Восьмеричный Путь или Благородный Восьмеричный Путь - путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары. Лежит, согласно срединному пути, посередине между приверженностью мирским удовольствиям и самоистязанием.
Четвёртая Благородная Истина буддизма, указывает путь (марга) к освобождению от страданий, путь, по которому прошёл Будда и могут следовать другие — и монахи, и миряне. Указанный Буддой путь состоит из восьми правил и называется поэтому «Благородным Восьмеричным Путём». Осваивать эти правила следует постепенно, ступенчато, как наставлял Будда: «Сначала следует утвердиться в благих состояниях, то есть в очищении моральной дисциплины и правильных взглядах. Затем, когда моральная дисциплина очищена, а взгляды выпрямлены, следует упражняться в четырех основах внимательности»
Мудрость
Правильное воззрение
Правильное воззрение в первую очередь включает в себя постижение четырёх благородных истин. После этого буддисту необходимо постигнуть и прочие основные положения учения, которые необходимо «внутренне пережить» и реализовать в виде главной мотивации своего поведения.
|
|
Правильное намерение
Буддисту необходимо принять твердое решение следовать буддийскому пути, ведущему к освобождению и нирване. Также ему необходимо выращивать в себеметту — любящую доброту по отношению ко всем живым существам
Нравственность
Правильная речь
Правильная речь включает в себя отказ от лжи, неприличных и грубых слов, непристойности, глупости, клеветы и сеющих распри слухов
Согласно Махасатипаттхана сутре, правильная речь означает
• воздержание от лжи: говорить правду, придерживаться правды, быть надёжным, не обманывать;
• воздержание от речей, сеющих распри: не рассказывать то, что может поссорить людей;
• воздержание от грубых слов: говорить мягкие слова, проникающие в сердце, вежливые;
• воздержание от пустословия: говорить достойные слова, в нужный момент, здравые и объясняющие, связанные с Дхармой.
В некоторых сутрах даётся более подробное разъяснение этих правил.
Правильное поведение
Буддисту необходимо отказаться от убийства, воровства и неправильного поведения в целомМирянам необходимо придерживаться пяти заповедей: воздержание от убийства, воровства, распутства, лжи и опьянения Воздержание от желания убивать всех других живых существ, от убийства как ремесла.
• Воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр.
• Воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения, изнасилования и пр. Для посвящённых в духовный сан необходимым условием является соблюдение обета безбрачия.
|
|
Более подробные разъяснения этих положений даются также в других сутрах
Правильный образ жизни
В первую очередь в это понятие входит отказ от профессии, причиняющей страдания живым существамПоскольку труд занимает большую часть времени, то для обретения внутреннего мира следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями. Необходимо воздерживаться от работы в следующих сферах деятельности
Духовная дисциплина
Последующие три этапа обычно используются монахами в их психопрактиках
Правильное усилие
Правильное усилие включает в себя стремление сосредоточить свои силы и реализовать следующие состояния, способствующие пробуждению: самоосознавание, усилие, концентрация, различение дхарм, радость, спокойствие, умиротворение
Правильное памятование
Правильное памятование (смрити) включает в себя «осознавание собственного тела, ощущений, ума и ментальных объектов» с целью достижения «непрерывной осознанности». В качестве методов используется шаматха (успокоение сознания и устранение аффектов) и випашьяна (созерцание, направленное на закрепление позитивных и устранение негативных состояний сознания)
Правильное сосредоточение
Правильное сосредоточение включает в себя глубокую медитацию или дхьянуа также развитие концентрации и ведёт к достижению предельной созерцательности или самадхи, а затем и к освобождению
Данный этап являлся базисом, на основе которого была создана школа дзэн
- "четыре великие истины" провозглашающие, что 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий - желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, "погашением" последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам "правильного поведения" и "правильного знания". "Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков.