Челобитная «мира» московского царю Алексею Михайловичу (1648 г., июня 10)

Богом избранному, яко Давыду Кроткому и всякими добродетелми превосходящему паче всех причастник своих православных царей и великих князей, на памят вечныя роды воссиявшему государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии бьют челом и плачутца кровными слезами народ хрестиянеск, дети церкви христовы, ихь же породи церковь от крещения паки банею бытия, холопы и сироты твои; по многия времена блаженныя памяти отцу твоему государеву, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и тебе, великому праведному государю, бьем челом и докучаем многими кровними слезами [всех] чиновые люди на твоих государевых крестопреступников и мира [мучител]ей, а на своих разорителей о насильстве, о обидах, на всяких приказ­ных людей о управе во всяких делах; и блаженные памя­ти отец твой государев, великий государь царь и вели­кий князь Михаил Федорович всеа Русии и твое царское величества страшною своею рукою, [милостивым] при­зрением, косалис вы сами, государы, приимали у нас, у [всяких] чинов людей кровослезныя наши челобитенки, и, слушав их, отец твой, государь, блаженные памяти государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии и по отце своем ты, великий государь царь и вели­кий князь Алексей Михайлович всеа Русии, указывал про их приказных людей воровство, и про посулы, и про наше разоренье, и про поклепы, и про насилство сыскиват своим государевым ближним рачителем и первостоятелному блаженныа памяти боярину князю Ивану Борисовичю Черкаскому, да боярину Федору Ивановичю Шереметеву, да боярину Борису Ивановичю Моро­зову; и по сыску блаженные памяти отец твой государев и великий государь царь и великий князь Михайло Фе­дорович всеа Русии и ты, по отце своем великий госу­дарь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, велели докладыват себя государя; и по вашему государеву указу их боярским [...] сыскивав приказных людей воровство многое, про посулы, и про поклепы, и про насилства сыскано давно, а вашего государского указу не учинено для того, что вас великих государей не доложено. А уличен[ные] вся воры видят себя в своем воровстве в обличенье, как есть бестыдные злыя губители зло ко злу прилагают и погибел себе собирают, будучи у ваших государевых дел, пушши прежнево слым своим ухищрением твою государеву казну тошат, от вашего государево жалованья со всяких людей, которые у них под началом, не посулы быт то оброки берут, и строят себе домы болщие каменные, и всякое богачество завели не по своей меры, чево из старой при прежних государей у дьяков и у подьячех не бывало, и своим злохитрьством ищут над нами за наше правое челобите, хотят нась погубити, чтоб тем сыскным делам об их во­ровстве у тебя государя в [...] дени быт и в забвении учинит. А мы холопы и сироты вам о таких делах вперед часто докучат не смеем; видели блаженные памяти отца твоего государева и ныне видим твою государскою ко всем неизреченную благоутробною милость, не токмо ко благим кротким, но и к строптивым, и вся народное мно­жество московского государства блаженные памяти отца твоего государева и твоему царскому человеко­любию и долгатерпению удивляютца, как [отец] твой государь блаженные памяти долготерпел, и ты великии ж государь долгоже терпиш и щадиш и милуеш, не хочеш своего царского суда и гневу пролити на них; а ведомо блаженные памяти отцу твоему государеву и тебе праведному государю самому, что богь над московским государством преж сего учинил, дондеже мало не всех потребил, и всу ту язву блаженные памяти отцем твоим [государе]вым, государем царем и великим князем Михаилом Федоровичем всеа Русии, и тобою, великим государем царем и великим князем Алексеем Михайловичем всеа Русии, укротил. И избрал Богь бла­женные памяти отца твоего государева и тебя, великаго государя, паче причастник твоих, и вручил вам госуда­рем царьские менночоты[88] во оттишение злодеем, в похвалу добродеем. И ныне за вашим царским долго­терпением у тебя, государя, умножилось тех злодеев, которые тебе, государю, добра не хотят, будучи у твоих государевых дел, толко богатство собирают и мир губят, и от их губителства, и от корыстей, и от насилства мно­гие твое жилые места от ех помошных [безпомощных] людей опустели; и тем губителством и корыстью тебя, государя, со всею землею сарывают, и уж мало и не ссорили, и воистенну, государь, вся народное множество московского государства и все граде всей твоей госуда­ревы державы от неправды стонут и со всею твоею государскою землею, многое нестроение и в царствующем твоем граде и в иных многих местех было многое огнен­ное попаление за то, что к вором вашего государского долготерпение и всем плодом зимным веде стало оскуде­ние. И виде то, всяких чинов твоих государевы и приказныя люди все укланилися на мзду и на лукавство, и от того в мире малородные и беспомошныя погибли, а и ныне погибають от своих розарителей и толко в смер­ти место живот получили, а ныне и животу своему не рады, потому что много блаженные памяти отцу твоему государеву докучали и тебе, великому государю, доку­чают жа на розарителей своих, по боярскому сыску, о управы, и ожадают блаженные памяти отца твоего государева и ныне жодают твоего царскаго указу, и по ся места волочатца, [служа] паче всех убогих в последных и нишете, не имеют, где государевы [головы] своя подкланнити, и з женнами и з детми на всяк день питаяся хлебом слезным, и недоумелися блаженные памяти отца твоего государева и ныне недоумеются, как у тебя, велика государя, милосты и управы на своих разорите­лей и на иных упросити, и которою вещь тебе, государю, о всямирных слезах припомянути, призри, государь, на свое царское достояние, не положи в забвение Псалмапевца Давыда Пророка и царя молившегося, и укрепле­ние царства сыну своему царю Соломону, Боже, суд твой царевы даждь, и правду твою сыну цареву, да судет всем людем и нишим твоим в правду, и спасет сыны убогих, и смирет клеветника, и восият во днех Его прав­ду и множества мира, и обладает от моря до моря и от рек до конца вселенные и вси врази его пред ним при­падут, и дары принесут, и покланятся ему вси церкви[89] земстии, и вси языцы пороботают ему, яко избави ниша от силна, убога ему ж не бе помошни­ка, пощадит ниша и убога, и душа убогих спасет от лих­вы и от неправды избавит душа им, и честно имя его пред ними и жив будет, и помолятся о нем всегда, и вес день благославят его, и будет утвержение на земли, и превоснесетца паче ливана плод его и процветет, и будет симя его благословенно во веки, и исполнятся славы его вся земля; а во втором псалме богу движим ми его усть со многим прищением к вашему царскому правлению, слышети церкви[90] и разумеите, и прочая псалма того, а вам, государем, паче всех пророческая слово прикладно: избрал богь блаженные памяти отца твоего государева, великаго государя и великаго князя Михайло Федоровичя всеа Русии на московское царьство самозванным велением, а не восхотением, и плод церкви ему, государю, вась[...] и тебя, великаго госуда­ря царя и великаго князя Алексея Михайловича всеа Русии даровал, яко древнему Давыду. Услыши, госу­дарь, наше, холопят и сирот своих, всех православных хрестьян кровослезное челобитье, и подшися ведати всемирные и плач всех людей малородных и безпомошных в своем государстве, и во име реченное пророком, и учини незабвено, преж бывший божий гнев над мо­сковским государством, и в свое царское полати гречиших царей писаною царяградцкою прытчю, бывшаю при благочестивым царе Иустинияне, как однемь правидным судею гнев божие укротился, и неправда и обида престало; и тебе, праведному государю, мочно токож учинити: потреби [су]дей неправыдних и недоуметелных отставит, и видя ды посулы, и неправду, и волокиту, и нерозправду, утоли примногия слезы, оборони мало­родных и безпомошных от насиля и обид, да обратится гнев божий вспят, и всяка язва умолится, и ваше царст­во продлица во веки, розпростанится, и земля подасть изооболны и плоды во времена своя. Милосердый и пра­ведный и кроткий государь царь и великий князь Алек­сей Михайлович всеа Русии, призри на наше кровослез­ное челобите, учини свою государскою милость, вели, Государь, по сей чело [битной] своей государев указ учи­нити: будет животу или смерти достоины, вели, госу­дарь, мочанния и волокити болши тово учинити мзду, а в мочанье, государь, в болшой волоките во всяких делах всякое скверно чинится, и тебе, великому, докука множится. Царь государь, смилуйся, и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, смилуся, пожалуй, и против сего челобитья про всямирный плач сказка слышим в народ в разговорех, что думныя и недумныя дьяки укланились на мзду и на лукавство, никово никуды на приказ даром не отпустят, и никому никакова государева жалованья даром не дадут, все продают болшими ценами и в городех от приказных [тех] людей мир погиб, и ныне погибают, а всему великому мздоиманью Москва корень, на Москве продадут власть, а мирским людем от приказных людей чинится напасть; и подшился бы государь ведат всемирные плач, призвал к себе, государю, московских дворян, и городовых дво­рян же, и детей боярских, и московских гостии и гостиние сотни, и черных сотен середные и меншие стати, и всяких людей к великим сю челобитенку всемирнаго плача вычесть: дело ли великому государю бьют челом, и, вычетчи им, он, государь, всяких людей допросил, от каких от продаж и от насилства стонут и плачут, и оне сами про все про то государю скажут. А бьем челом всем миром государю о том, помне государево крестное целованя, и слышим во всем народе станание и вопль от силных неправды и от земских воевод [на полях: во градех, а в Москве от дьяков], и от то всяких приказных людей продажа болшая, а все плачутся на государя, что государь де за нас бедных, за малородных и за безпомошных не вступаетца, выдав свое государство на грабленье, а судей бы неправедных потребил, а недоуметелных отставить, а выбрал судью праведнаго, ково в суди ему, государю, богом известит, или бы положил государь всяких чинов на мирских людей, а мирские люди выберут в суди меж себя праведных и расудителных великих людей, и ему государю будет покой от то всякие мирские докуки ведати о своем царском венце, а ево государевым боярем будет время от ратных росправах и о разсудех в своих домех, потому что ево государскою розправною полату ево государевы бояря от­ставили, а вся за своими домашныими розправами, а всякою мирскою докуку к нему, праведному кроткому государю привели.

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. – М.:Высш.шк.,1989. – Вып.3. - С.146-150. - №10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: