у ребенка развивается чувство независимости от роди­телей. Теперь он хочет все делать сам, а когда понимает, что какая-то деятельность для него небезопасна или ему физически недо­ступна, испытывает приступы гнева. Однако со временем он стано­вится все более самостоятельным и все больше может делать сам.

Развитие чувства независимости


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: