Теоретические предпосылки возникновения социологии права: античные и средневековые концепции

Становление СП проходило длительный период и не на пустом месте. В предыстории данной науки можно выделить следующие этапы:

1) Античные концепции. Такие мыслители, как Платон, Аристотель, полагали, что право – это внушение, которое предписывает человеку придерживаться определенной линии поведения. Данное внушение, по мнению античных философов, имеет рациональное или сверхъестественное начало. Древнеримский философ Цицерон сформулировал определение естественного права. Он писал: «Истинный закон представляет собой то, что говорит правильно употребленный разум. Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным.»

Выдающиеся римские юристы Ульпиан и Цельз определяли право как искусство добра, равенства и справедли-вости. Ульпиан сформулировал три максима (принципа):

- жить честно

- не вредить ближнему

- воздавать каждому по достоинству.

Данные идеальные правила были названы естественным правом, причем название «естественное право» ис-пользовалось в противоположность гражданскому (государственному) праву. Ученые и юристы Древнего Рима утверждали, что гражданские законы всегда должны исходить из сформулированных выше правил (принципов). Кроме того, римские юристы преимущественно рассматривали право, как умение вершить правосудие.

2) Средневековые концепции. В отличие от античных подходов, в условиях феодального общества правовые нормы базируются на принципах иерархии и подчинения, а не на принципах равенства. Известный средневеко-вый философ, теолог Фома Аквинский выделял три типа права:

- божественное право – право, основанное на священном писании, а также в постановлениях пап и церковных соборов

- естественное право – практически то же, что и обозначали римляне

- человеческое право или позитивное право – это право, созданное людьми, государством.

Фома Аквинский считал, что высшим типом права выступает божественное право. Если возникают противоречия между предписаниями позитивного права и предписаниями божественного и естественного права, то последние превалируют над первым. Более того, правовым государственное или человеческое установление может быть признанно лишь тогда, когда оно не противоречит естественному праву, которое косвенно является проявлением права божественного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: