Управленческое решение — это выбор из возможных вариантов действий одного, позволяющего достичь поставленной цели, решить ту или иную проблему.
В практической деятельности руководители и специалисты постоянно сталкиваются с необходимостью принимать различного рода решения. Это один из важнейших моментов их деятельности, продукт их труда.
Понятие «управленческое решение» многопланово, оно связано с непосредственным воздействием управляющего субъекта на управляемый объект. Поскольку решение принимается чаще всего в процессе производства, оно должно учитывать все его стороны. В условиях сельского хозяйства дополнительная сложность этого процесса определяется специфическими особенностями отрасли.
Основанием для принятия управленческого решения могут служить различные производственные ситуации, изменения внешних и внутренних условий производства.
Руководители могут принимать решение при различной степени информированности: в условиях неопределенности, что в большей мере относится к прогнозированию (цели не определены, ресурсы не обеспечены, сроки исполнения не выявлены); в условиях риска, когда многие факторы имеют вероятностный характер; в условиях определенности (плановое решение задачи). При планировании определены цели (исходя из ситуации на рынке), объемы материально-денежных и трудовых ресурсов и условия функционирования предприятия.
|
|
Важнейшие требования к управленческому решению — это всесторонняя обоснованность; полномочность (правомочность); правомерность (соответствие существующим законам); необходимая полнота и целостность содержания (комплексность); своевременность принятия и доведения до исполнителей.
Сложности в принятии решений руководителями возникают по следующим причинам:
- решения принимаются на различных уровнях иерархии, недостаточно согласовываются;
- приходится принимать решения, имея дело с большим числом взаимосвязанных проблем, иногда противоположно направленных;
- изменяется круг условий и приоритетов, экономическая ситуация, важно правильно выбрать проблему, с которой нужно работать в данный момент;
- складываются непредвиденные ситуации, что характерно для сельского хозяйства.
В сельском хозяйстве зачастую приходится одновременно решать, что сделать, кто это будет делать, когда, где и как.
В условиях рынка особое место в деятельности предприятия занимает маркетинг, поэтому решения и распоряжения руководителя в этой области особенно важны. Руководитель принимает решения, относящиеся к изучению рынка; ассортименту и качеству выпускаемой продукции; сбыту продукции на условиях контрактов (договоров); целесообразным в настоящий момент поставкам (товародвижению); системе стимулирования сбыта продукции и предприятия — с целью увеличения числа клиентов, объемов реализуемой продукции предприятия; к внедрению различных форм обслуживания клиентов.
|
|
Управленческие решения можно классифицировать по многочисленным признакам: субъектам управления, продолжительности действия, масштабности решаемых вопросов, объекту воздействия, принципу разработки и принятия, сфере действия, форме выражения, характеру действия и т. д.