Моя жизнь прожита не зря

Татьяна Николаевна Бондаренкопринадлежит к людям особой закладки, склада ума, воли и характера. Такие люди рано, а точнее вовремя – поняли цену каждого дня и каждого часа. Время для них – это возможность искоренять зло и творить добро, возможность, ограниченная пределами часа, суток, всей отпущенной жизни. А это значит – постоянное дело, поступок, свершение. Иначе говоря работа каждый час, каждый миг. Дело, реальное и не отложенное дело – вот что составляет содержание всей жизни Татьяны Николаевны, определяет характер поступков и проясняет строй её размышлений о времени и о себе.

Я продолжаю повествование о людях, чья жизнь и судьба тесно связаны с Верхнемуллинской школой (ныне средняя школа №107), оставили яркий след не только в её истории, но и в истории Пермского района

Учительница, комсомольский, партийный секретарь, директор школы… Это вехи жизненного пути человека удивительной судьбы в которой отразились судьба целого поколения и судьба страны…

Таня ещё маленькой девочкой мечтала стать учительницей. И стала ей – не по должности, а по призванию и велению сердца. В своём призвание она нашла счастье. А счастье не приходит по заказу – его создают люди, влюблённые в жизнь, в труд и творчество, вдохновлённые и самоотверженные.

Мы беседуем с Татьяной Николаевной в её квартире. О смысле учительской жизни она рассуждает так: «Когда с помощью твоих рук хрупкий и сырой материал превращается в настоящего человека и сознательного гражданина, когда я пробуждаю добрые, светлые, благородные помыслы, чувства и идеалы, тогда я живой человек, и моя жизнь прожита не зря».

Отец и мать Татьяны Бондаренко (в девичестве Борисоглебская) происходили из семей образованных и интеллигентных. Николай Константинович Борисоглебский учился в Московском университете, но после революций 1871 года уехал к невесте в г. Елабугу. В гражданскую войну родители служили в 11 армии «красных» под командованием К.Е. Ворошилова. Брат отца не принял Советской власти и в 1919 году ушёл с войсками адмирала Колчака. Дальнейшая его судьба неизвестна.

В 1920 году в Ростове-на-Дону родилась девочка, которую назвали Таней. После окончания гражданской войны родители переехали в Казань. Отец стал работать в губсельхозуправлении. Через несколько лет последовал переезд в г. Свердловск.

Детство, отрочество и юность у Танечки были счастливыми. В семье –относительный достаток, уважительное отношения между родителями и детьми. Мать много времени и сил отдавала воспитанию дочерей.

Таня отлично училась, занималась спортом. В 1934 вступила в комсомол. Рано проявила организаторские способности. Вела большую общественную работу, избиралась секретарём школьной комсомольской организации, а в летние каникулы уезжала в пионерский лагерь отрядной вожатой. После окончания средней школы Таня поступает на исторический факультет Молотовского педагогического института. Едва начался учебный год, как неожиданно приходит ревожная телеграмма от мамы: «Отец арестован. Выезжай немедленно». На календаре–страшный и кровавый 1938 год.

Николай Константинович выполнял обязанности общественного редактора стенгазеты сельхозуправления Уральской области, где работал, и просмотрел какую-то заметку с незначительными погрешностями. Кто-то посчитал заметку политически вредной. В результате – донос, обвинение по 58 статье и приговор 5 лет лагерей. Домой отец возвратился в 1943 году.

Перевод на заочное отделение Свердловского пединститута дочери «врага народа» не разрешили по причине отсутствие мест». Таня возвращается с мамой в Молотов, переводится на заочное отделение и ищет работу – семья осталась без средств.

Она получает назначение учителем начальных классов в Хмелевскую школу Верхнемуллинского района. 11 ноября 1938 г. начинается учительская биография Татьяны Николаевны. Молодая учительница энергично взялась за дело, -учит детей, работает с деревенской молодёжью, организует комсомольскую ячейку, художественную самодеятельность и кружок ликвидации безграмотности («ликбез»).

Своё материальное положение Татьяна Николаевна оценивает, как «беспросветную нужду». Но так жило большинство окружающих, а любимая работа не оставляла места для уныния. «Мы были оптимистами, перед нами стояли конкретные, вполне достижимые, на мой взгляд, светлые и благородные цели, идеалы, в которые мы искренне верили», неоднократно подчёркивает Татьяна Николаевна о своём рассказе, об этом периоде своей жизни. На вопрос об отношении к Сталину тогда, в конце-30 годов, после несправедливого ареста отца, полунищенского существования, последовал убеждённый ответ: «Ничего плохого не думала кроме готовности идти за него на смерть. Так нас воспитали, да и многое мы не знали тогда».

Активную и инициативную девушку вскоре заметили в райкоме комсомола. С 1 мая 1939 года она работает старшей пионервожатой и учителем начальных классов Верхнемуллинской школы. Татьяна Николаевна и в новом коллективе по прежнему самокритична, искренна, честна перед собой, требовательно и пристрастно размышляет о своём месте в жизни, убеждена, что достижение общей цели – личная задача каждого. Молодому педагогу было с кого брать пример, у кого учиться. В школе трудились такие талантливые учителя, как Е.Л. Курочкина, Е.К. Костырева, Я.М. Харанен, З.Ф. Бурылова, Т.Ф. Коробова и другие. С особенной теплотой и нежностью Татьяна Николаевна говорит о Курочкиной Елене Леонидовне: «Я называла её второй мамой».

Великая Отечественная война перевернула все представления о человеческих возможностях. В годы войны Т.Н. Бондаренко работает первым секретарем РК комсомола. Забот у комсомольского вожака намеренно. Трудились так, как в мирное время казалось невозможным, непосильным, нереальным. Работали без выходных. Главная задача – организация молодёжи на активную помощь фронту. Линия фронта проходила не только по полям сражений. Она проходила и по хлебным полям, где борьба за каждый килограмм зерна расценивалась как конкретный вклад в приближении Победы.

Татьяна Николаевна руководит созданием фронтовых комсомольско-молодёжных бригад, звеньев из старших школьников, участвует в работе женсоветов, организует и проводит слёты молодых пахарей, доярок, сеяльщиков. Она до сих пор убежденна в том, что войну на своих плечах вынесли женщины и подростки. Вот один из примеров. В августе 1943 года поступил звонок из РК партии: «Поднимай гвардию (комсомольцев). Надо срочно загрузить зерном и отправить две баржи из Нижних Мулов». Работали трое суток, и днём и ночью, но баржи с хлебом ушли по назначению в срок. Ещё одна маленькая победа. А сколько их было, приближавших одну – великую и окончательную.

В райкоме комсомола организовали пункт по сбору тёплых вещей, посылок, продуктов для фронтовиков. Население безвозмездно отдавало свои сбережения в фонд обороны СССР, делило кров и последний кусок с эвакуированными. Работники РК комсомола много времени уделяют развитию тимуровского движения, важного и нужного для детей, начатого ещё до войны. Главная забота тимуровцев – шефство над семьями фронтовиков и ранеными в госпиталях. С малышами оставались, помогали в заготовках дров, присматривали за стариками. На территории Пермского района в годы войны размещались эвакогоспитали №№ 4885, 1340 в пос. Платошино, №4878 в пос. Юго-Камский, №5936 в с. Верхние Муллы.

«Самую большую радость, - рассказывает Татьяна Николаевна, доставляли раненым детские концерты, которые устраивались прямо в госпитальных палатах. Мы видели, как поднимается настроение красноармейцев, как радовались они, чувствуя, что краски жизни для них не померкли, и каждый думал в эти минуты о своих детях и как бы прикасался к родному дому, к своей семье».

Война разрушила семейное счастье Татьяны Николаевны. В боях с фашистами погиб её муж Сникин Гавриил Георгиевич. Он сражался командиром батареи и посмертно награждён орденом.

Победа в мае 1945 года ворвалась безудержной радостью, ликованием слезами счастья и горя, каким-то невероятным душевным потрясением.

В последние годы Т.Н. Бондаренко много и напряжёно работает. Признанием её авторитета и заслуг в организации комсомольского и пионерского движения явилось избрание в 1949 году делегатом 11 съезда ВЛКСМ. Незабываемые впечатления, новые встречи. В 1952 г. после окончания Высшей партийной школы она избирается вторым секретарем РК партии. Резко прибавилось забот: укрупнение колхозов, укрепление промышленных предприятий, советская и партийная учёба. Главным в работе на этом посту Татьяна Николаевна считала «общение с людьми». Её знали и видели в самых отдаленных уголках крупнейшего сельского района Пермской области. Жителям запомнилась женщина деловитая, принципиальная, не без властности, не терпящая звонких фраз и пустых обещаний, открытая для общения, что характерно для личностей незаурядных.

В 1959 году произошёл очередной поворот в жизни Татьяны Николаевны. Она даёт согласие стать директором Верхнемуллинской школы, заменив ушедшего из-за тяжёлой болезни А. Космачёва. Так окончательно сбылась её мечта.

Новый директор поставила перед собой цель – программу: «Одна из старейших школ в Прикамье станет лучшей и передовой». Татьяна Николаевна считает, что этот период в её жизни – самый счастливый. Сразу обрушился «девятый вал» больших и малых проблем. Здание школы, построенное ещё до войны, нуждалось в ремонте и реконструкции. В начале 60-х годов в ней обучалось более 1300 детей, занятия проводились в три смены, все располагались в одном здании, не было водопровода, парового отопления и канализации, уроки труда проходили в старом бараке. Одних дров требовалось заготовить 1,5 тыс. кубометров. Огромные печи топить начинали с вечера.

Легко ли было решить эти вопросы директору, пускай даже члену бюро райкому партии, бывшему второму секретарю? Много приходилось преодолевать бюрократических преград, требовать, просить, убеждать, согласовывать. И дело сдвинулось. Да ещё как! За какие-нибудь несколько лет с 1960 по 1964 гг., в школе появились паровое отопление и водопровод, построены здания для производственных мастерских и начальной («маленькой») школы, спортзал. Ни у одной школы района не было такой красивой зелёной пришкольной площадки. На ней, под старыми легендарными липами, была сцена, скамейки для зрителей, спортивные сооружения. При хорошей погоде все праздники проводились здесь.

Одновременно с реконструкцией и расширением школы шло глубокое обновление всего учебно-воспитательного процесса. Осваиваются новые программы и передовые методики преподавания предметов. Школа первой в районе начинает формировать группы продлённого дня. С 1962 г. вводится профессиональное обучение. Школа становится базовой школой района и продолжает оставаться методическим центром подготовки будущих учителей при Пермском пединституте. Ежегодно проводятся для учителей района и области десятки семинаров, конференций, педагогических чтений. Работа кружков юных натуралистов, математиков и туристического краеведения получает признание в районе и области. Слаженно, творчески работают пионерская, комсомольская и партийная организация. Активно проводится историко-поисковая и военно-патриотическая работа. Существует культ театра и спорта. Ученики и учителя говорили о Татьяне Николаевне: «Наш пионерский директор». Опыт школы изучается и внедряется в практику работу всех сельских школ и детских домов района.

Во всём этом сложном, многогранном и трудном процессе Т.Н. Бондаренко проявляет себя как директор-новатор. Золотой фонд школы — её учителя. Татьяна Николаевна много сделала, чтобы поднять авторитет учителя и престиж учительского труда. Не случайно более 60 выпускников школы 50-70-хх годов избрали профессию учителя, многие работали и работают в родной школе. Рядом с Т.Н. Бондаренко работают блестящие педагоги: Г.Н. Волкодав, В.П. Лезгина, Л.М. Субботин, В.П. Неустроева (Бакланова), Э.Т. Ставер, А.Н. Пьянков, З.М. Мехоношина, Р.М. Якимов, Р.Н. Вахлаков, В.И. Сагадеева, А.А. Иванова, К.П. Багадина.

В 60-е годы Верхнемуллинская школа окончательно сформировалось и состоялось как образовательный и культурный центр большого микрорайона. Это годы расцвета школы. Она стала для большинства своих питомцев вторым домом, в котором они получили не только знания, но и уроки жизни, добра, справедливости. Их нельзя забыть. Школа помогала, боролась за каждого, самого трудного ученика. И дети отвечали родной школе, директору и учителям искренней любовью и уважением.

Татьяна Николаевна обладала сложным характером. Не всем и не всегда нравилась её повышенная требовательность, принципиальность, умение жёстко спросить за упущение. Но ведь с себя она спрашивала ещё строже, не давала расслабиться. Кто знает, сколько времени она отдыхала на посту директора школы и отдыхала ли вообще? Но никогда не забывала о воспитании троих сыновей и вырастила их честными и достойными людьми.

При прощании я спросил Татьяну Николаевну: «Не жалеет ли она о своём жизненном выборе?» Она немного задумалась, устало опустило руки и произнесла: «Я счастлива, что прожила такую жизнь». Её глаза излучали доброту и свет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: