Географическая близость

Вторым фактором, оказывающим значительно влияние на привлекательность групп, является гео­графическая близость. При этом она не связана со сходством. Люди не случайно селятся в определен­ном районе. Они выбирают тот дом, который им по средствам (финансовое сходство), и часто обраща­ют особое внимание на совершенно конкретные ха­рактеристики района. Если у них есть маленькие дети, они ищут район, где поблизости много детей. Если это пожилые люди, они могут выбрать район, где детей нет. Но даже когда близость носит случай­ный характер, — например, когда речь идет о месте в аудитории, о столах в офисе или о квартирах в общежитии, более вероятно, что у человека завя­жутся близкие отношения именно с соседями, а не со студентом, сидящим на том конце класса, с работ­никами с другого этажа или с теми, кто снимает квартиру в другом корпусе.

Возможно, главной причиной силы близости яв­ляется то, что с человеком, живущим по соседству или сидящим рядом с нами в классе, нам приходит­ся иметь дело постоянно (Harrison, 1977). Эти люди наиболее доступны для общения. Будет очень стран­но, если вы не станете, по крайней мере, разговари­вать о погоде или обсуждать планы на выходные с человеком, рядом с которым вы сидели трижды в неделю в течение десяти недель кряду. Если вы за­мечаете в нем некоторые общие с вами черты, — чем их больше, тем лучше. Кстати, было замечено, что явное их проявление повышает привлекательность человека (Morel & Zajonc, 1982).

Большое количество контактов дает нам ощуще­ние близости с человеком, а это, в свою очередь, может привести к ощущению комфорта. Если вы идете по кампусу в одиннадцать вечера, вокруг ни­кого, и внезапно слышите шаги за спиной, вы, по крайней мере, слегка встревожитесь. Вы с большей вероятностью расслабитесь и почувствуете себя спокойней, если, обернувшись, увидите однокласс­ника или соседа, нежели если обнаружите, что к вам направляется незнакомец.

Для того чтобы объяснить, почему близость по­вышает привлекательность, мы можем также при­влечь теорию научения. Допустим, вы идете в клуб на концерт любимой группы и встречаете там кол­легу по работе. Приятное времяпрепровождение с этим человеком в приятной ситуации эквивалент­но классическому обусловливанию (Lott & Lott, 1974). Если вам часто приходится хорошо прово­дить время в обществе этого человека, вы начнете ассоциировать его с приятным времяпрепровожде­нием и будете искать новых встреч с ним (Вугпе & Murnen, 1988). Помимо четкой ассоциации с при­ятным времяпрепровождением, совершая действие, дающее положительный результат, вы будете склон­ны повторить его. Чем-то это похоже на дрессиров-


СТОП

Какое качество вы ищете в вашем потенциаль­ном партнере в первую очередь? Если вы отве­тите «физическую привлекательность», вы бу­дете честнее большинства отвечающих. Вообще-то, на внешний вид более склонны обращать внимание мужчи­ны; женщины обычно отрицают этот факт, но их поведе­ние противоречит таким словам. Почему физическая привлекательность так важна? Как это объясняют социо-биологи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: