Тема 2. Концепции отношений, основанные на близости

Сосуществование в постсоветских странах обоих типов стиму­лов к формированию локальных экономических сообществ, как «традиционных», так и близких по своим характеристикам к «со­временным», становится источником множества неточностей и ошибок в трактовке их природы. Концепции, уместные для описания традиционных отношений, зачастую смешиваются с теми, которые возникли в результате исследования самых современных тенденций в западных экономиках. В практическом анализе сле­дует в каждом конкретном случае решать, какая из концепций и наибольшей мере соответствует специфике изучаемого случая. Рассмотрим наиболее известные из концепций экономических отношений, основанных на близости, причем начнем с тех, которые исходят из традиционной природы таких отношений. В каждом случае будет выделен ключевой фактор, который, по мнению сторонников данной концепции, приводит к усилению локальной составляющей трансакций. Если все концепции сходят­ся в главном, делая акцент на локализации экономической деятельности, то они отличаются в диагностике и предсказании вариантов развития локальных экономических систем.

Община.

Община выступала как хранительница древних догосударственных ценностей, древних форм социальных связей. Все дела решались сельским сходом, в котором принимали учас­тие главы крестьянских семейств (дворов). Для общинного уклада характерна враждебность ко всему тому, что находится за пределами локального самодостаточного мира и его «околицей». Географическое и социальное пространство здесь оказываются одинаково ограниченными. Полная экономи­ческая и социальная автаркия общины, равно как и децентрализованный («вечевой») порядок принятия всех важных решений, ограничивают применимость данной модели для описания российских экономических реалий. Так, по мнению Якова Паппэ, ос­новным критерием неформальных объединений российских фирм следует считать существование «некоторого центра принятия ключевых решений, обязательных для всех агентов данного целого». А сохранение старых связей в бизнесе отнюдь не означает отказа от поиска новых: даже в тот период, когда «круги» директоров играли основную роль в определении системы хозяйственных связей (середина 1990-х годов), больше половины
предприятий одновременно осуществляли самостоятельный поиск новых поставщиков и потребителей своей продукции.

Отношения, основанные на взаимности.

Менее закрытыми по отношению к внешнему миру (по крайней мере с точки зрения их возможной эволюции) выглядят локальные отношения, построен­ные на взаимности. Экономические субъекты могут принимать на себя широкие обязательства по взаимной поддержке на основе личного знакомства и возникающего чувства симпатии. Возникновению симпатии способствует личное знакомство участников взаимодействия. Гораздо легче поставить себя на место лично известного человека, чем совершенно незнакомого. «Взаимность во многом обязана своим существованием «социаль­ной близости», под которой понимаются не только семейно-родственные узы, но и соседские отношения, личное знакомство, предрасположенность к конкретному человеку». Локальные рынки характеризуются устойчивыми отноше­ниями, основанными на взаимности. Их участники связаны между собой целым комплексом обязательств по взаимопомощи и под­держке. Проявление подобного рода взаим­ности некоторые исследователи видят и в солидарности директор­ского корпуса, сформировавшегося в советский период. Высокая степень концентрации производства и невозможность самостоятельно выбирать контрагентов создали предпосылки для персонификации отношений в директорском корпусе. «Наипростейшим вариант: потребитель и поставщик время от времени меняются ролями – сегодня я выручу тебя со сталью, завтра ты поможешь мне болтами». Тем не менее солидарность является лишь одним из возможных исходов персонификации взаимоотношений. Локализованные через персонификацию действия могут привести и к взаимной зависимости, рождающей чувство ненависти, а не симпатии. Упомянем в связи с этим феномен вынужденного сожительства, объяснить который с помощью рассматриваемого подхода вряд ли возможно.

Клика.

Обращаясь к концепции клик, исследователь как раз и помещает в центр своего анализа негативные стороны солидарности с социально близкими людьми. Согласно определению, под кликами понимают «сообщества, интегрирующие «своих» людей на основе взаимного доверия и готовности ради «общего дела» пренебречь моральными и правовыми нормами в отношении дру­гих граждан». Ценой солидарности, гарантируемой участникам клики, становится их взаимная зависимость и подчинение личных интересов интересам локального сообщества в целом. В частности, экономический субъект способен проявлять инициативу лишь в той мере, в какой это не противоречит интересам клики. В итоге картина локального мира становится чрезвычайно пессимистической: «рынок клик» представляется не только архаичным, но и жестким даже по отношению к своим участникам (не говоря уже о «чужаках») институтом. Пессимизм концепции клик выглядит особенно контрастно на фоне оптимистических выводов, предполагаемых акцентом на взаимности. Напомним, что современные япон­ские корпорации выступают наследниками «денежных клик» –дзайбатсу. Существует ли более нейтральный термин, позволяю­щий отразить глубоко двойственную природу отношений, основанных на близости, и учесть вариантный характер их эволюции?

Клан.

Одним из вариантов ответа на данный вопрос следует признать описание локальных сделок в терминах клановых струк­тур. В этой перспективе основой рынка становятся семейно-родственные связи, а также их продолжение — дружеские отношения. С одной стороны, солидарность внутри клана достигается за счет его закрытости и даже враждебности по отношению к внешнему миру. Поэтому не случайно, что экономическая деятельность си­цилийской мафии и ее неаполитанского аналога (каморы) производна от семейных кланов. Личные контакты между члена­ми мафии и связанных с ней предпринимателями не имеют локального в географическом смысле характера, так как они су­ществуют и на региональном, и на национальном, и даже на международном уровне (последнее особенно характерно для контрабанды, торговли наркотиками и оружием). Именно структура и размеры мафиозных кланов (их еще называют «котериями») ста­новятся главными детерминантами экономического благосостояния членов современной мафии. С другой стороны, кланы позволяют использовать предпринимательский потенциал в тех случаях, когда этому препятствует проводимая государством эко­номическая политика. А структура кланов может принимать достаточно гибкие формы. Например, китайские землячества, возникшие на основе наличия общих предков, сегодня объединяют десятки тысяч людей и служат каналами трансферта капитала в межрегиональном и международном масштабе. Активная роль, которую играют китайские общи­ны в Малайзии, Индонезии, Гонконге, Сингапуре, а также их интенсивные коммерческие связи с Китаем не в последнюю очередь объясняются тем, что экономическая деятельность «встроена» в расширенные клановые структуры. Следовательно, изучение структуры существующих кланов позволяет понять, какую роль они играют в функционировании рынка и какая оценка (оптимистическая или пессимистическая) наибо­лее адекватна.

Клиентела.

В рассмотренных ранее моделях локальных отно­шений не делалось специального акцента на степени равномер­ности распределения ресурсов между их участниками. Клиентелой, или отношениями типа патрон — клиент, называют нефор­мальные персональные связи в «ситуации, когда ресурсы власти и влияния распределены неравномерно среди действующих лиц (акторов), а родственные или дружеские отношения отсутствуют». Патрон, обладающий значительными ресурсами, способен предложить защиту и покровительство кли­енту в обмен на его лояльность и подчинение. Исторические кор­ни клиентелы следует искать в средневековье, в практике заклю­чения контрактов о предоставлении частной защиты между синьорами и вассалами. Выражаясь языком современной инсти­туциональной теории, патрон стал прообразом принципала, а кли­ент — агента, чьи отношения изучаются в рамках теории опти­мального контракта. Действительно, от агента ожидается следование интересам принципала в обмен на фиксированное вознаграждение. Наверное, исторически первым вариантом решения проблемы принципала и агента (тен­денции агента к оппортунистическому поведению, или отлыни­ванию) следует считать установление между ними семейно-родственных отношений. Таким образом, модель семьи воспроизводится в локальном мире даже в тех случаях, когда семейно-родственные узы изначально отсутствовали. Использование термина, имеющего конкретное историческое содержание, для описания современной ситуации связано с некоторыми проблемами. Это методологически приемлемо, если элементы отношений клиент — патрон сохранились в современных институтах эволюционным образом.

Блат.

С точки зрения описания локальных отношений блат интересен следующим. Во-первых, блатные связи всегда предполагают вза­имность сторон. Во-вторых, они не исключают ни ситуацию ра­венства ресурсного потенциала участников «горизонтального» обмена, ни возникновения отношений типа патрон — клиент. В-треть­их, блат представляет собой результат не только эволюции тради­ционных отношений, но и сознательной локализации взаимодействий через их персонификацию в условиях экономики дефицита. Недостатком модели блатных отношений является лишь то, что при ее использовании затрудняются международные сравнения. Ведь локализация взаимодействий в той или иной фирме присутствует во всех странах, на какой бы стадии социально-экономического развития они ни находились.

Дистрикт.

Индустриальный дистрикт, или сконцентрированные на ограниченном пространстве промышленные предприятия, специализирующиеся на выпуске однотипной продукции, стал одной из первых экономических моделей локальных взаимодействий. Облас­ти в Италии, где распространены индустриальные дистрикты, даже получили ввиду своей социально-экономической специфики название «третьей Италии», в отличие от «первой» (Север, где доминируют крупные индустриальные фирм) и «второй» (отстающий в социально-экономическом развитии Юг).

Концентрация однотипного производства на ограниченном пространстве рассматривается «третьей» моделью экономически го развития еще и в другом смысле. Дистрикт занимает промежуточное место на шкале вертикальной интеграции между полностью вертикально интегрированной фирмой и совершенно конкурентной фирмой. Речь идет об интеграции множества мелких фирм в общую сбытовую и снабженческую структуру, которой присущи гибкость и неформальный характер. Гибкость производственного процесса, «распределенного» среди многих формально независимых, но связанных ввиду территориальной близости неформальными связями фирм, объясняет ту рыночную нишу, которую сегодня занимают дистрикты: модная одежда, обувь и аксессуары, приборостроение.

Кластер.

В основе модели кластера ле­жит «чистое», геометрическое понимание пространства. Существование транспортных издержек приводит к тому, что производство размещается кольца­ми вокруг некоего центра. Интерпретация экономического пространства в виде абстрактной модели позволяет активно использовать математический аппарат. Например, Пол Кругман показывает с помощью серий Фурье, что случайные на первый пи ляд варианты размещения экономических субъектов в пространстве на самом деле подчинены выражаемым математическим языком закономерностям. В качестве примера обычно приводят кластер фирм, занятых производством хирургических инструментов в Пакистане.

Теория игр стала еще одним методом математического описа­ния концентрации взаимодействий в ограниченном пространстве. Так, ожидаемый выигрыш от кооперативного поведения в ситуа­ции повторяющейся «дилеммы осужденных» тем выше, чем выше концентрация в пространстве игроков, основывающих свой выбор на взаимности. Поэтому отношения, основанные на взаимности, развиваются в первую очередь внутри кластеров. Возникает следующая методологическая проблема. С одной стороны, социальная близость возникает внутри кластеров в результате близости географической. С другой стороны, концепция кластеров предполагает спонтанный автоматический» характер этого процесса, что оставляет за рамками анализа случаи, подобные вынужденному сожительству. Таким образом, и модели географически локальных трансакций оказываются применимыми далеко не всегда.

Проект.

Это подход, помещающий на первый план сознательный выбор людей в пользу локальных взаимодействий (причем в условиях рыночной экономики, а не экономики дефицита, как это было в случае с блатом). Основным постулатом этой теории является, во-первых, тезис о существо­вании множества вариантов организации взаимодействий, или соглашений. Во-вторых, каждый человек при желании способен играть в зависимости от ситуации по «правилам игры», соответ­ствующим любому из соглашений. Одним из таких наборов правил, добровольно выбираемых для своих взаимодействий людьми, и является «проектное соглашение». В экономической сфере наличие общего для ряда фирм коммерческого проекта приводит к формированию стратегических альянсов. Стратегическим альянсом называют «совокупность организаций, которых объе­диняет определенный функциональный интерес, будь то правоохранительная деятельность, или психическое здоровье, или про­изводство и продажа компьютеров». Причем в случае стратегического альянса речь идет не о пространственной и даже не о социальной близости, а о сближении на основе общности интересов.

Если проект по определению краткосрочен, то два других объединения фирм на основе общности интересов – перекрестное участие в советах директоров и кейретцу – предполагают сохранение альянсов в течение длительного времени. Перекрестное участие широко распространено как в западных странах, особенно в США, так и в постсоветских странах. На Западе «заседания совета директоров помогают топ-менеджерам в планировании и координации самых различных направлений корпоративной политики с другими участниками рынка. В постсоветских странах пе­рекрестное участие существует, но чаще всего не принимает яв­ных, подверженных контролю со стороны третьих лиц, форм. Поэтому концепция перекрестного участия оказывается не впол­не пригодной для оценки ситуации в постсоветских странах в сравнительной перспективе.

Еще в меньшей мере отвечает требованиям международных сравнений модель кейретцу, описанная на примере японских кор­пораций. «Кейретцу – это стратифицированная и квазипостоянная группа поставщиков, которые выполняют субподряды для основного производителя». Складывающиеся в рамках кейретцу отношения требуют принятия сторонами высоких взаимных обязательств преимуществен­но морального характера. В частности, участники кейретцу не могут свободно продавать свою продукцию тем фирмам, которые предлагают наибольшую цену».

Сеть.

Под сетью понимают совокупность устойчивых контактов или сходных с ними социальных отношений между индивидами или группами». Безусловным достоинством рассматриваемой концепции для экономиста следует признать наличие прямых параллелей между сетью и гибридными формами совершения сделок, или, как их еще называют, «отношенческой контрактацией». Расширенное толкование сети придает этой концеп­ции универсальный характер, так как с ее помощью описывают и традиционные, и современные формы отношений, основанных на близости. Основной формой существования крупного российского бизнеса является группа, т.е. совокупность предприятий, которые в силу сложившихся между ними связей регулярно выступают в трех важных аспектах как единое целое. При этом связи могут быть формальными или неформальными, прозрачными или непрозрачными для внешнего наблюдателя, основанными на отношениях собственности или нет.

В узком смысле сетью называют именно особые структуры, состоящие из «узлов» (фирмы, другие эконо­мические субъекты) и совокупности связей между ними.

Параметры сети:

- доступность вершин – наличие связей (дуг или ребер) между двумя заданными вершинами. Связи могут оказаться и избыточны­ми, если они связывают те же самые вершины и дублируют тем самым уже существую­щие дуги или ребра. К примеру, между вершинами А и В есть одна первичная (АВ) и одна вторичная (АБВ) связь (рис.1). На языке теории графов оптимальна такая сетевая структура, в кото­рой взаимодействие осуществляется по кратчайшим путям между вершинами. При этом путь между вершинами называется конту­ром;

Рисунок 1 – Простейшая сеть из четырех фирм

- интенсивность связей – количество связей с дру­гими вершинами. Степень интенсивности измеряется деле­нием числа действительно существующих связей к потенци­ально возможному, равному N(N-1)/2, где N – число вер­шин. В рассматриваемом примере интенсивность рав­на 0,83;

- централизация связей – вершина признается центральной, если она связана с вершинами, напрямую между собой не связанными. На рисунке вершина Б за­нимает центральное место, так как А и Г напрямую недо­ступны. Существует несколько количественных показателей централизации. Во-пер­вых, степень централизации рассчитывается как отношение количества связей данной вершины к общему количеству вершин в сети: n/N- 1, где n – количество связей данной вершины. Во-вторых, степень близости — это сумма крат­чайших путей от вершины ко всем остальным вершинам. За­тем полученная величина сравнивается с аналогичными величинами, рассчитанными для других вершин, по фор­муле: 1 - [(di - 1) dmax], где di – сумма кратчайших путей от вершины i, dmax – наибольшая среди всех вершин сумма кратчайших путей. В-третьих, степень «посрединности» зависит от частоты, с которой вершина оказы­вается на кратчайшем пути, соединяющем пары других вер­шин: L [(N2 - ЗN+ 2)/2], где L – число случаев, когда вер­шина оказывается на кратчайшем пути.

- открытость – сеть считается открытой, если число вершин и пей потенциально не ограничено (бесконечный граф). Доступ в открытую сеть гарантирован любому заинтересованному в этом индивиду.

К другим параметрам сети относят степень формализации свя­зей, степень латентности связей (частоту их использования и течение определенного периода времени), устойчивость связей (длительность их существования) и др. В результате появляется возможность срав­нивать различные варианты отношений, основанных на близос­ти, используя одни и те же критерии и одни и те же термины. И община, и перекрестное участие в советах директоров предполагают определенную структуру локальных отношений, а значит, могут стать объектом сравнения в терминах сетевого подхода, Например, отличительную особенность клик можно увидеть в господстве доступных, но избыточных и закрытых неформальных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: