Учение Сократа

СОКРАТ: критиковал натурфилософию: если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась?

Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек.

В центр он ставит нравственные проблемы.

Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдет истину.

Ирония Сократа: с помощью нее он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений.

Сократ стремился привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами.

Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Утверждал что только добродетельный человек может быть счастливым.

Для него, в отличие от софистов, различие между добром и злом носило абсолютный характер.

Для Сократа являлось несомненным, что определение понятия есть определение сущности рассматриваемого предмета. Если нет точного определения, то нет и знания о предмете.

Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания.

Человек, если он не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это. "Познай самого себя".

Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины.

Метод Сократа: майевтика, т.е. повиальное искусство, помогающее достижению истины. Заключается в следующем: сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводится к противоречию с высказанной им точкой зрения, а затем начинается совместный поиск истины.

Для Сократа истина не возникла и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рожодалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину.

* Сократические школы:

** Мегарская школа: одна из сократических школ (4 в. до н.э.). Школа, эклектически сочетавшая идеи Сократа, элейской школы и софистов. Основана Евклидом из мегары. (Представители – Евбулит из Милета и Диодор Крон, к дкоторым восходят многие традиц. софизмы, Стилпон из Мегары и др.).

Евклид (противники называли эту школу эвристической (эвристик - спорщик)).

В основе их учения лежала мысль, что предметом знания могут бать также бестелесные виды или общее, постигаемое посредством понятий.

Это общее совпадает с единым благом и неизменно. Ни чувственный мир, гибель, движение, изменение невозможны и попытка осмыслить их ведет к противоречию.

Евклид утверждал, что существует одно благо, которое называется разными именами, иногда разумом, богом или умом, а противоположное благу он отрицал, говоря что оно не существует.

Мегарики отрицали движение, они утверждали, что ничто не движется, но всегда оказывается продвинувшимся.

** Киренская школа: одна из сократических школ др.-греч. философии (4 в. до н.э.). Основатель Аристипп из Кирены. Развила принципы Сократа в направлении последоват. гедонизма.

Киренская школа отвергала изучение природы, считая ее непостижимой.

Киренаики утверждали, что душе могут быть свойственны только 2 состояния: наслаждение (плавное движение), и боль (резкое движение).

Наслаждение – цель жизни. Богатство не благо, а средство для достижения наслаждения. Нет ничего объективно справедливого или прекрасного, т.к. все определяет человек.

Аристипп утверждал, что предметом знания может быть только практически достижимое благо и ощущения, т.к. в них постигаются не свойства вещей, а наши индивидуальные восприятия.

Критерием блага может считаться испытываемые нами при ощущениях – наслаждения/боль.

Феодор вывел отрицание богов; считал целью деятельности не наслаждение, а радость.

** Киники: одна из сократических школ др.-греч. философии. Основатель Антисфен. Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам, обычаям и установлением культуры. Оказали влияние на стоицизм.

Антисфен: выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом идеях.

Диоген (ученик Антисфена). Антисфен: отрицание реальности общего. Существуют только единичные вещи.

Понятие – лишь слово, которое объясняет, чем вещь бывает или что она есть, поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно: невозможно соединение различных понятий в единство суждения, ни определение, ни противоречие, т.к. о вещи может быть высказано только суждение.

Учение Платона несостоятельно, т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспринимает чувственно, но никак не сам этот вид.

Мудрость состоит в познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от имущества, от наслаждения и т.п.

Отсюда – идеал простоты, состояние презрения к нуждам, кроме основных, без которых невозможно жить, насмешка над условностями и религиозными предрассудками, безусловная свобода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: