Статьи Соловецкого списка о наследовании дочерей

Статьи устанавливают особый порядок наследования дочерей и сыновей – их братьев, отличный от традиционного древнерусского права. По Пространной Правде (ст. ст. 91, 95), дочери лично свободных людей и феодалов при наличии сыновей не наследовали, что подтверждалось Судебниками 1497 (ст. 60) и 1550 гг. (ст. 92). В.О.Ключевский отмечал, что «эта норма была чужда русскому наследственному праву и никогда в нем не действовала», она была внесена «на всякий случай, в чаянии, что и она может пригодиться»559 [Ключевский В. О. Курс русской истории, т. I, с. 260-261]. Вместе с тем нормы этих статей имеют соответствия в византийском праве (Прохирон-Закон Градский, грань 29, гл. 11; грань 33, гл.9). Составитель статьи – образованный церковный книжник, знавший о падении Константинополя и особой роли, которую играла после этого Трапезундская империя, знакомый с собраниями переводных памятников права по Кормчим книгам.

Истыи свидетели – настоящие, достойные доверия.

РУКОПИСАНИЕ КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА. XIII В.

Введение

«Рукописание князя Всеволода» – ценнейший памятник, сохранивший единственный дошедший до нас устав купеческой корпорации в Новгороде. Он посвящен регулированию отношений князя, епископа и города с церковью Ивана на Петрятином дворище, которой было предоставлено право извлечения в свою пользу доходов от взвешивания воска, а также отношений этой церкви с корпорацией «пошлых» купцов.

«Рукописание» составлено от имени новгородского князя первой половины XII в. Всеволода Мстиславича, однако, будучи пронизано многочисленными анахронизмами относительно времени его деятельности, в действительности закрепляет порядок, сложившийся в Новгороде не ранее второй трети XIII в.

Памятник известен в двух изводах – Троицком и Археографическом. Первый сохранился в единственном списке третьей четверти XVI в., но более полно отражает древний оригинал. Второй известен не менее чем в 23 списках XV – XIX вв., объединяемых в четыре вида: Археографический, Соловецкий, Летописный и Житийный.

Списки Археографического извода содержат материалы, свидетельствующие об изменении порядка организации финансов церкви Ивана в XIV в., и, следовательно, дают возможность исследовать динамику существенных преобразований новгородского права.

Тексты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: