Тема 7. Социальная деятельность и социальные движения.
Понятие, структура и функции социальной деятельности.
Типы социальной деятельности.
Социальные движения и институты.
Понятие, структура и функции социальной деятельности.
Деятельность как специфически человеческий способ бытия, охватывает материально-практические, мыслительные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседневного поведения.
Социальная деятельность представляет собой динамичную систему взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.
Социальная деятельность осуществляет следующие функции:
1) воспроизводство человека как общественного существа;
2) преобразование природного и социального мира;
3) производство материальных и духовных ценностей.
Деятельность личности включает четыре вида отношений:
- отношение человека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.;
- его отношение к другому человеку - к людям, их группам, обществу в целом;
- его отношение к природе;
- его отношение к самому себе.
Структура социальной деятельности включает четыре основных компонента: I) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.
Деятельность характеризуется тремя специфическими признаками:
1) осознанность деятельности (целеполагание);
2) общественно обусловленный характер деятельности;
3) продуктивность деятельности (целедостижение).
Типы социальной деятельности.
В зависимости от взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей природной и социальной средой выделяются несколько основных типов деятельности:
1) материально-преобразовательная (продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);
2) познавательная (ее результаты в научных концепциях, теориях, открытиях и т.п.);
3) ценностно-ориентационная (ее результаты в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);
4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в диалоге культур, политических движений;
5) информационная, воплощающаяся в производстве, накоплении, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;
6) художественная, связанная с созданием и функционированием художественных ценностей - художественных образов стилей, форм и т.д.;
7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;
8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совершенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;
9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укреплением власти, защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;
10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления на социальный объект с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;
11) природоохранная, связанная с охраной природы.
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая реализуется в получении уже известного результата известными способом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде всего в производственно-трудовой.
Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества составляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.
М. Вебер наиболее важным считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.
В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента: 1) субъект действия - актор; 2) ситуационное окружение; 3) совокупность сигналов и символов; 4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.
Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже ХХ-ХХ! столетий, когда человеческая деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зависимости от качества таких результатов - несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют конструктивным или деструктивным, благодеянием или злодеянием.
С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все более важное значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная деятельность, органически соединенная с деятельностью природоохранной и гуманитарной.