Микрорайоны (кварталы)

Межмагистральная территория, население до 20 тыс. чел., площадь до 40 га.

Границами планировочных районов (зон) могут служить естественные и (или)

искусственные преграды (река, перепад рельефа, автомагистраль, железная дорога и т.п.).

Тема 7. Планировочная организация города.

Планировочная структура. Основные принципы планировочной организации города. Градообразующие и градоформирующие факторы. Влияние природных факторов на развитие городского плана

Определение: планировочная структура характеризует городской организм в единстве взаимосвязи его частей, элементов.

Наглядно планировочная структура выражается в размещении основных функциональных узлов и конфигурации транспортных связей между различными функциональными зонами. Городские магистрали с прилегающими к ним территориями является наиболее стабильными элементами городского плана (каркас).

При описании планировочной организации градостроительных систем используются следующие группы понятий:

Точечные элементы планировочной структуры: города, крупные отдельно расположен- ные промышленные и энергетические комплексы, основные транспортные узлы, функциональ- ные или композиционные центры (узлы, фокусы).

Центр (узел) – точка концентрации какого-либо признака. В городе это центры общест- венного обслуживания, транспортные площади, композиционные фокусы и т. д.

Линейные элементы (планировочные оси) – речные долины, горные ущелья, побережья морей, транспортные магистрали, инженерные сооружения, композиционные оси.

Планировочные оси представляют собой концентрацию какого-либо признака вдоль ли- нии (композиционные или транспортные оси, функциональные или визуальные связи и т.п.).

Зональные элементы – обширные территории с ярко выраженными природными, хозяй- ственными и градостроительными особенностями, лесные массивы, водоемы, территории с раз- личной степенью урбанизированности или характером функционирования, зоны исторической охраняемой застройки, месторождения, санитарно-защитные зоны и т.п.

Также часто при описании градостроительных систем употребляется понятие сети (инженерно-транспортные, обслуживающие и торговые сети, сети школьных и дошкольных учреждений и т.п.).

Сети обладают свойствами точечных, линейных и зональных элементов планировочной структуры. Одной из важнейших характеристик сети является ее плотность.

В перечисленных понятиях описываются как природные, так и антропогенные элементы территорий и на разных масштабных уровнях от системы расселения до микрорайона.

В зависимости от конфигурации городского плана выделяют 3 типа планировочных структур:

Компактная (центрическая) структура -характеризуется наибольшей поляризацией в освоении пространства и наибольшей компактностью связей. Это наиболее распространенный тип города в допромышленную эпоху (рис. 51, 52).

Рис. 51. а, б – план Костромы и Солигалича, 1781 г., в – теоретическая модель нового города, Л. Кибл, 1961 г.

Рис. 52. Центрическое развитие планировочной структуры Москвы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: