double arrow

Типы социальной деятельности



1

Тема 7. Социальная деятельность и социальные движения.

Понятие, структура и функции социальной деятельности.

Типы социальной деятельности.

Социальные движения и институты.

Понятие, структура и функции социальной деятельности.

Деятельность как специфически человеческий способ бытия, охватывает материально-практические, мысли­тельные, духовные операции, поэтому работа мысли является дея­тельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседнев­ного поведения.

Социаль­ная деятельность представляет собой динамичную систему взаимо­действия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизвод­ство человека как существа общественного, осуществляется целесо­образное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.

Социальная деятельность осуществляет следующие функции:

1) воспроизводство человека как общественного существа;

2) преобразование природного и социального мира;




3) производство материальных и духовных ценностей.

Деятельность личности включает четыре вида отношений:

- отношение человека к предмету - ко всей сово­купности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.;

- его отношение к другому человеку - к людям, их группам, общест­ву в целом;

- его отношение к природе;

- его отношение к самому себе.

Структура социальной деятельности включает четы­ре основных компонента: I) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.

Деятельность характеризуется тремя специфическими при­знаками:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

Типы социальной деятельности.

В зависимости от взаимодействия человека с другими людь­ми, с окружающей природной и социальной средой выделяются не­сколько основных типов деятельности:

1) материально-преобразовательная (продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);

2) познавательная (ее результаты в научных кон­цепциях, теориях, открытиях и т.п.);

3) ценностно-ориентационная (ее результаты в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);



4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с дру­гими людьми, в диалоге культур, политических движений;

5) информационная, воплощающаяся в производстве, накопле­нии, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;

6) художественная, связанная с созданием и функционировани­ем художественных ценностей - художественных образов стилей, форм и т.д.;

7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совер­шенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;

9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укрепле­нием власти, защитой политических интересов определенных клас­сов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздейст­вии субъекта управления на социальный объект с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;

11) природоохранная, связанная с охраной природы.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социаль­ном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая реализуется в получении уже известного результата известными способом и средствами. Втораянаправлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применяв­шихся средств.

К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создаю­щей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде все­го в производственно-трудовой.

Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества состав­ляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разде­ление труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разде­ления им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.

М. Вебер наиболее важным считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.

В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента: 1) субъект действия - актор; 2) ситуационное окружение; 3) совокупность сигналов и символов; 4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируют дей­ствия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.

Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже ХХ-ХХ! столетий, когда человече­ская деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зави­симости от качества таких результатов - несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют конструктивным или деструктивным, благодеянием или злодеянием.

С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все бо­лее важное значение в развитии цивилизации приобретают такие бы­стро прогрессирующие виды социального действия, как научная, ин­формационная, инженерно-конструкторская, образовательная дея­тельность, органически соединенная с деятельностью природоохран­ной и гуманитарной.

1


Сейчас читают про: