Средней школы №107

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала самым главным испытанием в истории одной из старейших школ Прикамья–Верхнемуллинской (ныне средняя общеобразовательная школа №107 города Перми).

Двадцатого июня 1941 года состоялся выпускной бал. Выпуск 1941 года – 10 юношей и три девушки. Впереди планы, надежды, мечты. Их перечеркнула война. Все юноши ушли на фронт. Класс не успел даже сфотографироваться. Из-за тяжёлых условий военного времени не было выпусков 10-х классов в 1943, 1944 и 1946 годах.

Главную задачу в годы войны школа, как сообщала районная газета «К коммунизму», видела в: «Воспитании школьников в духе высокого патриотизма, любви к Родине, жгучей ненависти к фашистам, храбрости, мужества, бесстрашия». На решение этой задачи были направлены усилия всего педагогического коллектива, партийной, комсомольской и пионерской организаций.

Многие учителя ушли добровольцам на фронт. В их числе преподаватели: математики Леонид Васильевич Левицкий (погиб), географии Павел Иванович Елисеев (погиб), немецкого языка Валентина Васильевна Назарова, физкультуры Людмила Ивановна Зуева, истории Лилия Леонидовна Зарева, Маргарита Братчикова.

Первыми из Верхних Муллов подали заявления в военкомат с просьбой отправить добровольцами на фронт 10 девушек, бывших учениц школы: Тамара Беляева, Александра Губина, Вера Денисова, Александра Зайцева, Клавдия Красильникова, Лидия Рязанова, Тамара Суслова, Любовь Журкова, Галина Черепахина, Нина Бояршинова. Всю Великую Отечественную войну девушки защищали небо Москвы.

Собирая материалы об учителях и учениках, я встретился с ветераном школы Аркадием Никитичем Пьянковым. В беседе со мной он вспомнил своих одноклассников: Ваню Селезнёва, Женю Ивановна – они погибли, Михаила Панкова – умер от тяжёлой болезни после войны.

Аркадий Пьянков в июле 1941 года был направлен для учёбы в Пензенское артиллерийское училище. Война уже подступала к сердцу страны – Москве. Обстановка на фронте тяжелейшая. Фронту постоянно требовались резервы. Курсантам-артиллеристам не дали закончить учёбу. В составе 26 отдельной стрелковой бригады курсантов Аркадий Никитич прибыл на фронт под Москву 5 декабря 1941 года. В этот день советские войска начали знаменитое контрнаступление. После выгрузки из эшелона курсантов сразу бросили на передовую, в самое пекло.

«Наша бригада, - вспоминает Аркадий Никитич, - несла тяжёлые потери. Каких-то особых боевых дел и подвигов за собой не помню. Так же, как и все, мёрз в окопах, ходил в атаки, стрелял из винтовки, лежал в снегу под огнём врага – что здесь особенного! Обычная работа на войне». 17 февраля 1942 года во время миномётного обстрела Аркадия Никитича тяжело ранило в ноги. Долечиваться его отправили в госпиталь №5936, который размещался в построенном до войны новом здании Верхнемуллинской школы. Так судьба вновь свела Аркадия Пьянкова с родной школой.

В современном кабинете директора была операционная, а в кабинете биологии – палата для раненых, в которой он лежал. Из-за тяжёлого ранения А.Н. Пьянков был комиссован и до конца войны работал в госпитале.

Выпускник 1940 года Александр Николаевич Беляев сразу после сдачи экзаменов был призван в армию. Служил на Западной Украине под городом Ровно в танковой школе. Учился воевать на устаревших танках Т-26, Т-28, БТ-7, Т-35. Первый бой Беляев принял под Владимиром-Волынским. Потом были тяжёлые бои, отступления, гибель боевых товарищей, окружение. Прикрытие с воздуха было скверным. Советские танки без него становились отличной мишенью для немецкой авиации и горели, как свечки.

Закончил войну 9 мая 1945 года в Кенигсберге – столице Восточной Пруссии. Но не домой пришлось после Победы ехать солдату, а в воинском эшелоне на Дальний Восток. В августе 1945 года бои с японцами, тяжёлый переход через Большой Хинган. Вторая мировая война закончилась для Александра Николаевича Беляева в Порт-Артуре, откуда 40 лет назад, в 1905 была вынуждена уйти русская армия. О том, как воевал, говорят награды: медаль «За отвагу», орден Красной Звезды за бои на Западе, второй орден Красной Звезды за мужество и доблесть, проявленные на Востоке.

Пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны Степан Шерстобитов, Иван Красильников. Заведующий школой колхозной молодёжи (в 1931 году она объединяется с начальной Вернемуллинской) и географ Павел Иванович Дергачёв погиб в 1942 году под Сталинградом.

В фондах Музея истории Пермского района есть фотография, датированная 17 ноября 1939 года. Место фотографирования – район города Витебска в Белоруссии. На фотографии три друга, три лётчика. Молодые, сильные, красивые, в новенькой безупречно сидящей военной форме. В центре фотографии уроженец Верхних Муллов Иван Субботин. В 30-е годы Иван учился в Верхнемуллинской школе в одном классе с Верой Павловной Баклановой. Когда я показал ей фотографию, она, сразу узнав Ивана, заплакала. Иван был добрым, отзывчивым, очень весёлым, хорошим товарищем, отличным спортсменом, мечтал стать военным лётчиком. И стал.

Известно, в каком тяжёлом положении оказалась авиация нашего Западного Особого Военного округа (Белоруссия). Скученная на нескольких аэродромах из-за недальновидности нашего военного руководства, она в первые часы войны подверглась тяжёлым ударам авиации противника и понесла огромные потери. Оставшимся в боевом строю лётчиком пришлось сражаться с гитлеровскими асами в крайне неблагоприятных условиях. Иван Субботин и два его боевых друга геройски погибли в первых боях.

Выпускник школы Андрей Бакланов был очень одарённым юношей. Увлекался геологией, литературой, математикой, ему прочили большое будущее. Как и его отец, он поступил учиться в Свердловский горный институт. Из института в 1941 году ушёл добровольцем в Красную Армию. Воевал с фашистами в частях легендарных «Катюш». Старший лейтенант Андрей Павлович Бакланов пал смертью храбрых 24 февраля 1943 года в районе города Курска. Посмертно награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

Лётчик-истребитель Борис Костарев, сын старейшей учительницы школы, прошёл всю войну, провёл немало успешных воздушных боёв с лётчиками «люфтвафве». За мужество и героизм, образцовое выполнение заданий командования награждён четырьмя боевыми орденами и многими медалями.

В аттестате об окончании школы Александра Федоровича Мехоношина поставлена дата 15 июня 1941 года. Он, как и многие его сверстники, со школьной скамьи ушёл на фронт. Сражался с врагом в соединениях гвардейских миномётов. Был ранен, тяжело контужен. Награждён орденами Славы 3 степени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалью «За отвагу». Вернувшись домой, поступил в учительский институт. После его окончания в 1949 году был направлен в Верхнемуллинскую школу, в которой много лет преподавал физику и математику. Александра Федоровича хорошо помнят его ученики. К сожалению, старые раны вырвали ветерана из жизни.

В годы войны школа пополнилась эвакуированными учащимися из Москвы, Ленинграда, Витебска, Калинина и других городов. Учиться приходилось в три смены.

Помочь фронту стремились все, кто остался в тылу: и взрослые, и дети. С мая по октябрь практически все ученики школы помогали колхозникам в колхозах им. НКВД, «Восход социализма» и «За оборону». Многие старшеклассники пошли работать на предприятия, трудились в мастерских, ремонтировали оружие, изготавливали боеприпасы.

За годы войны учениками и учителями школы собраны для фронта десятки посылок. Так, в феврале 1944 года отправлено в Действующую армию две большие посылки красноармейцам, в которых находились 69 вышитых кисетов, 280 листов бумаги, 12 тетрадей, 99 открыток, 313 конвертов, карандаши, записные книжки, тёплые вещи и многое другое. Какое это было богатство для ребят можно судить по тому факту, что всю войну самим учащимся приходилось писать в тетрадях, изготовленных из старых газет. Ученики написали и вложили в посылки письма, в которых рассказали фронтовикам о своей учёбе и попросили их побыстрее победить фашистов.

К 25-й годовщине Красной Армии учителя и учащиеся школы собрали 21840 рублей на постройку боевых самолётов. К примеру, 4а класс (классный руководитель Колобова) собрал более 2200 рублей, а 6б (классный руководитель Л.И. Зуева) 1360 рублей. Многие учащиеся, которые летом отлично поработали в колхозах, перечислили из своего заработка по 100 рублей, а Людмила Патрушева и Виктория Иванова по 1000 рублей.

Не оставались без внимания школьников семьи фронтовиков, эвакуированных, а также погибших воинов. Им помогали тимуровские команды 4а, 4б и других классов школы. О самых активных- тимуровцах Слободском, Пасатских, Левицкой, Чудиновой, Кап, Елькиной, Полевой, Трапезниковой, Иньковой, Кесельман в марте 1943 года писала районная газета «К коммунизму».

Всю войну на опытных делянках Верхнемуллинского овощного сортоиспытательного участка в период летних каникул работало комсомольско-молодёжное звено из 15 девушек, учениц старших классов. Благодаря соблюдению сложной методики государственного сортоиспытания, высокой культуре труда, дисциплине, старанию, упорству удалось в 1941-1944 годах добиться урожайности по всем культурам в 2-3-5-10 раз большей против Государственного плана(!). В 1945 году звено стало победителем Всесоюзного социалистического соревнования. Звеньевой знаменитого на всю область звена была ученица 9 класса Вита Иванова.

В апреле 1943 года райком комсомола провёл молодёжный лыжный агитпоход по району под лозунгами: «Всё - для фронта! Всё – для победы!» и «Смерть фашистским оккупантам!» В патриотической акции участвовало 345 человек. Особо активное участие в походе приняли комсомольцы из Верхнемуллинской школы.

Труд учителей и учеников в годы войны отмечен высокими наградами. Более 10 человек, в том числе будущий директор школы Л.М.Субботин награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», учительница Ольга Василькова медалью «За трудовое отличие», а завуч и директор школы Я.М.Харанен значком «Отличник народного просвещения».

Особая забота – раненные госпиталя № 5936. Девочки ремонтировали солдатское бельё, дежурили в палатах. Как же благодарны были раненые за заботу о них, каким теплом веяло от их улыбок и рукопожатий! Но, пожалуй, самую большую радость доставляли им детские концерты, которые устраивались прямо в госпитальных палатах. Учащиеся видели, как поднимается настроение бойцов, как радовались они, чувствуя, что краски жизни для них не померкли. И какими глазами смотрели раненые на детей! Каждый думал в такие минуты о своих детях и как бы прикасался к родному дому, к своей семье.

В суровые годы страшного лихолетья трудно было всем, в том числе и школе. И всё же школа поддерживала своих питомцев, чем могла. Ученица школы военных лет Капитолина Павловна Багадина до сих пор помнит, как их кормили горячей «болтушкой». В РК ВКП(б) выдавали талоны на получение супа, сваренного из одной мороженной капусты. В голодные военные годы и она была радостью для детей. «Помню,- вспоминает Капитолина Павловна,- получила кастрюлю этого «супа», иду домой, а от соблазна попробовать не могу удержаться. Поставлю кастрюлю на снег, выловлю немного капустных листьев и в рот. Очень вкусно! Взрослые проходят мимо и как-то вымученно улыбаются- жалеют».

В классных комнатах зимой было очень холодно, т.к. не хватало дров для отопления. Часто отключали электричество. «Самым страшным для нас, учителей,- рассказывала Вера Павловна Бакланова,- были детские слёзы. Почти каждый день приходили похоронки с фронта. Мы успокаивали детей как могли. Детские слёзы – самое тяжёлое моё воспоминание о войне, и ещё, конечно, гибель брата Андрея».

В суровые годы Великой Отечественной войны Верхнемуллинская школа не оставалась без внимания местной власти, соседних колхозов. Помогали продуктами, дровами, одеждой, в праздники дети получали очень скромные, но очень сладкие подарки. В 1944 году от союзников американцев прислали картонные барабаны с леденцами.

В учёбе, труде, горе и маленьких человеческих радостях Верхнемуллинская школа встретила Великую Победу. Победу, выстраданную и добытую неисчислимыми жертвами, страданиями и несокрушимой стойкостью. Уроки в тот памятный весенний день отменили. Все кричали «Ура!», плакали и смеялись. И учителя, и ученики.

С окончанием войны завершился, может быть, самый трудный и ответственный этап в истории Верхнемуллинской школы. Экзамен на зрелость она выдержала с честью.

________________________________________________________

Литература и источники:

[1].Багадина К.П. Воспоминания. – Рукопись, 2002 г. (Личный архив краеведа О.В. Невзорова)

[2].Бакланова В.П. Воспоминания. – Рукопись, 2004 г. (Личный архив краеведа О.В. Невзорова)

[3].Беляев А.Н. Воспоминания. – Рукопись, 2002 г. (Личный архив краеведа О.В. Невзорова)

[4].Воспоминания о Верхнемуллинской школе бывших учителей и учащихся.–Рукопись, 2004 г. (Личный архив краеведа О.В.Невзорова)

[5].ГОПАПО ф. 1164, оп. 1, д.д. 3, 5, 8

[6].ГОПАПО ф. 2702, оп. 1, д.д. 4, 6

[7].Газета «К коммунизму». - №№ 3, 4, 11. 13, 18, 54 за 1943 год; №№ 8, 43 за 1944 год; №№ 2, 13, 20 за 1945 год

[8].Мехоношина З.М. Воспоминания. – Рукопись, 2002 г. (Личный архив краеведа О.В. Невзорова)

[9].Пьянков А.Н. Воспоминания. – Рукопись, 2002 г. (Личный архив краеведа О.В. Невзорова)

05.01.2003г.-12.11.2004. г. Пермь

Война ворвалась в нашу жизнь...

На моём письменном столе лежат два исписанных листка. Это автобиография удивительного человека, учителя от Бога, как говорили о нём коллеги, кумира детей, директора Верхнемуллинской средней школы (сейчас это средняя общеобразовательная школа №107 города Перми) Льва Михайловича Субботина. На документе, хранящемся в музее истории Индустриального района, поставлена дата – 22 апреля 1990 года.

Четырнадцать лет назад по просьбе совета ветеранов войны и труда Лев Михайлович написал её.

Это даже, на мой взгляд, не совсем биография. Скорее – яркие и точные воспоминания Льва Михайловича о своём военном детстве. Воспоминания, как ещё одно свидетельство о Великой Отечественной войне, память о которой должна жить вечно.

Благодаря этому документу мы получили возможность ещё лучше узнать и представить, как жили мальчишки и девчонки далёкого от фронта села Верхние Муллы.

Да, они были детьми и жили своей детской жизнью, но многие заботы и занятия у большинства из них не были детскими. Шла война. Этим всё измерялось. И главным для себя они считали помогать стране и народу выстоять в страшной битве с немецким фашизмом.

Как сообщает о себе Лев Николаевич, он родился 23 декабря 1930 года в городе Лысьва. В девятимесячном возрасте перевезён в Верхние Муллы, где прожил всю жизнь. Его воспитывала тётка – сестра отца, которую он называл мамой.

Ему было десять лет, когда началась Великая Отечественная война. Он услышал страшное слово, купаясь в речке Мулянка, из уличного репродуктора. Стоял жаркий день 22 июня. Мало что понял, но увидев встревоженные лица людей, побежал домой.

Началась военная жизнь. Вскоре прекратилась свободная продажа продуктов, появились карточки. На двоих с матерью они получали 600 граммов хлеба в день. От голода спасала картошка. Дети недоедали. Школа, как могла, поддерживала детей, кормили бесплатно мучной болтушкой, а иногда давали даже булочки.

По свидетельству Л.М. Субботина не все дети смогли продолжить учёбу в школе, особенно учащиеся старших классов. Многие бросали школу и шли работать в колхоз «Восход социализма». Некоторые летом работали, а зимой учились. Девочки трудились на полях, а мальчишки работали коновозчиками. Возили мешки с зерном и ящики с овощами.

С весны 1942 года Лев работает в колхозе пастухом. Овец выгоняли на пастбище в шесть утра, а возвращалось стадо часов в девять вечера. И так в любую погоду, каждый день с мая по октябрь, три военных года. «Стоишь, бывало, под дождём или первым снегом, и хорошо, если под ёлочкой, а уйти нельзя, овцы требовали постоянного догляда. Часто приходилось идти домой позади стада, а на руках два, а то и три ягнёнка, только что родившихся».

В воспоминаниях находим удивительно лирическую зарисовку комического случая, происшедшего с вожаком стада. Вожаком был огромный козёл, прозванный за длинную и курчавую шерсть Цыганом. Жил Цыган зимой на конном дворе при школе.

Как-то по дороге в школу мальчик встретил своего любимца, приласкал его и, не оглядываясь, вошёл в здание школы. А козёл, оказывается, за ним. О появлении вожака возвестил истошный визг первоклашек и строгий голос завуча: «Чей козёл, кто привёл?» «Пришлось признать «родственника» и проводить к месту жительства на конюшню», - смеётся в повествовании Лев Михайлович.

В 1945 году его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Впоследствии были и другие награды, в том числе учительская – значок «Отличник народного просвещения РСФСР», но самой дорогой Лев Михайлович считал первую награду, очень ей дорожил и гордился.

В годы войны дети рано взрослели, становились серьёзными, и всё же оставались детьми. Конечно, играли. Главная игра – игра в войну. Были свои штабы, командиры, секреты, сражения. Но в войну именно играли – без драк и крови.

Было искреннее желание поддержать, прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается. Сочувствие и сострадание – характерная черта отношений между людьми тех лет. Каждый день война приходила в чей-то дом горем. Похоронки… Ребята видели боль и несчастье в глазах сельчан, потерявших родных и близких, тревогу и переживание за тех, кто на фронте.

В школе были организованы тимуровские отряды. Ученики ходили по домам, помогали красноармейским семьям заготавливать дрова, очищать от снега дорожки и ограды.

Почему бы и в наши дни не возродить замечательные традиции тимуровского движения? Сколько людей сегодня нуждаются в помощи. Тогда у современных парней и девчат не осталось бы времени на дурное.

Особая забота – госпиталь для раненых. Он размещался в построенном ещё до войны новом здании Верхнемуллинской школы. У каждого класса была подшефная палата. Ребята приходили и в праздники и в будни. Ставили концерты, дарили немудрёные подарки, угощали домашней стряпнёй.

В августе 1942 года в госпиталь привезли долечивать раны Аркадия Никитича Пьянкова. Бывший ученик школы ушёл на фронт осенью 1941 года, во время наступления под Москвой в феврале 1942 года была тяжело ранен в ноги. Во время подготовки статьи я встречался с Аркадием Никитичем. Он вспоминает паренька маленького роста в военных брюках, всегда приветливого и очень подвижного.

После войны судьба на многие годы свела этих людей вместе, но уже в качестве коллег, учителей в родной школе.

Особое место в воспоминаниях Льва Михайловича занимает лаконичное, но яркое и эмоциональное описание дня Победы.

«… Было раннее утро. Жильцы нашего дома спали. Вдруг раздался сильный стук в ворота. Это колотил руками и ногами мой друг Лёвка Кау – эвакуированный из Ленинграда. «Включайте радио, Победа!» Едва выслушав Левитана, мы побежали в школу, а тут сбежалось уже полшколы. Молодые учительницы от радости плясали и плакали. В клубе начался митинг. Говорили, плакали, опять говорили, обнимались и поздравляли друг друга.

А потом появился грузовики. В кузов забрались все, кто хотел. Поехали в Пермь. Катались по улицам, пели песни, даже пробовали плясать. Вдруг выстрелы – это офицеры военного училища салютовали из пистолетов прямо из окон. Так бурно и восторженно прошёл первый день «Победы».

В том, что этот день наступил, была частичка труда Льва Михайловича Субботина. Его воспоминания – ценный штрих к истории Великой Отечественной войны.

01.09.2002г.-11.2004г.

Никто из нас не думал остаться в живых…

(по страницам фронтовой записной книжки – дневника А.Н.Беляева)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: