Поскольку заикание — одна из сложнейших форм речевой патологии, при которой возможны различные изменения в деятельности ЦНС и специфические особенности общего и речевого поведения, а также своеобразие в формировании личности, то в обследовании заикающегося ребенка необходимо участие не только логопеда, но и психолога, врача-невролога или психиатра. Условия современной детской поликлиники в большинстве случаев позволяют провести такое комплексное обследование.
Логопед при обследовании речи ребенка должен определить:
— сформированность всех компонентов речи, ее соответствие возрастным требованиям;
— особенности поведения ребенка (речевой контакт, особенности вступления в речь, выделение наиболее трудной речевой ситуации, желание исправить дефект);
— черты общего поведения (контактность, активность, возбудимость).
Предлагается следующая схема обследования логопедом заикающегося ребенка в условиях поликлиники.
1. Фамилия, имя.
2. Дата рождения.
3. Посещаемое детское учреждение.
4. Анамнестические сведения:
— когда появились первые слова;
— когда появилась фразовая речь;
— время возникновения заикания;
— как проявилось заикание в момент возникновения: резко или постепенно;
— проводилось ли медикаментозное лечение и с каким эффектом;
— получал ли ребенок ранее логопедическую помощь и с каким эффектом.
5. Особенности речевого общения:
— испытывает ли трудности при вступлении в речь в новой для себя обстановке;
— степень свободы речевого общения;
— вариабельность проявления заикания в различных формах речи;
— выделение наиболее легкой и наиболее трудной речевой ситуации.
6. Характеристика заикания:
— степень выраженности (легкая, средней степени выраженности, тяжелая);
— место возникновения речевой судороги (в дыхательном аппарате, артикуляционном аппарате);
— особенности дыхания (короткое, поверхностное, достаточной длительности, речь на вдохе);
— сопутствующие движения (произвольные и непроизвольные);
— наличие речевых эмболов.