double arrow

Основные этапы конфликта



1. Предконфликтное состояние.

Характеризуется внешним спокойствием, но в его рамках появляются условия, способствующие началу столкновения интересов (скрытый конфликт, в голове и в душе вы чувствуете, что конфликт может произойти, но по каким-то причинам он пока не происходит; как толь есть к чему придраться, возникает конфликт).

2. Возникновение объективной конфликтной ситуации. (зарождение конфликта).

Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и являются предпосылкой конфликта.

В этот период предрасполагающие условия получают такое развитие, что намечается реальное столкновение.(проект не был интересен, по мнению одной из сторон, оказалось, что он в итоге не одобрен.)

3. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия.

На этом этапе конфликтующие стороны начинают осознавать неизбежность столкновения интересов и выбирают вариант своего поведения в нем.

4Начало открытого конфликтного взаимодействия.

Возникновение повода, который способствовал первоначальному столкновению. Это могут быть неосторожно высказанное суждение, критическое замечание и т.п.




Развитие конфликтной ситуации на этом этапе изображено на рис. 6.

Один из участников взаимодействия, который осознал конфликтую ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения. Демарш - выступление, протест, требование или предостережение по какому-либо вопросу.- чаще дипломатическое выступление, например – отзыв дипломатического представителя.), направленным на нанесение ущерба «противнику».

Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия. (Может произойти смещение акцентов – большее значение имеет победа в конфликте, чем решение реальной проблемы.)

5. Развитие открытого конфликта или (Развертывание конфликтного взаимодействия и достижение апогея.)

На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.

Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути предмета конфликта – (то, из-за чего произошел конфликт).

Признаками конфликта могут быть высказанное в резкой форме недовольство, оскорбление обоюдное или одностороннее в вербальной или физической форме, демонстрация агрессивного поведения, угрозы и т.д.

6. Разрешение конфликта или углубление конфликтной ситуации.

Этот этап предполагает несколько возможных вариантов развития:

- Разрешение конфликта (устранение причин – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях вызывают его).



Разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решение суда и т.п.)

- «замораживание» конфликта, т.е. снижение напряженности до определенного уровня и гибкое управление развитием ситуации в последующем;

- угасание конфликта, когда в действие вступает народная мудрость («время лечит», «утро вечера мудренее»), которая предполагает, что с течением времени напряженность в конфликте спадет сама собой.

При определенных условиях возможно и углубление конфликтной ситуации.

К таким условиям можно отнести:

- неумелые действия руководителя;

- бескомпромиссность одной из конфликтующих сторон;

- обострение причин, лежащих в основе конфликта;

- целенаправленное обострение взаимоотношений оппонентов так называемыми подстрекателями (накручивают) и др.

Некоторые исследователи выделяют еще один этап.

7. Послеконфликтный период.

Его особенность заключается в том, что он во многом зависит от содержательной стороны разрешения конфликта (разрешен ли конфликт, каким образом или угас или «заморозился»).

Этот период характеризуется, как правило, изменениями во взаимоотношениях оппонентов и членов коллектива; сменой настроения и морально-психологическтго климата в целом, изменениями в профессиональной деятельности.

Этапы конфликта связаны с фазами конфликта, которые отражают динамику конфликта с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основные фазы конфликта.

1) начальная фаза; 2) фаза подъема; 3) пик конфликта; 4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически.

Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т.д.

При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению в таблице.

Соотношение фаз и этапов конфликта.

Фаза конфликта Этап конфликта Возможности разрешения конфликта (%)
Начальная фаза Возникновение и развитие конфликтной ситуации; Осознание конфликтной ситуации (2,3) 92%
Фаза подъема Начало открытого конфликтного взаимодействия (4) 46%
Пик конфликта Развитие открытого конфликта (5) Менее 5%
Фаза спада Разрешение, замораживание, угасание конфликта (6) Около 20%


Сейчас читают про: