Сосуществование в постсоветских странах обоих типов стимулов к формированию локальных экономических сообществ, как «традиционных», так и близких по своим характеристикам к «современным», становится источником множества неточностей и ошибок в трактовке их природы. Концепции, уместные для описания традиционных отношений, зачастую смешиваются с теми, которые возникли в результате исследования самых современных тенденций в западных экономиках. В практическом анализе следует в каждом конкретном случае решать, какая из концепций и наибольшей мере соответствует специфике изучаемого случая. Рассмотрим наиболее известные из концепций экономических отношений, основанных на близости, причем начнем с тех, которые исходят из традиционной природы таких отношений. В каждом случае будет выделен ключевой фактор, который, по мнению сторонников данной концепции, приводит к усилению локальной составляющей трансакций. Если все концепции сходятся в главном, делая акцент на локализации экономической деятельности, то они отличаются в диагностике и предсказании вариантов развития локальных экономических систем.
|
|
Община.
Община выступала как хранительница древних догосударственных ценностей, древних форм социальных связей. Все дела решались сельским сходом, в котором принимали участие главы крестьянских семейств (дворов). Для общинного уклада характерна враждебность ко всему тому, что находится за пределами локального самодостаточного мира и его «околицей». Географическое и социальное пространство здесь оказываются одинаково ограниченными. Полная экономическая и социальная автаркия общины, равно как и децентрализованный («вечевой») порядок принятия всех важных решений, ограничивают применимость данной модели для описания российских экономических реалий. Так, по мнению Якова Паппэ, основным критерием неформальных объединений российских фирм следует считать существование «некоторого центра принятия ключевых решений, обязательных для всех агентов данного целого». А сохранение старых связей в бизнесе отнюдь не означает отказа от поиска новых: даже в тот период, когда «круги» директоров играли основную роль в определении системы хозяйственных связей (середина 1990-х годов), больше половины
предприятий одновременно осуществляли самостоятельный поиск новых поставщиков и потребителей своей продукции.
Отношения, основанные на взаимности.
Менее закрытыми по отношению к внешнему миру (по крайней мере с точки зрения их возможной эволюции) выглядят локальные отношения, построенные на взаимности. Экономические субъекты могут принимать на себя широкие обязательства по взаимной поддержке на основе личного знакомства и возникающего чувства симпатии. Возникновению симпатии способствует личное знакомство участников взаимодействия. Гораздо легче поставить себя на место лично известного человека, чем совершенно незнакомого. «Взаимность во многом обязана своим существованием «социальной близости», под которой понимаются не только семейно-родственные узы, но и соседские отношения, личное знакомство, предрасположенность к конкретному человеку». Локальные рынки характеризуются устойчивыми отношениями, основанными на взаимности. Их участники связаны между собой целым комплексом обязательств по взаимопомощи и поддержке. Проявление подобного рода взаимности некоторые исследователи видят и в солидарности директорского корпуса, сформировавшегося в советский период. Высокая степень концентрации производства и невозможность самостоятельно выбирать контрагентов создали предпосылки для персонификации отношений в директорском корпусе. «Наипростейшим вариант: потребитель и поставщик время от времени меняются ролями – сегодня я выручу тебя со сталью, завтра ты поможешь мне болтами». Тем не менее солидарность является лишь одним из возможных исходов персонификации взаимоотношений. Локализованные через персонификацию действия могут привести и к взаимной зависимости, рождающей чувство ненависти, а не симпатии. Упомянем в связи с этим феномен вынужденного сожительства, объяснить который с помощью рассматриваемого подхода вряд ли возможно.
|
|
Клика.
Обращаясь к концепции клик, исследователь как раз и помещает в центр своего анализа негативные стороны солидарности с социально близкими людьми. Согласно определению, под кликами понимают «сообщества, интегрирующие «своих» людей на основе взаимного доверия и готовности ради «общего дела» пренебречь моральными и правовыми нормами в отношении других граждан». Ценой солидарности, гарантируемой участникам клики, становится их взаимная зависимость и подчинение личных интересов интересам локального сообщества в целом. В частности, экономический субъект способен проявлять инициативу лишь в той мере, в какой это не противоречит интересам клики. В итоге картина локального мира становится чрезвычайно пессимистической: «рынок клик» представляется не только архаичным, но и жестким даже по отношению к своим участникам (не говоря уже о «чужаках») институтом. Пессимизм концепции клик выглядит особенно контрастно на фоне оптимистических выводов, предполагаемых акцентом на взаимности. Напомним, что современные японские корпорации выступают наследниками «денежных клик» –дзайбатсу. Существует ли более нейтральный термин, позволяющий отразить глубоко двойственную природу отношений, основанных на близости, и учесть вариантный характер их эволюции?
Клан.
Одним из вариантов ответа на данный вопрос следует признать описание локальных сделок в терминах клановых структур. В этой перспективе основой рынка становятся семейно-родственные связи, а также их продолжение — дружеские отношения. С одной стороны, солидарность внутри клана достигается за счет его закрытости и даже враждебности по отношению к внешнему миру. Поэтому не случайно, что экономическая деятельность сицилийской мафии и ее неаполитанского аналога (каморы) производна от семейных кланов. Личные контакты между членами мафии и связанных с ней предпринимателями не имеют локального в географическом смысле характера, так как они существуют и на региональном, и на национальном, и даже на международном уровне (последнее особенно характерно для контрабанды, торговли наркотиками и оружием). Именно структура и размеры мафиозных кланов (их еще называют «котериями») становятся главными детерминантами экономического благосостояния членов современной мафии. С другой стороны, кланы позволяют использовать предпринимательский потенциал в тех случаях, когда этому препятствует проводимая государством экономическая политика. А структура кланов может принимать достаточно гибкие формы. Например, китайские землячества, возникшие на основе наличия общих предков, сегодня объединяют десятки тысяч людей и служат каналами трансферта капитала в межрегиональном и международном масштабе. Активная роль, которую играют китайские общины в Малайзии, Индонезии, Гонконге, Сингапуре, а также их интенсивные коммерческие связи с Китаем не в последнюю очередь объясняются тем, что экономическая деятельность «встроена» в расширенные клановые структуры. Следовательно, изучение структуры существующих кланов позволяет понять, какую роль они играют в функционировании рынка и какая оценка (оптимистическая или пессимистическая) наиболее адекватна.
|
|
Клиентела.
В рассмотренных ранее моделях локальных отношений не делалось специального акцента на степени равномерности распределения ресурсов между их участниками. Клиентелой, или отношениями типа патрон — клиент, называют неформальные персональные связи в «ситуации, когда ресурсы власти и влияния распределены неравномерно среди действующих лиц (акторов), а родственные или дружеские отношения отсутствуют». Патрон, обладающий значительными ресурсами, способен предложить защиту и покровительство клиенту в обмен на его лояльность и подчинение. Исторические корни клиентелы следует искать в средневековье, в практике заключения контрактов о предоставлении частной защиты между синьорами и вассалами. Выражаясь языком современной институциональной теории, патрон стал прообразом принципала, а клиент — агента, чьи отношения изучаются в рамках теории оптимального контракта. Действительно, от агента ожидается следование интересам принципала в обмен на фиксированное вознаграждение. Наверное, исторически первым вариантом решения проблемы принципала и агента (тенденции агента к оппортунистическому поведению, или отлыниванию) следует считать установление между ними семейно-родственных отношений. Таким образом, модель семьи воспроизводится в локальном мире даже в тех случаях, когда семейно-родственные узы изначально отсутствовали. Использование термина, имеющего конкретное историческое содержание, для описания современной ситуации связано с некоторыми проблемами. Это методологически приемлемо, если элементы отношений клиент — патрон сохранились в современных институтах эволюционным образом.
|
|
Блат.
С точки зрения описания локальных отношений блат интересен следующим. Во-первых, блатные связи всегда предполагают взаимность сторон. Во-вторых, они не исключают ни ситуацию равенства ресурсного потенциала участников «горизонтального» обмена, ни возникновения отношений типа патрон — клиент. В-третьих, блат представляет собой результат не только эволюции традиционных отношений, но и сознательной локализации взаимодействий через их персонификацию в условиях экономики дефицита. Недостатком модели блатных отношений является лишь то, что при ее использовании затрудняются международные сравнения. Ведь локализация взаимодействий в той или иной фирме присутствует во всех странах, на какой бы стадии социально-экономического развития они ни находились.
Дистрикт.
Индустриальный дистрикт, или сконцентрированные на ограниченном пространстве промышленные предприятия, специализирующиеся на выпуске однотипной продукции, стал одной из первых экономических моделей локальных взаимодействий. Области в Италии, где распространены индустриальные дистрикты, даже получили ввиду своей социально-экономической специфики название «третьей Италии», в отличие от «первой» (Север, где доминируют крупные индустриальные фирм) и «второй» (отстающий в социально-экономическом развитии Юг).
Концентрация однотипного производства на ограниченном пространстве рассматривается «третьей» моделью экономически го развития еще и в другом смысле. Дистрикт занимает промежуточное место на шкале вертикальной интеграции между полностью вертикально интегрированной фирмой и совершенно конкурентной фирмой. Речь идет об интеграции множества мелких фирм в общую сбытовую и снабженческую структуру, которой присущи гибкость и неформальный характер. Гибкость производственного процесса, «распределенного» среди многих формально независимых, но связанных ввиду территориальной близости неформальными связями фирм, объясняет ту рыночную нишу, которую сегодня занимают дистрикты: модная одежда, обувь и аксессуары, приборостроение.
Кластер.
В основе модели кластера лежит «чистое», геометрическое понимание пространства. Существование транспортных издержек приводит к тому, что производство размещается кольцами вокруг некоего центра. Интерпретация экономического пространства в виде абстрактной модели позволяет активно использовать математический аппарат. Например, Пол Кругман показывает с помощью серий Фурье, что случайные на первый пи ляд варианты размещения экономических субъектов в пространстве на самом деле подчинены выражаемым математическим языком закономерностям. В качестве примера обычно приводят кластер фирм, занятых производством хирургических инструментов в Пакистане.
Теория игр стала еще одним методом математического описания концентрации взаимодействий в ограниченном пространстве. Так, ожидаемый выигрыш от кооперативного поведения в ситуации повторяющейся «дилеммы осужденных» тем выше, чем выше концентрация в пространстве игроков, основывающих свой выбор на взаимности. Поэтому отношения, основанные на взаимности, развиваются в первую очередь внутри кластеров. Возникает следующая методологическая проблема. С одной стороны, социальная близость возникает внутри кластеров в результате близости географической. С другой стороны, концепция кластеров предполагает спонтанный автоматический» характер этого процесса, что оставляет за рамками анализа случаи, подобные вынужденному сожительству. Таким образом, и модели географически локальных трансакций оказываются применимыми далеко не всегда.
Проект.
Это подход, помещающий на первый план сознательный выбор людей в пользу локальных взаимодействий (причем в условиях рыночной экономики, а не экономики дефицита, как это было в случае с блатом). Основным постулатом этой теории является, во-первых, тезис о существовании множества вариантов организации взаимодействий, или соглашений. Во-вторых, каждый человек при желании способен играть в зависимости от ситуации по «правилам игры», соответствующим любому из соглашений. Одним из таких наборов правил, добровольно выбираемых для своих взаимодействий людьми, и является «проектное соглашение». В экономической сфере наличие общего для ряда фирм коммерческого проекта приводит к формированию стратегических альянсов. Стратегическим альянсом называют «совокупность организаций, которых объединяет определенный функциональный интерес, будь то правоохранительная деятельность, или психическое здоровье, или производство и продажа компьютеров». Причем в случае стратегического альянса речь идет не о пространственной и даже не о социальной близости, а о сближении на основе общности интересов.
Если проект по определению краткосрочен, то два других объединения фирм на основе общности интересов – перекрестное участие в советах директоров и кейретцу – предполагают сохранение альянсов в течение длительного времени. Перекрестное участие широко распространено как в западных странах, особенно в США, так и в постсоветских странах. На Западе «заседания совета директоров помогают топ-менеджерам в планировании и координации самых различных направлений корпоративной политики с другими участниками рынка. В постсоветских странах перекрестное участие существует, но чаще всего не принимает явных, подверженных контролю со стороны третьих лиц, форм. Поэтому концепция перекрестного участия оказывается не вполне пригодной для оценки ситуации в постсоветских странах в сравнительной перспективе.
Еще в меньшей мере отвечает требованиям международных сравнений модель кейретцу, описанная на примере японских корпораций. «Кейретцу – это стратифицированная и квазипостоянная группа поставщиков, которые выполняют субподряды для основного производителя». Складывающиеся в рамках кейретцу отношения требуют принятия сторонами высоких взаимных обязательств преимущественно морального характера. В частности, участники кейретцу не могут свободно продавать свою продукцию тем фирмам, которые предлагают наибольшую цену».
Сеть.
Под сетью понимают совокупность устойчивых контактов или сходных с ними социальных отношений между индивидами или группами». Безусловным достоинством рассматриваемой концепции для экономиста следует признать наличие прямых параллелей между сетью и гибридными формами совершения сделок, или, как их еще называют, «отношенческой контрактацией». Расширенное толкование сети придает этой концепции универсальный характер, так как с ее помощью описывают и традиционные, и современные формы отношений, основанных на близости. Основной формой существования крупного российского бизнеса является группа, т.е. совокупность предприятий, которые в силу сложившихся между ними связей регулярно выступают в трех важных аспектах как единое целое. При этом связи могут быть формальными или неформальными, прозрачными или непрозрачными для внешнего наблюдателя, основанными на отношениях собственности или нет.
В узком смысле сетью называют именно особые структуры, состоящие из «узлов» (фирмы, другие экономические субъекты) и совокупности связей между ними.
Параметры сети:
- доступность вершин – наличие связей (дуг или ребер) между двумя заданными вершинами. Связи могут оказаться и избыточными, если они связывают те же самые вершины и дублируют тем самым уже существующие дуги или ребра. К примеру, между вершинами А и В есть одна первичная (АВ) и одна вторичная (АБВ) связь (рис.1). На языке теории графов оптимальна такая сетевая структура, в которой взаимодействие осуществляется по кратчайшим путям между вершинами. При этом путь между вершинами называется контуром;
Рисунок 1 – Простейшая сеть из четырех фирм
- интенсивность связей – количество связей с другими вершинами. Степень интенсивности измеряется делением числа действительно существующих связей к потенциально возможному, равному N(N-1)/2, где N – число вершин. В рассматриваемом примере интенсивность равна 0,83;
- централизация связей – вершина признается центральной, если она связана с вершинами, напрямую между собой не связанными. На рисунке вершина Б занимает центральное место, так как А и Г напрямую недоступны. Существует несколько количественных показателей централизации. Во-первых, степень централизации рассчитывается как отношение количества связей данной вершины к общему количеству вершин в сети: n/N- 1, где n – количество связей данной вершины. Во-вторых, степень близости — это сумма кратчайших путей от вершины ко всем остальным вершинам. Затем полученная величина сравнивается с аналогичными величинами, рассчитанными для других вершин, по формуле: 1 - [(di - 1) dmax], где di – сумма кратчайших путей от вершины i, dmax – наибольшая среди всех вершин сумма кратчайших путей. В-третьих, степень «посрединности» зависит от частоты, с которой вершина оказывается на кратчайшем пути, соединяющем пары других вершин: L [(N2 - ЗN+ 2)/2], где L – число случаев, когда вершина оказывается на кратчайшем пути.
- открытость – сеть считается открытой, если число вершин и пей потенциально не ограничено (бесконечный граф). Доступ в открытую сеть гарантирован любому заинтересованному в этом индивиду.
К другим параметрам сети относят степень формализации связей, степень латентности связей (частоту их использования и течение определенного периода времени), устойчивость связей (длительность их существования) и др. В результате появляется возможность сравнивать различные варианты отношений, основанных на близости, используя одни и те же критерии и одни и те же термины. И община, и перекрестное участие в советах директоров предполагают определенную структуру локальных отношений, а значит, могут стать объектом сравнения в терминах сетевого подхода, Например, отличительную особенность клик можно увидеть в господстве доступных, но избыточных и закрытых неформальных связей.