Социология журналистики, ее уровни и предметная область

С начала 90-ых годов активно начали публиковаться социологические данные, то, что мы видим в газетах это только верхушка. На самом деле социология включается в подготовку и планирование газеты. Успех деятельности СМИ зависит от того, насколько они знают свою аудиторию. Опросы, анкетирование, интервьюирование, экспресс-опрос.

Выделяется несколько уровней теоретичности (степени обобщения материала): общесоциологический, специальный и эмпирический. Общесоциологический - решение фундаментально-методологических вопросов об общественном назначении и ролях прессы закономерностях ее функционирования и развития в социальных системах, влиянии на цивилизационный процесс в глобальных и национальных масштабах. Специальный: разрабатываются частные социолого-журналистские теории – более конкретные по объекту, задачам, степени обобщения. Есть все основания говорить об относительной автономии социологии газеты или аудитории СМИ, труда журналиста или потребления массовой информации и пр. Среди исследовательских центров возникает разделение сфер и объектов интереса. Скажем, для отделов изучения общественного мнения, созданных при телекомпаниях, естественно сосредоточивать внимание на процессе и эффективности телевещания – и в концептуальном, и в прикладном отношениях. Эмпирический (опытный) уровень представлен сбором и систематизацией данных о конкретных явлениях журналистского процесса – деятельности редакций, мнениях публики, письмах в органы печати и т.п. Здесь используется богатый набор средств, от индивидуальных интервью до операций с большими массивами статистики. Собственно теоретическая работа заключается главным образом в выработке программы и плана исследования, которые иногда берутся из стандартной «обоймы» методик, а порой имеют ценность как оригинальная интеллектуальная продукция. Социология журналистики включает в себя еще одну подсистему – социожурналистику. В ней корреспондент и редактор предстают уже не как объекты наблюдений ученых, а как активные исследователи-практики. Предметная область - явления журналистики, закономерности и тенденции ее развития, взятые в контексте социальной жизни, во взаимосвязи с системой теоретико-журналистского знания. С точки зрения коммуникационного процесса предметы группируются по следующей линии: источники информации – журналист (редакция) – текст – канал информации – массовая аудитория и личность – журналист (редакция). При подходе с позиций управления обществом социолога интересует влияние, которое власть или авторитет оказывает через прессу, и потому схема анализа меняется: общество – социальные институты, группы, организации – учредитель (владелец СМИ) – редакция – журналист – адресат – социальное поведение. Весьма ценные наблюдения сулит функционально-ролевая концепция журналистики. В соответствии с разделением общественной практики на экономическую, политическую, духовную, социальную сферы выделяются производственно-экономическая, регулирующая, духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная роли прессы.

Задачи: научно-познавательные, прикладные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: