Анализ внешней и внутренней среды ООО ТК «АвтоТрансРегион»

Отмена лицензирования таксомоторной деятельности и рост спроса на перевозки обеспечили бурное развитие рынка такси. Компании торопятся увеличить парки комфортабельными иномарками. Однако дефицит профессиональных водителей сдерживает их пыл.

В настоящее время на российском рынке работают около 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, среди которых 3 тысячи перевозчиков и 1 тысяча экспедиторов.

Распределение транспортно-логистических компаний по регионам России выглядит следующим образом: около 30% компаний расположены в Центральном ФО, 28% - в Приволжском ФО, 18% - в Уральском ФО и 10% - в Северо-Западном ФО.

Рис. 2.1 - Распределение транспортно - логистических компаний по территории РФ, %

На российском рынке международных автоперевозок 17% отдано зарубежным компаниям, которые выступают посредниками между Россией и Европой, наиболее значительную долю занимают белорусские компании, за которыми следуют перевозчики из Польши, Литвы, Латвии.

Объем российского рынка частных автоперевозок составляет ежегодно 2-2,5 млрд. долларов США (на Москву приходится 250-270 млн. долларов США).

На российском рынке таксомоторных перевозок до 90% составляет теневой сектор.

Выделиться на фоне примерно 200 конкурентов – столько таксомоторных компаний, по данным участников рынка, работает в Уфе – без отлаженного сервиса все труднее.

Несмотря на все предпринимаемые усилия, «цивилизованные» такси контролируют не более 40% рынка, а 60% приходится на примерно 3000 автовладельцев, занимающихся частным извозом, говорят эксперты.

Спрос на услуги такси растет на 25% в год. Это обеспечивает любому новичку быстрое формирование клиентской базы.

Основная проблема всех таксомоторных компаний – кадры. Водитель такси может зарабатывать до 30 тыс. руб. в месяц, но и таким доходом непросто привлечь квалифицированных и обходительных сотрудников.

Участники рынка единодушно говорят о растущем спросе на услугу «корпоративный гараж». Еще два года назад 1–2 компании заказывали такси своим сотрудникам, теперь доля корпоративных клиентов составляет 20%.

Таксомоторные компании хотят завоевать расположение не только представителей корпораций, но и частных потребителей.

Специфика услуг по перевозке как отрасли заключается в небольшой капиталоемкости производства, коротких сроках создания конечной продукции, подвижностью объекта производства работ, независимостью от природно-климатических, географических факторов, но состояние дорог, пробки и ДТП играют огромную роль для данной отрасли.

Следующим этапом анализа внешней среды проведем PEST анализ (Приложение 2).

Политическая ситуации в стране на сегодняшний день достаточно стабильна, несмотря на растущий мировой финансовый кризис почти во всех отраслях экономики. Снижается уровень доходов населения, растет безработица и количество предприятий-банкротов. Но, несмотря на всю сложность экономической ситуации в стране, появляются новые компании, и грузоперевозки – перевозки населения остаются востребованным видом деятельности. Но законодательная база, определяющая полномочия и права компании, практически не способна дать возможность для защиты от нечестной конкуренции и т.д.

Развитие науки и техники в данный момент затруднено, но имеет значение для появления технологических нововведений в области грузоперевозок.

Природно-климатические условия в Сибирском регионе предполагают определенные трудности при перевозке, требующие ремонта дороги, особенно весной и осенью.

Не менее важным фактором является демографическая обстановка. Такие факторы как темпы роста городов, региональные различия, появление новых компаний, рост населения города дает информацию о востребованных формах перевозок (грузоперевозки (логистика, экспедиция на железной дороге или автотранспортом), перевозки населения (наличный или безналичный расчет (корпоративные клиенты)).

Для того чтобы оценить будущие позиции фирм в конкуренции, надо сконцентрировать внимание на их потенциальных возможностях улучшить свое положение на рынке. Агрессивные конкуренты являются источниками новых стратегических инициатив. Удовлетворенные соперники продолжают свою нынешнюю стратегию с небольшой точной подстройкой. Беспокойные и бедствующие соперники могут перейти к свежим стратегическим действиям нападающего или защитного плана. В этой связи полезно представить себя на месте менеджеров этих компаний и предположить их возможные действия.

Теперь построим модель «пяти сил» Портера (Рисунок 2.2).

Риск входа потенциальных конкурентов в отрасль создает опасность прибыльности компании. Компания не может повышать цену и увеличивать доходы, так как этот риск велик. Высота барьеров входа (стоимости входа в отрасль) достаточно низкая. Следовательно, компания должна:

- привлечь значительные инвестиции;

- стремиться к более низким издержкам производства;

- снизить издержки при массовом производстве стандартизированной продукции, пользоваться скидками при больших закупках сырья, материалов и комплектующих, снизить удельные расходы на рекламу, что на данном этапе развития компании сделать трудно.


Рис. 2.2 - Модель «пяти сил» Портера

Итак, подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что специфика услуг по перевозке как отрасли заключается в небольшой капиталоемкости производства, коротких сроках создания конечной продукции, подвижностью объекта производства работ, независимостью от природно-климатических, географических факторов, но состояние дорог, пробки и ДТП играют огромную роль для данной отрасли.

В связи с кризисом снижается уровень доходов населения, растет безработица и количество предприятий-банкротов. Но, несмотря на всю сложность экономической ситуации в стране, появляются новые компании, и грузоперевозки, а также перевозки населения остаются востребованным видом деятельности.

Лучший ориентир для стратегических действий собственной компании это определение того, что делают и что собираются делать конкуренты, иначе предприятие вынуждено все время находиться в защитной позиции.

Таким образом, отрасль услуг по перевозкам – фрагментарная, поэтому представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей, т. к. вход в такие отрасли сравнительно легок.

Для анализа внутренней среды организации необходимо провести анализ слабых и сильных стратегических позиций предприятия. SNW-анализ представлен в Приложении 3. Вывод: в общем, картина внутренней среды организации благоприятная, учитывая то, что предприятие существует относительно недолго. У компании существует потенциал к развитию и совершенствованию. Соотношение сильных и слабых сторон по своей значимости образовывают стабильную картину развития.

Большинство внутренних позиций обозначены нейтральной оценкой (от 66 до 34 баллов) в предприятии, что предполагает возможность внутреннего роста.

Теперь построим карту-паутину для качественной оценки стратегических позиций предприятия.


Рис. 2.3 - Стратегическая карта-паутина оценки позиций ООО ТК «АвтоТрансРегион»

Таким образом, с помощью стратегической карты-паутины можно наглядно увидеть слабые и сильные позиции предприятия. Так позиции 15, 18, 23 являются сильными сторонами предприятия, поскольку на карте расположены выше значения 67, т. е. стратегия организации, качество персонала, отношения с органами власти и степень вертикальной интегрированности – сильные позиции предприятия, значит, на них необходимо делать ставку при разработке стратегии развития организации, а такие позиции как оргстрктура, финансы, информационная технология, инновации как способ реализации и т. д. являются слабыми, следовательно, необходимо уделить особое внимание развитию данных позиций при формировании стратегии развития предприятия.

Теперь перейдем к анализу взаимодействия внешней и внутренней среды организации (Приложение 4).

Итак, после анализа возможностей и угроз внешней среды в сочетании с сильными и слабыми сторонами организации можно заключить, то в целом ситуация для организации достаточно благоприятна. Сочетания, получившиеся в квадрате СИВ, обязательно использовать, поскольку они создают предпосылки для повышения конкурентоспособности фирмы. Поле СЛВ показывает, что с одной стороны нужно усилить слабости фирмы за счет возможностей, а с другой стороны не допустить использования возможностей конкурентами, так как неиспользованная возможность внешней среды становится угрозой, если ее использует конкурент. На поле СИУ стратегия предусматривает преодоление угроз внешней сред за счет сильных сторон организации, то есть для дальнейшей успешной деятельности фирмы нужно делать акцент на существующую потребность фирм и населения в перевозках и грузоперевозках, снижении цен на услуги, выполнение работ в кратчайшие сроки и связи с другими компаниями, представленными на данном рынке для того, чтобы компенсировать неблагоприятные воздействия внешней среды и для того, чтобы эти воздействия отразились в как можно меньшей степени на деятельности фирмы. Для поля СЛУ предпочтительна стратегия избегания, поскольку у фирмы не хватит возможностей для преодоления угроз внешней среды.

Поскольку предприятие существует на рынке совсем недавно, важным условием дальнейшей успешной работы является развитие имиджа компании. Что и было взято в качестве цели для дальнейшего рассмотрения. Критерием достижения цели являются следующие показатели:

- предпочтение заказчиков по отношению к другим подобным компаниям;

- осведомленность большого круга граждан о существовании и деятельности компании.

Так как ООО ТК «АвтоТрансРегион» - молодая фирма, то существуют определенные трудности, мешающие успешной деятельности предприятия. В настоящий момент организация имеет небольшую клиентскую базу – соответственно мало заказов. Недостаточное количество квалифицированных специалистов приводит к ошибкам в производстве. Так как предприятие можно отнести к малым некоторые должности совмещает один работник, так бухгалтер выполняет также функции секретаря, а менеджер коммерческого отдела некоторые обязанности специалиста по кадрам, это приводит к увеличению времени на операции и некоторым несоответствиям. Опыт работы руководителя, а также инициатива сотрудников позволяют компании выполнять свои обязанности по имеющимся договорам. Основной задачей в этот период является укрепление позиций на рынке, конкурентоспособность. Соответственно главная проблема – отсутствие сформированного имиджа предприятия:


Рис. 2.4 - Дерево подпроблем

На основе вышесказанного можно выделить основную проблему, возникшую на предприятии на данный момент – отсутствие стратегии развитии имиджа предприятия. Для наглядного изображения ее структуры воспользуемся моделью «дерево подпроблем» (Рисунок 2.4).

Таким образом, подводя итоги проведенному анализу хозяйственной деятельности предприятия, его внешней и внутренней среды, необходимо отметить уровень конкурентоспособности ООО ТК «АвтоТрансРегион» в сравнении с основными конкурентами в данной отрасли. Так как компания молодая, не имеет сформированного имиджа и большой клиентской базы, то конкурентоспособность фирмы очень низкая. Компания имеет ряд преимуществ – у нее нет хорошей репутации, но у нее нет и плохой репутации, водители охотнее идут на сотрудничество с новыми организациями – условия работы проще, так как организация заинтересована в привлечении водителей. Организация заинтересована в привлечении большего числа клиентов, поэтому изначально, беря во внимание опыт работы других организаций в данной области, может предлагать более выгодные условия клиентам, не тратить время и деньги на придумывание старых проверенных методов, а искать новые.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: