При нарушениях ритма и темпа речи

Поскольку заикание — одна из сложнейших форм речевой патологии, при которой возможны различные изменения в деятельности ЦНС и специфические особенности общего и речевого поведения, а также своеобразие в формировании личности, то в обследовании заикающегося ребенка необходимо участие не только логопеда, но и психолога, врача-невролога или психиатра. Условия современной детской поликлиники в большинстве случаев позволяют провести такое комплексное обследование.

Логопед при обследовании речи ребенка должен определить:

— сформированность всех компонентов речи, ее соответствие возрастным требованиям;

— особенности поведения ребенка (речевой контакт, особенности вступления в речь, выделение наиболее трудной речевой ситуации, желание исправить дефект);

— черты общего поведения (контактность, активность, возбудимость).

Предлагается следующая схема обследования логопедом заикающегося ребенка в условиях поликлиники.

1. Фамилия, имя.

2. Дата рождения.

3. Посещаемое детское учреждение.

4. Анамнестические сведения:

— когда появились первые слова;

— когда появилась фразовая речь;

— время возникновения заикания;

— как проявилось заикание в момент возникновения: резко или постепенно;

— проводилось ли медикаментозное лечение и с каким эффектом;

— получал ли ребенок ранее логопедическую помощь и с каким эффектом.

5. Особенности речевого общения:

— испытывает ли трудности при вступлении в речь в новой для себя обстановке;

— степень свободы речевого общения;

— вариабельность проявления заикания в различных формах речи;

— выделение наиболее легкой и наиболее трудной речевой ситуации.

6. Характеристика заикания:

— степень выраженности (легкая, средней степени выраженности, тяжелая);

— место возникновения речевой судороги (в дыхательном аппарате, артикуляционном аппарате);

— особенности дыхания (короткое, поверхностное, достаточной длительности, речь на вдохе);

— сопутствующие движения (произвольные и непроизвольные);

— наличие речевых эмболов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: