Сущность и функции управления качеством

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей. Например, качество молока проявляется в уровне содержания жира, молочного белка, кислотности, механической загрязненности, бактериальной обсемененности; качество растительных продуктов — в содержании сахара, крахмала, белка и т. д.

Качество труда — это совокупность свойств трудовой деятельности, непосредственно зависящих от работника и обусловливающих соответствие этого процесса определенным требованиям.

Качество труда зависит от профессиональной подготовки, обеспеченности средствами производства, а также добросовестности: нередко работники в одних и тех же условиях получают разные результаты.

Управление качеством продукции достигается путем планирования его повышения, контроля за соответствием показателей установленным требованиям, регулирования процесса его формирования в зависимости от изменяющихся условий и факторов. Оно необходимо на всех стадиях производственного процесса — при планировании, производстве, хранении и реализации продукции. Для его осуществления необходима комплексная система, представляющая собой совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на повышение качества продукции наиболее экономичным путем.

Функции управления качеством подразделяются на общие — планирование, организация, мотивация, регулирование, анализ и контроль и специальные — на основе разделов международной системы стандартов.

Можно выделить следующие специальные функции управления качеством продукции:

- изучение рынков сбыта и требований потребителей к качеству, единовременных затрат на приобретение и цен потребления продукции;

- определение положения предприятия на рынке и целей, связанных с данной продукцией;

- прогнозирование спроса, технического уровня, качества, единовременных затрат на приобретение и цен потребления продукции;

- проектирование и разработка требований к технико-экономическому уровню качества продукции;

- разработка новых видов продукции и внедрение их в производство;

- реклама продукции;

- оценка поставщиков сырья, материалов и т. д.;

- технологическое обеспечение;

- совершенствование организации труда и производства;

- материально-техническое обеспечение;

- метрологическое обеспечение;

- нормативное обеспечение;

- документационное обеспечение;

- информационное обеспечение;

- организация специальной подготовки и обучения кадров по повышению качества и конкурентоспособности продукции;

- аттестация работников и качества работ;

- отбор и расстановка кадров;

- правовое обеспечение управления качеством продукции;

- обеспечение утилизации продукции после ее эксплуатации и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: