Сущность и значение аргументации в научном исследовании

Аргументация - это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны аудитории. Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений.

Довод предназначается для поддержки тезиса аргументации - утверждения, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений.

Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или отвергнуть это мнение.Таким образом, для аргументации характерны следующие черты аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мотивы, которые стоят за ними аргументация является целенаправленной деятельностью она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений аргументация - это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и, активную реакцию другой стороны на приводимые доводы аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

Виды аргументации включают: аргументацию от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, ассоциативное, описательное, аналитическое аргументирование. Аргументация может быть прямой и косвенной; собственно аргументацией, контекстно-обусловленной аргументацией и композиционно-обусловленной; им­плицитной и эксплицитной. Для академического дискурса, напри­мер, характерна демонстративная аргументация с эксплицитными логическими связями, четким развертыванием доказательств. Спон­танную аргументацию «подпитывают» импликации. Расчет в ней дела­ется на кратковременную память и непосредственное восприятие, на эмоциональность. В ней доминируют ассоциации. При аргументации в академическом дискурсе, например, происходит апелляция к глубинным уровням знаний, то есть имеет место когнитивная аргумента­ция. В научном исследовании аргументация играет одну из главных ролей при установлении истинности научного знания, т.е. если знание не подтверждено весомыми аргументами, то оно не может считаться истинным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: