Введение. Бывают случаи, когда в модель необходимо включить информацию, выходящую за пределы обычных формальностей

Бывают случаи, когда в модель необходимо включить информацию, выходящую за пределы обычных формальностей. Так, архитектор порой пишет примечания на комплекте чертежей здания, чтобы обратить внимание строителей на некоторые тонкости. В студии звукозаписи композитор может изобрести новую музыкальную нотацию и прояснить с ее помощью какие-нибудь необычные эффекты, требуемые от исполнителя. Хотя в обоих случаях уже существуют хорошо определенные языки - строительных чертежей или музыкальной нотации, - их приходится некоторым образом модифицировать или расширять, чтобы наиболее адекватно выразить свои намерения.

Моделирование есть не что иное, как способ обмена информацией. UML предоставляет все необходимые инструменты для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования артефактов разнообразных программных систем, однако при некоторых обстоятельствах его возможности требуется расширить или модифицировать. В человеческих языках такой процесс протекает непрерывно (вот почему ежегодно публикуются новые словари). Что касается языка моделирования, то всегда следует помнить, что он предназначен для обмена информацией между разработчиками, и потому стоит придерживаться его основных правил и принципов, пока не возникает острая необходимость отклониться от них. Но даже в этом случае неформальную информацию следует представлять контролируемым образом, иначе никто не сможет понять, о чем идет речь.

Примечания позволяют давать произвольные комментарии и ограничения для пояснения созданной модели. Они могут указывать на артефакты, играющие важную роль в жизненном цикле разработки программного обеспечения - такие, как требования - или же содержать наблюдения, обзоры или пояснения в свободной форме.

Графическим представлением комментариев и ограничений в UML является примечание (см. рис. 6.1). Эта нотация позволяет непосредственно визуализировать комментарии. В сочетании с подходящими инструментальными средствами примечания также могут служить опорной точкой, к которой привязываются или куда встраиваются другие документы.


Рис. 6.1 Примечания

Стереотипы, помеченные значения и ограничения - это механизмы UML, которые позволяют создавать новые строительные блоки, новые свойства и определять новую семантику. Например, если вы моделируете сеть, то могут понадобиться символы для маршрутизаторов и концентраторов; с помощью стереотипных узлов эти элементы можно представить в виде примитивных строительных блоков. Если вы отвечаете за сборку, тестирование и применение версий программного продукта, было бы целесообразно отслеживать номера версий и результаты тестов наиболее важных подсистем. Эту информацию стоит добавить в модель с помощью помеченных значений. Наконец, при разработке сложной системы, работающей в режиме реального времени, уместно дополнить модель информацией о временных ресурсах и сроках окончания работ; это можно сделать с помощью ограничений.

UML располагает средствами для текстового представления стереотипов, помеченных значений и ограничений, как показано на рис. 6.2. Кроме того, стереотипы дают возможность вводить новые графические символы, добавляя в модель визуальные образы, характерные для предметной области и среды разработки


Рис. 6.2 Стереотипы, помеченные значения и ограничения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: